Интервью спортивного психолога Национальной Службе Новостей

29 июня 2020 г. спортивный психолог Ольга Тиунова дала интервью Национальной Службе Новостей. Темой разговора стали опасения о сложностях спортивной подготовки для детской психики. Фрагменты интервью представлены на сайте НСН и "Россия сегодня".

Ниже текст интервью и рекомендации спортивного психолога приводятся полностью: 

  1. Действительно ли профессиональный спорт ломает психику детей?

Серьёзные, постоянные, планомерные, целенаправленные, словом, «профессиональные» занятия спортом во многом отличают жизнь детей от «среднестатистического» времяпрепровождения их сверстников.  Отличие это может давать как преимущество, так и дополнительные сложности…

Преимуществом является возможность физического развития, укрепления воли, самодисциплины и самоконтроля  и  каждый из нас наверняка сможет дополнить этот список. Есть ещё один плюс – ребёнок занимается Делом, в котором ему интересно развиваться и преодолевать трудности.

Отрицательно влиять на психику ребенка могут

- грубость тренера,

- нездоровая атмосфера в команде,  

- неумение превращать большие цели в понятные задачи,

- боязнь проигрышей,

 и прямая зависимость между спортивными достижениями и отношением к ребёнку его родителей… 

  1. Как это предотвратить?

Итак, нельзя сказать, что большинство  юных спортсменов в глубине души завидуют своим более свободным и беспечным сверстникам. Скорее наоборот.

Нельзя сказать, что среди юных спортсменов абсолютное большинство – это закоренелые «троечники». Многие спортсмены, которые обращаются к нам для консультаций, - отличники.

Верные приоритеты, самодисциплина, организованность (тайм-менеджмент, селф-менеджмент) позволяют полноценно развиваться и школьникам.

Ну и, конечно, если речь идёт об индивидуальном психологическом сопровождении юного спортсмена,  должны быть  упорядочены шесть «блоков»  его подготовки: «жизненная база, «спортивная база», «тренировочный процесс», в том числе и психологическая подготовка, «подготовка к соревнованию», «соревновательная деятельность», «анализ  соревновательного опыта». 

  1. Какие методы используются психологами для минимизации ущерба для детской психики от тренировок и давления тренеров? 

Для того, чтобы занятия спортом не превратились в многолетнюю «каторгу», полезно объяснить ребёнку некие важные «правила игры». Например,

- нельзя ждать от тренера «родительского» отношения к тебе. Тренер – это эксперт, нам с тобой нужна, прежде всего, эта его «экспертность». Постарайся не обращать внимание на какие-то его человеческие «несовершенста»…

- если ты сталкиваешься с чем-то плохим, нечестным, опасным или непонятным в ходе спортивных занятий, не бойся рассказать об этом родителям, они обязательно помогут…

- настоящий спортсмен не тот, кто выигрывает, а тот, кто может решать поставленные перед собой задачи…

- успех, основанный на правильной тренировке (напряжении, преодолении трудностей, усталости и т.д.)  нужнее, чем успех, основанный на удаче, случайности… 

- ошибки – вещь полезная, целенаправленная работа над ошибками позволяет совершенствовать «слабое звено», без ошибок у тебя не было бы ориентира…

В заключении хочу напомнить, что спорт высших достижений – это … внутренний Космос ,  бесконечная возможность человеческого развития, сложный, объёмный многофакторный,  многовекторный и многоуровневый процесс.  Для детей там нужны понятные «траектории», реальные планы, выполнимые задачи, позитивная оценка движения, арсенал «вооружения», карта… Все эти опции помогает выстроить индивидуальный спортивный дневник, который спортивный психолог разрабатывает  вместе со спортсменов.

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2020
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика