Мы стали лауреатами XVII Национального психологического конкурса "Золотая Психея"

Решением Экспертного совета XVII Национального психологического конкурса "Золотая Психея" в номинации "Мастер-класс года для психологов" звание Лауреата было присуждено нашему проекту - "Анализ соревновательного опыта как составная часть психологической подготовки спортсмена".

5 июня 2016 г. на 10 Юбилейном Санкт-Петербургском Саммите психологов О.В.Тиуновой был вручен диплом Лауреата конкурса.

 

Интервью спортивного психолога О.Тиуновой журналу "Men's Health"

В журнала "Men's Health" (июнь 2016 г.) опубликован фрагмент интервью с руководителем Лаборатории О.Тиуновой.

 

Текст интервью полностью:

1) Обучают ли сегодня тренеров психологическим аспектам работы со спортсменами (в первую очередь интересуют футбольные тренеры) ?

Должны обучать. Вообще, при получении высшего спортивного образования курс «Психология» обязателен. При переподготовке тоже. Теперь раз в 5 лет тренерский состав должен проходить Курсы повышения квалификации (КПК). Однако обучать можно по-разному, и никакие современные требования «оформления» учебных циклов на качество обучения, боюсь, не влияют…

Мы уже 4 года проводим КПК по спортивной психологии (а теперь сделали бесплатным участие в них призеров Чемпионатов Мира и Олимпийских Игр любых лет) и знаем от тренеров,  что дефицит информации по психологическим аспектам подготовки и взаимодействия со спортсменами,  огромен. Это несколько странно, ведь возможность самообразования была, есть и будет, особенно в эпоху всеобщей «интернетизации». Боюсь, что в современном обучении тренерского состава снижена …актуальность тематик. Но мы, например, стремимся к системному изложению практически «заточенного» опыта отечественных и зарубежных спортивных психологов, а потом продолжаем консультировать каждого, кто прошел у нас на Курсах обучение.

2) Является ли это обучение обязательным (для получения лицензии) или нет?

Есть физкультурное образование, есть переподготовка, курсы, а есть порядок получения лицензии. Там свои требования и с приобретением системных знаний в области психологии спорта они не связаны. Уверена в этом, поскольку к нам на КПК стремятся попасть и «тренеры с лицензиями».

3) Как обстояли дела с этим вопросом в советское время?

У нас в стране парадоксально уживаются два взгляда на «славное советское прошлое»: первый – всё было плохо, а сейчас лучше, второй – мы потеряли всё хорошее, что имели тогда. Похоже, что в спортивной сфере превалирует второй взгляд. Но истина, как всегда, «прячется» где-то посередине.

У нас  всех, согласитесь, много знакомых, которые сталкивались, так или иначе, с системой образования. Что мы все понимаем сейчас из этого коллективного опыта? Коммерциализация всего на свете! И образования тоже. Исчез фактор обязательности а) знаний, б) качества системы проверки уровня этих знаний. Но возможности для самообразования есть? Они даже расширились! И личность преподавателя по-прежнему играет ведущую роль, когда мы говорим о преодолении «благоприобретённой» внутренней инерции слушателей…

В советское время на государственном уровне реализовывалась идеология «общественное превыше личного», «будет хорошо другим, будет хорошо и тебе»… Сейчас превалирует другая философия: «думай о себе, не отвлекайся, и, ставши благополучным, ты сможешь принести пользу и остальным», примерно так… Но ведь и та, и другая философии жизни правильны: недовольные должны сообща делать жизнь лучше, довольные - делятся своим счастьем с остальными. Это как известные «Янь» и «Инь»…Всё взаимосвязано…

А возвращаясь к теме профессиональной подготовки тренерских кадров, можно предположить, что если средний образовательный уровень и снизился, то параллельно с этим появилось больше ярких тренеров, которые с пользой для себя и своего Дела осваивают современные технологии,  пользуются возможностями обмена опытом, стажировок,  повышения квалификации. Словом, истинная динамика в профподготовке тренерского состава известна только опытным преподавателям Институтов физической культуры, давайте им переадресуем этот вопрос.

4) Когда впервые стали уделять большое внимание психологии спортсмена и кто бы пионером в этом отношении?

В 1913 году Международный Олимпийский Комитет  организовал научный конгресс, посвященный вопросам спортивной психологии. В 1965 году впервые, в Италии было организовано Международное общество психологии спорта, а дальше эта область практической психологии начала очень интенсивно развиваться.

Первыми отечественными спортивными психологами могут считаться П.Рудик, А.Пуни. Интересно, что в 1978 г. известный американский спортивный психолог Б.Дж. Кретти в своей книге «Психология в современном спорте» еще признавал безусловный приоритет советских специалистов в этой области...

Да, мы, как говорится, «стоим на плечах гигантов», но сейчас спортивная психология у нас развивается скорее «не благодаря, а вопреки» - многое делается без финансирования, на голом энтузиазме…

5) Достаточно ли для нормальной психологической атмосферы наличия одного тренера или в современной команде необходимо также наличие спортивного психолога?

Психологическая подготовка – обязательная часть спортивной подготовки, наравне с физической, технической и тактической. Психологическое обеспечение спортивной деятельности должно осуществляться в любом уважающем себя спортивном клубе. Однако просто наличие психолога в команде не гарантирует ни-че-го. Нужна системная работа именно спортивного психолога, причем  -  обоснованная, комплексная, гибкая (модульная), понятная команде и доступная для контроля. И, конечно, никакого шаманства, никаких «экстрасенсов»! Да, тренер – это наставник, учитель, педагог, а иногда папа и мама в одном лице.  Да, у него есть и жизненный, и спортивный опыт, и опыт педагогический. Да, у него есть даже некая «домашняя аптечка» для сложных психологических ситуаций в команде, но нет специальных знаний, нет и времени выполнять работу психолога …

Спортивный психолог, занимая независимую позицию, сохраняя равноудалённость от спортсмена и тренера, отвечает за формирование оптимального боевого состояния спортсменов, за коррекцию этого состояния, за атмосферу в команде и т.д. А тренер должен тренировать. Он и сам, подчас, нуждается в психологической поддержке. Профессиональное выгорание – страшная вещь в спорте!

6) Насколько реально завести команду за время 15-минутного перерыва? 

Реально. Просто говорить нужно про …главное. Про главное в этот момент. Должна быть озвучена …конструктивная правда.  И говорить эту правду должна Личность. Тренер это будет, психолог, который «в теме», или капитан команды – неважно.

7) Существуют ли какие-то хрестоматийные примеры положительного и, наоборот, отрицательного воздействия тренера на спортивный результат из-за особенностей общения с командой?

Таких примеров много и в специальной литературе, и моей практике, но «отрицательные» приводить или цитировать будет некорректно, а положительные озвучить – это значит лишить кого-то из тренерского состава возможности их использовать, ведь они станут известны раньше времени и в их применении будет утрачен эффект непредсказуемости, нестандартности. Словом, категорически …ухожу от ответа.

8) Команда - это общность разных людей. Насколько реально подобрать универсальный инструмент воздействия на коллектив? Или нужно индивидуальное общение - кого-то похвалить, на кого-то надавить, кого-то разозлить?

Работа психолога в команде включает и индивидуальные и групповые формы работы. Но универсальный инструмент воздействия есть – это совместный поиск «пути» к победе. Эта задача всех объединяет и способна…примирить самых горячих оппонентов.

9) Чаще тренер выглядит этаким диктатором, чем добрым другом. Жесткий подход, действительно, более эффективен?

Нет. Судя по результатам исследований 80% всех тренерских реакций на тренировочную работу спортсмена должны быть окрашены положительно. Иначе – беда: снижение мотивации, потеря уверенности, скованность, ломающая техничность и др. Откуда «взять»  эти 80% - отдельный разговор и решение, конечно, есть. Но есть и выявленные учеными статистические закономерности, касающиеся стиля тренерской работы: с мужскими группами, со старшим возрастом, с теми, кто не достиг еще высокого мастерства, в командных видах спорта  – директивность, инструктаж, твёрдость, уверенность. С женскими группами, с юными спортсменами, со спортсменами высокого класса, в индивидуальных видах спорта  рекомендуется несколько большие демократичность, дружественность, эмпатия и т.п. Можно на эти выкладки опереться? Нужно иметь их в виду, можно попробовать с них начать! Но сформировать собственный тренерский стиль придётся всё-таки «с привязкой к местности».

И вот еще важный момент: «ругать» спортсмена можно на тренировках, а зона соревнований – это «святое». Отрицательные эмоции должны быть сведены к минимуму, там нужно проводить вдумчивую проверку всего, что было наработано. Идёт запланированная «проверка» - кого вы, дорогой тренер, ругаете? Почему не себя? А анализ проводить, конструктивно думать среди этих отрицательных эмоций тоже успеваете? Вряд ли…

10) Какие речи тренеров из фильмов (если это возможно) вы бы могли привести в качестве примеров правильного или не правильного общения тренера с подопечными?

В практике бывает так: под ситуацию, сложившуюся в команде, под самое важное во взаимодействии игроков на предстоящей игре (максимальная отдача, сплоченность, подстраховка друг друга, «рабочее» отношение к промежуточным неудачам или ошибкам и др.), спортивный психолог или тренер, может подобрать для команды соответствующий небольшой  видеосюжет.

В московском волейбольном клубе Динамо несколько раз мы использовали фрагмент из фильма «Каждое воскресенье», где – Аль Пачино говорит с командой в раздевалке. По сюжету фильма тогда и так говорить было правильно. Но это вовсе не значит, что там прозвучали универсальные слова-заклинания. Просто в Динамо однажды сложилась ситуация, когда такие слова, такой настрой понадобились, а потом это видео уже стало частью ритуала подготовки к Игре. Словом, важно понимать – и эта работа (психологическая подготовка спортсменов к ответственному старту) тоже выстраивается в каждом случае по-своему.

Кстати, перед стартом всё звучит и воспринимается по иному, а значит удивительным образом «сработать» может и необычная речь тренера, и правильный афоризм на стене в раздевалке, и даже какой-то важный символ, с которым игроки «свяжут» главное в предстоящей Игре. Есть множество вариантов мотивации, преодоления, восстановления сил… Но важно не их количество, а технология использования.

 

Предложение об информационном партнерстве для специализированных спортивных магазинов

Внимание! Мы предлагаем информационное партнерство специализированным спортивным магазинам и торговым центрам, реализующим экипировку и спортивный инвентарь. На первом этапе - взаимный обмен ссылками на наших сайтах.
Возможно потом мы найдём и другие взаимовыгодные формы сотрудничества, ведь мы одинаково заинтересованы в качестве товаров и услуг в области физической культуры и спорта.
Первым нашим партнером в этой сфере деятельности стал  Магазин White-Wolf.suкоторый  предлагает спортивную одежду и экипировку для смешанных единоборств.
 

Проведён цикл лекций по спортивной психологии для ординаторов и студентов Первого МГМУ им.И.М.Сеченова

По просьбе заведующего Кафедрой спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого МГМУ им.И.М.Сеченова руководитель Лаборатории, ведущий научный сотрудник ФГБУ ФНЦ ВНИИФК О.В.Тиунова провела для ординаторов и студентов цикл лекций (6 пар) по направлению "Спортивная психология". Основными темами были:

- Система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки,

- Психодиагностика в спорте (углублённое, этапное, текущее обследование, тесты в рамках проведения индивидуальных консультаций),

- Психологическая подготовка спортсменов, получивших травму.

Слушателям была предоставлена возможность получить дополнительную литературу по спортивной психологии в электронном виде.

 

 

Участие Лаборатории в XII Международной научно-практической конференции "Рудиковские чтения-2016"

26-27 мая 2016 г. на базе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) прошла XII Международная научно-практическая конференция "Рудиковские чтения-2016".

Руководитель Лаборатории О.В.Тиунова выступила на конференции с двумя докладами: Построение рабочих взаимоотношений спортивного психолога с родителями юных спортсменов и Пятилетний опыт организации и проведения курсов повышения квалификации "Спортивная психология" (соавторы Фомиг Г.К., Рыльцов В.О.).

Публикации представлены у нас на сайте.

 

Доклад на семинаре конькобежцев - "Система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки: идеальная модель и простейшие формы реализации"

26 мая 2016 года в Москве, в Олимпийском комитете России ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» совместно с Союзом конькобежцев России провели семинар для тренеров по конькобежному спорту по теме «Теория и методика конькобежного спорта: современные подходы в подготовке спортсменов».

В Москву приехали тренеры из 25 субъектов Российской Федерации.

На этом семинаре О.В.Тиуновой был сделан доклад "Система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки: идеальная модель и простейшие формы реализации".

Слушатели получили раздаточный материал и теперь имеют возможность планировать варианты дальнейшего сотрудничества с нашей Лабораторией.

 

Сотрудничество спортивного психолога с участниками и экспертами Финала Национального чемпионата WorldSkills Russia 2016

Ранее мы уже писали о начавшейся работе по психологическому обеспечению подготовки Участников (спортсменов) и Экспертов (тренеров/судей) московской команды по Worldskills - см.новость от 27 апреля 2016 г. 

Наше сотрудничество продолжается: в рамках подготовки к Финалу Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) проведены:

- анкетирование Участников и Экспертов,

- два семинара по формированию стрессоустойчивости и психологической подготовке к соревнованиям,

- подготовка Участникам и Экспертам рекомендаций по сохранению "оптимального боевого состояния" в ходе Чемпионата,

- оперативные консультации Участников и Экспертов в очно-заочном режиме.

Комплекс проведённых работ и его оценка Участниками и Экспертами еще раз подтверждают, что технологии психологической подготовки спортсменов эффективны в любой деятельности, где требуется достичь высокий результат.

Наше сотрудничество с Региональным координационным центром WorldSkills Russia по г.Москве будет продолжено.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад на X Всероссийском Форуме "Здоровье нации - основа процветания России"

В рамках X Всероссийском Форуме "Здоровье нации - основа процветания России" Министерством образования и науки РФ и Российским университетом дружбы народов был организован Круглый стол "Совершенствование системы физического воспитания обучающихся в рамках предмета (дисциплины) "Физическая культура в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов". В качестве одного из экспертов к работе Круглого стола была приглашена О.В.Тиунова. В соавторстве с Фильченковым Д.А. (руководителем экспериментальной площадки нашей Лаборатории, зав.Кафедрой ФВиС ПензГТУ) ею был сделан доклад "Особенности реализации учебных программ по физическому воспитанию студенческой молодежи в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов".

Конверсия технологий спортивной психологии в профессиональную подготовку молодежи

Мы часто говорим, что технологии и методики спортивной психологии могут быть полезны тем, кто ставит перед собой большие задачи. Этому посвящена отдельная страница нашего сайта, уже есть хороший опыт консультирования специалистов финансовой сферы, разработаны методические рекомендации для специалистов РЖД. Теперь, по просьбе координатора РКЦ WorldSkills Russia, мы постараемся помочь Сборной команде г.Москвы.     

WorldSkills - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышения престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. 

Нами проведено анкетирование участников Полуфинала Национального чемпионата "Молодые профессионалы" до и после проведения соревнований , подготовлены и переданы участникам и экспертам инструкции по психологической подготовке. В ходе проведения Полуфинала в г. Ярославле проведены психолого-педагогические наблюдения и консультации членов команды.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Завершилось обучение 10-й группы на Курсах "Спортивная психология"

С 11 по 22 апреля сотрудники нашей Лаборатории провели очередные Курсы повышения квалификации по направлению "Спортивная психология" (72 часа). Как обычно, первая часть обучения была заочной, а вторая прошла на базе НОУ ДПО "Национальный институт биомедицины". К нам приехали психологи и представитель тренерского состава из городов: Апрелевка, Владивосток, Зеленоград, Коломна, Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Уфа. Уже традиционно был среди слушателей и представитель Республики Казахстан.

Эта группа слушателей стала для нас юбилейной – 10-й.  В честь этого события  два тренера, в прошлом – известные спортсменки, призёра Чемпионатов Мира прошли обучение на Курсах бесплатно. Эту акцию (бесплатное обучение призеров Чемпионатов Мира и Олимпийских Игр любых лет) мы планируем сделать доброй традицией.

После основного курса обучения были проведены три однодневных научно-методических семинара: 

- Психодиагностика  в спорте: планирование, организация, обработка данных и интерпретация результатов. 

-   Индивидуальное консультирование спортсменов: особенности очной работы и заочного взаимодействия. 

- Личная эффективность спортивного психолога: вопросы самоорганизации, восстановления внутренних ресурсов, построения индивидуальной карьеры, проведения диссертационного исследования. 

Наше общение со слушателями обязательно будет продолжено в ходе их дальнейшей практической работы.

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика