Интервью О.Тиуновой "Советскому спорту" по ситуации с ФК "Спартак" (взгляд спортивного психолога)

Психология футбола: не губят ли "Спартак" завышенные ожидания болельщиков, прессы, экспертов?

(интервью О.Тиуновой ведущему обозревателю "Советского спорта" Н.Роганову) 

1) Вводная - команда давно середняк (лет 10 как), а все требуют не просто «золота» и красивой атакующей игры. Мантра – «для «Спартака» нет место кроме первого». Есть тут психологическая проблема завышенных ожиданий или нет?

Давайте спокойно разберемся или хотя бы попытаемся это сделать.

Какие болельщики или руководители каких клубов не ждут от своих команд «золота» и «красивой атакующей игры» (на поле, площадке, на льду и т.д.), красивого зрелища, прямо скажем? Нет таких болельщиков и нет таких руководителей. Да и любой профессиональный спортсмен, выходя на старт, хочет выиграть, а не просто принять участие.

«Психологические проблемы» бывают всегда у кого-то, а «завышенные ожидания», как я понимаю,  это некая общественная тенденция. Можно говорить о психологическом эффекте, психологических последствиях таких ожиданий: у тренера окажется мало оснований быть довольным своей работой и работой команды, у менеджмента - много оснований не доверять  набранному составу, включая тренера. Что может быть в  результате – у всех ощущение неясного будущего, желание лишний раз подстраховаться, сберечь себя для м.б. другой команды, недовольство партнерами, снижение общекомандной сплоченности, повышенный процент негатива в тренировочном и соревновательном процессе  и «за деревьями» никто уже не увидит «леса» - всё, что получается неплохо или явно удаётся, уже не будет оценено позитивно, т.е. не закрепится… И наверняка это еще и не полный перечень… 

2) Несет ли «Спартак» на себе «груз» прошлого? Славных советских времен и особенно - «золотых» 1990-х, когда команда несколько раз подряд становилась чемпионом?

Славное прошлое «Спартака», прежде всего, может вдохновлять, служить ориентиром...Когда мы говорим нашим детям о вечных ценностях, о смысле жизни мы же не передаём им «груз» этих понятий. Ориентир, принцип, цель не должны давить, они поддерживают, помогают двигаться вперед. Да, обязывают, и это иногда усложняет жизнь, но и правильно её организует.

Есть такое понятие «психология спортивного менеджмента». В любой спортивной организации кем-то должна продумываться именно такая стратегия приближения к идеалу. Она, эта стратегия,  состоит из этапов, контроля, объективной оценки, коррекции (а не «оргвыводов») и, главное, позитивного взгляда на всё, что может быть названо «позитивным».  А поскольку болельщики «Спартака» - это уже не толпа в римском Колизее, требующая хлеба и зрелищ, а люди, болеющие душой за любимую команду, они  поддержат любой её «рост». Разве не было в истории спорта примеров, когда болельщики искренне поддерживали проигравшую, да что там – вечно проигрывающую, но «работающую», «бьющуюся» команду? В этом - суть «боления». Болеть за безусловно сильного – это пожалуйте в Колизей. Помогать, поддерживать того, кто растёт – это честнее и цивилизованнее.

Но тут встаёт вопрос об оценке этого роста. И это уже работа профессиональных футбольных аналитиков, статистиков. Ведут эту работу в «Спартаке»? Наверняка! И что видно? Я не знаю, но это очень интересно и только это может служить объективной основой …для суждений и решений. 

3)    ……………….Старкова за 2-е место в 2005 году не благодарили …………….

Знаете, спорт состоит из триединства: содержание, методика, организация процесса. Давайте схематично обозначим: «содержание» - игра команды, «методика» - работа тренера по её подготовке, «организация процесса» - это спортивный менеджмент. То 2-е место – это результат недоработки в этой модели? Или м.б. там и соперник был достаточно силён? «Не благодарили за 2-е место» просто по итогу? Причину проигрыша кто-то озвучил? Были сделаны выводы методического, тактического характера? Вырос Клуб от этого «проигрыша» или было упущено главное и в новом сезоне тренеру пришлось с первых дней  работать в состоянии стресса? 

4) Почти все комментаторы и эксперты всегда оценивают «Спартак» «по гамбургскому счету» (такое отношение только к «Зениту», иногда к ЦСКА). Оправдано ли это?

Оправдано, причем по отношению ко всем нам. Для справки из Википедии:  «Гамбургский счёт - идиома в значении «подлинная система ценностей, свободная от сиюминутных обстоятельств и корыстных интересов», восходящая к рассказанной В.Шкловским истории о русских цирковых борцах конца XIX — начала XX вв., обычно определявших победителя схватки заранее, договорённостью, но раз в году сходившихся будто бы в Гамбурге, вдали от публики и работодателей, чтобы в честной борьбе выяснить, кто же из них на самом деле сильнее».

Наверное, если искать в системе оценок какой-то другой подход, то это будет только оценка «за красивые глаза», т.е. прямая противоположность «гамбургскому счету»… Нет, спорт и привлекает всех нас своей изначальной объективностью, за которую, правда, всё чаще приходится теперь бороться, но это уже совсем другая история… 

5) Про советские времена – в конце 1970-х «Спартак» вылетел в Первую лигу. На следующий год вернулся, а еще через два стал чемпионом. Можно ли этот вылет назвать «очищением» от груза завышенных ожиданий? Потом психологически легче играть?

Знаете, в спортивной психологии есть проверенная закономерность: меняется более 50% первоначального состава команды – можно считать, что это уже новая команда, а, значит, многое придётся выстраивать с нуля. Или вот еще проверенный факт: стабильный состав играет 5 лет (ну, предположим, где-то), через 5 лет в такой команде накапливаются совершенно естественные изменения, которые снова требуют пересмотра тренерских подходов, общекомандных правил и др. Что было за указанный  Вами период с составом? А тренерский состав был стабильным? Это важная информация для правильного ответа, но думаю, что человеческий фактор (индивидуальное мастерство и мотивация, командный дух) важнее, чем тот или иной «след» предыдущего сезона. 

6) Многие игроки, придя в «Спартак», быстро сдают (Попов, Мовсисян и др.). Может, от того, что завышенные ожидания – непосильный груз?

Эх, не хватает нам сейчас здесь главного тренера «Спартака» или статистика команды для пояснения, в чем названные Вами игроки «сдают», а в чем м.б. «прибавляют»…

Давайте уйдем от этой опасной темы и поговорим абстрактно. Понятная политика Клуба, грамотно выстроенная система подготовки, рабочее отношение к неудачам, атмосфера товарищества внутри коллектива, сплоченность и увлеченность работой  – это основа для индивидуальной отдачи.

Но вот что важно: да, нужно ориентироваться на высокие цели, держать в уме большие задачи, ценить традиции, но каждый сезон всё будет зависеть только от конкретных людей, работающих «в предлагаемых обстоятельствах».  Да, это – внутренняя «кухня» Клуба и её ароматы должны вызывать аппетит! 

7) Может, правильней было бы дать цель – занять 2-3 место любой ценой (даже играя от обороны)? А потом уже двигаться дальше, развиваться к «золоту»?

Увы, мне трудно ответить на этот вопрос…Кто формулирует цели? Кто определяет соотношение «цена-качество»? Наверное, тот или те, кто платят зарплату игрокам и тренерскому составу? 

8) Как вообще можно проверить, есть ли на игроках такой груз? Видно ли это невооруженным взглядом? Или нужны «анализы» и полдня психологических тестов?

По сути, это главный вопрос сегодняшнего интервью: что делать? (Вопрос «кто виноват?» ответа, скорее всего, не имеет).

Психологическое обеспечение спортивной подготовки должно осуществляться в любом уважающем себя спортивном клубе. Но я не рекомендую верить тому, кто пользуется «невооруженным взглядом». В команде нужна системная работа спортивного психолога - обоснованная, комплексная, гибкая (модульная), понятная команде и доступная для контроля. Никакого шаманства! А тесты, или, например, разработанные нами опросники -  прекрасный метод, позволяющий  и разобраться, и обсудить сообща, и исправить всё то, что исправить еще можно. И, конечно, не полдня они займут – полчаса только. 

9) Можно ли убедить экспертов, болельщиков, прессу (и кому это по силам?), не требовать от «Спартака» слишком много?

Ну, а как же честный «гамбургский счёт»? Почему не требовать, ждать и надеяться, а еще создавать соответствующие условия и болеть душой?

Только при этом давайте не с «высоты птичьего полета» оценивать работу команды. Кто-то наверняка знает, в чем сейчас её сила, а в чем слабость, и имеет план, и систему оценки, и критерии объективные. Есть такой человек, такие специалисты в клубе? Наверняка!

Значит можно сформулировать цепочку реально выполнимых задач для реализации в тренировочной работе и соревновательной деятельности. Это много или мало?

Это правильно!

Участие Лаборатории в XIII Международной выставке СПОРТ

23-25 марта в Москве на территории ВЦ ЭЦ "Сокольники" прошла XIII Международная выставка "СПОРТ".

На стенде Лаборатории были представлены наши разработки и возможности в области психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва.

Тренеры, психологи, спортивные врачи, руководители спортивных организаций, родители юных спортсменов и все те, кто интересовался работой Лаборатории, получали подробную информацию о вариантах взаимовыгодного сотрудничества и соответствующий раздаточный материал.

Наша экспериментальная площадка - Кафедра физического воспитания и спорта ПензГТУ - подготовила свои предложения коллегам и разработчикам оздоровительных технология. Состоялся живой обмен мнениями и опытом.

 

 

Мы стали финалистами XVII Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

XVII Национальный психологический конкурс «Золотая Психея» по итогам 2015 года включает несколько номинаций, в том числе "Мастер-класс года для психологов".  В этой номинации представлен доклад руководителя Лаборатории, ведущего научного сотрудника ФГБУ ФНЦ ВНИИФК  Тиуновой О.В. на тему «Анализ соревновательного опыта как составная часть психологической подготовки спортсмена».

      21 октября 2015 г.  О.В. Тиунова приняла участие в ежегодной научной конференции «Ананьевские чтения-2015: Фундаментальные проблемы психологии", которая была организована Факультетом психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета. В рамках работы секции "Теоретические проблемы и практические задачи психологии спорта" ею, в частности, проведён двухчасовой мастер-класс "Анализ соревновательного опыта как составная часть психологической подготовки спортсмена".  Слушателям был представлен комплексный подход в индивидуальной работе со спортсменом и возможности эффективной самореализации психолога в спортивной команде.

       Материал мастер-класса основан на многолетнем опыте автора и представлял собой законченную технологию проведения индивидуальных консультаций со спортсменами и следующую за этим их самостоятельную работу. Особое место было отведено системному анализу опыта побед и поражений, поскольку именно эта работа чаще всего и становится началом «новой» спортивной жизни, прерывает череду неудачных стартов, повышает мотивацию спортсмена и снижает излишнюю тревожность.

       Изложенные в докладе методические подходы могут быть использованы как спортсменами высокой квалификации, так и теми, кого принято относить к категории «спортивный резерв». Многие иллюстрации доклада являются основой современного «Спортивного дневника».

Полную версию мастер-класса  можно посмотреть на сайте Лаборатории - http://www.self-master-lab.ru/photo/videoarh/195-2010-07-15-20-49-41.html или на нашей страничке в YouTube - https://www.youtube.com/user/selfmasterlab

С 1 по 29 февраля проходило голосование за проекты XVII Национального конкурса «Золотая Психея».

За наш проект проголосовало 48 человек

Потемкина Ида СергеевнаЖуковский Игорь ВладимировичЕфремов Демид ВладимировичДорофеева Ольга Викторовна,Ильина Наталья ЛеонидовнаСамойлова Татьяна ВладимировнаЛовягина Александра ЕвгеньевнаБелова Анна Бабинчук Анна КонстантиновнаВолынская Юлия ЛеонидовнаСамойлова Алла МихайловнаКузнецова Татьяна ЕвгеньевнаЧудакова Диана АлександровнаТихвинская Евгения ОлеговнаГорская Галина БорисовнаФилина Мария АлександровнаКурилех Олеся ВладимировнаФомин Геннадий КонстантиновичБирман Андрей ВалентиновичИлясова Наталья ВладимировнаСагова З А,Кабанов Вячеслав АлексеевичГригорян Марина РобертовнаКузнецов Николай ОлеговичАндронова Татьяна Александровна,Кирица Наталия ЕБреус Юлия ВалентиновнаКостикова Наталья ВячеславовнаМахрова Наталья НиколаевнаАпросимов Василий АнатольевичРахманина Анастасия АлексеевнаКиселёва Алиса СергеевнаСтанскова Наталья СергеевнаКулиева Алмара Кудрат кызыГарынов Алексей АнатольевичКирилова Ольга ВикторовнаАдадурова Оксана ВалерьевнаЛарина Светлана ГеннадьевнаФильченков Дмитрий АлександровичНестеренко-Костенко Ирина ВладимировнаЛамминпия Айно МихайловнаCерафимович Ирина ВладимировнаПашкова Ульяна ЮрьевнаИвченко Елена АнатольевнаМазурчак Юлия СеменовнаОттенс Сергей МихайловичЛогорова Т. Г.Глаголова Мария Никитична.

Им всем мы выражаем искреннюю благодарность!

По результатам голосования членов Экспертного совета Конкурса мы стали финалистами в номинации "Мастер-класс года для психологов"

Курсы по спортивной психологии и три тематических семинара в Москве с 18 по 25 апреля

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас на КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  по программе «СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (72 часа), которые будут проводиться с 11 по 22 апреля. Обращаем ваше внимание, что с 11 по 17 апреля запланирована   индивидуальная заочная работа со слушателями в Skype и по e-mail. Очная часть обучения будет проходить с 18 по 22 апреля в Москве на базе НОУ ДПО "Национальный институт биомедицины".

Учебный материал адаптирован для трех категорий слушателей – для психологов, спортивных врачей  и тренерского состава.

Задача обучения – сформировать систему психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки с учетом особенностей той или иной спортивной организации.

В процессе работы планируется использование тематических видеоматериалов, обсуждение примеров и проблемных ситуаций из спортивной практики, освоение ряда диагностических  методик.

 Слушатели обеспечиваются обширным методическим материалом на бумажных и электронных носителях.

По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации НОУ ДПО "Национальный институт биомедицины".

 Сотрудничество Лаборатории со слушателями Курсов будет продолжено в ходе их дальнейшей практической работы.

Более подробную информацию см.здесь

Стоимость обучения  35.000 рублей.  

Внимание!  Призеры Олимпийских Игр и Чемпионатов Мира любых лет могут пройти у нас обучение бесплатно.

Дополнительно 23, 24 и 25 апреля будут проведены три тематических однодневных семинара.

          23 апреля (суббота) – Психодиагностика  в спорте: планирование, организация, обработка данных и интерпретация результатов.

          24 апреля (воскресенье) - Индивидуальное консультирование спортсменов: особенности очной работы и заочного взаимодействия.

          25 апреля (понедельник) – Личная эффективность спортивного психолога: вопросы самоорганизации, восстановления внутренних ресурсов, построения индивидуальной карьеры, проведения диссертационного исследования.

          Для всех участников семинаров предусмотрен большой раздаточный материал (в бумажном и электронном виде).

          По окончании работы семинара каждому  будет выдан соответствующий сертификат.

Стоимость участия в одном семинаре:

- для тех, кто когда-либо проходил обучение на наших Курсах – 5 000 руб.

- для остальных желающих – 10 000 руб. 

Просим присылать нам заявки, а также передать информацию о Курсах и семинарах  коллегам и другим заинтересованным лицам.

Проведён трехдневный семинар по спортивной психологии для тренеров и спортсменов-каратистов высокой квалификации

По просьбе Орловской областной Федерации Каратэ 19-21 февраля 2016 г. на базе Детско-юношеской спортивной школы "Орел-Карат" для тренерского состава и спортсменов высокой квалификации был проведён трехдневный обучающий семинар по спортивной психологии.
 
Он включал лекционные занятия, индивидуальные консультации, проведение психолого-педагогических наблюдений и измерений, позволяющих определить и индивидуальные особенности спортсменов в условиях соревновательной деятельности, а также анкетирование спортсменов, планирующих участие в Чемпионате России.
 
Все участники семинара получили обширный раздаточный материал для дальнейшей самоподготовки.
 

 

Продолжается сотрудничество с Федерацией регби России

В ответ на официальное  предложение войти в состав "Комитета подготовки тренеров и научно-методического обеспечения ФРР" мы подготовили комплекс предложений, касающихся вопросов психологического обеспечения спортивной подготовки сборных команд и ближайшего резерва.

 

 

 

 

Консультации для тех, кто планирует повысить эффективность в делах или хочет «начать новую жизнь»…

Всем тем, кто хочет в новом году (или с ближайшего понедельника) «начать новую жизнь» - стать более собранным, уверенным и успешным, но при этом сохранить внутреннюю гармонию  мы предлагаем помощь в САМООПРЕДЕЛЕНИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ.

Самоопределение -  включает психодиагностику (выявления сильных сторон личности и возможного психологического ресурса) и  смысложизненную ориентация (определение осознанных и неосознанных, базовых и актуальных ценностей).

Самоорганизацию – это рациональная система планирования деятельности и поэтапная объективная оценка её эффективности.

В английской версии данное направление работы носит название «тайм-менеджмент», «сэлф-менеджмент» и пр. На эту тему проводятся полезные вебинары (например, http://www.nsaunin.ru/#!vebinar/c24w2), обучающие семинары и уже написано много книг...  Для современного человека тема, действительно, актуальная…

Наш подход  проверен десятилетиями практической реализации и может быть адаптирован  под индивидуальные задачи и личностные особенности каждого. Стоит упомянуть и два следующих направления работы самопостроение (физическое и психологическое совершенствование) и самореализацию (с использование имеющегося у Вас потенциала, научной организации труда и рационального отношения к получаемому опыту побед и поражений).  Они тоже могут показаться Вам интересными, а мы, безусловно, поможем. 

Словом, жизнь – это своеобразный вид спорта. Хотите перемен, изменений, результатов? Обращайтесь!

Интервью о проблемах спортивной психологии для интернет-издания ГАЗЕТА.RU

5 января в интернет-издании ГАЗЕТА.RU опубликовано интервью по актуальным вопросам спортивной психологии руководителя Лаборатории О.Тиуновой 

Ниже мы представляем его первоначальный текст:

Система спортивной подготовки – это «человеческий космос» 

2016 год будет богат на спортивные события: состоятся летние Олимпийские игры и чемпионат Европы по футболу. О том, как психологи готовят спортсменов к серьезным состязаниям, почему употребление допинга психологически невыгодно, а также в чем заключаются особенности современной диагностики атлетов в интервью “Газете.RU” рассказала спортивный психолог, руководитель Лаборатории физической культуры и практической психологии, кандидат педагогических наук Ольга Тиунова. 

Газета.RU: Недавно разразился допинговый скандал с российскими легкоатлетами. Как это может отразиться на психологическом состоянии спортсменов? 

О.В. Тиунова: Вряд ли спортсмен, даже если он принимает допинг, будет говорить об этом психологу… Фармакологическое обеспечение в спорте правомерно, т.к. спортсмены живут в непривычном, неестественном для человека режиме. Я бы сказала, что спорт - эволюционно противоестественен, ведь мы «запрограммированы» природой на то, чтобы найти условную «дичь», наесться и… прилечь, чтобы сэкономить энергию, не тратить её попусту. Колоссальные тренировочные усилия и соответствующие физиологические изменения в организме спортсмена требуют компенсации. Определённые фармакологические препараты, пищевые добавки, витамины используются для ускорения восстановления и сохранения спортивного долголетия. Плохо, если такие вещества приносят вред здоровью или отнесены к разряду допинга. Запреты, связанные с допингом как раз и появились, чтобы сохранить здоровье спортсмену, чтобы победа не достигалась любой ценой. При этом для спортсмена высокой квалификации принимать какой-либо запрещенный препарат - означает все время находиться под «дамокловым мечом». В любой момент его могут проверить, аннулировать результат, дисквалифицировать. Постоянно жить с этим риском - психологически очень невыгодное состояние. 

Газета.RU: Каким образом спортивный психолог помогает спортсменам восстановиться после поражений? 

О.В. Тиунова: Важно понимать общую ситуацию: во-первых, не в каждой (даже сборной) команде есть спортивный психолог, часто эту роль играет тренер, что проблемы психологического плана не снимает. Во-вторых,   бывает, что психологи, которые пытаются реализовать себя в спорте, не имеют соответствующей подготовки, что также плохо заканчивается…

 Есть опасная тенденция в сборных и клубный командах, когда тренер после неудачного матча или турнира из уважения к спортсменам, из лучших побуждений предлагает забыть проигрыш и начать подготовку «с чистого листа». Однако важнее вынести урок и на основе полученного опыта поражения скорректировать тренировочный процесс, а также технико-тактический план борьбы на очередном турнире. Если эта работа не выполняется,  психологические «внушения оптимизма» могут и не подействовать.

Спад результатов в команде (как и неуклонный подъем) – процесс «закономерный», т.е. имеющий причины, предысторию, динамику какую-то…  А вот «кризисом» можно назвать возникающее после серии поражений или критического объема травм недоверие команды к тренерскому составу. Оно, это недоверие, начинает быть заметным к середине сезона. Важно «мониторить» состояние команды, обсуждать причины каждой полученной травмы, каждого неудачного выступления и принимать «методические» решения. Таким образом снимается напряжение и взаимное недоверие в спортивном коллективе… 

Газета.RU: Какие ещё случаи, связанные с переживанием спортсменом сложных ситуаций, были в вашей практике? 

О.В. Тиунова: У меня 15-летний опыт работы в статусе спортивного психолога, поэтому случаев могу привести много. Сейчас стоит остановиться на «синдроме запасного игрока» в клубных командах. Важно, чтобы игрок запаса не чувствовал себя второсортным игроком. Во время матча он практически не играет, но стоит у площадки, у поля, целиком погружаясь в игру… Дальновидным тренером такие игроки должны быть использованы в качестве «экспертов», которые после игры могут поделиться с ним своими наблюдениями. А, вообще, «запасные» - это, по сути, «стратегический резерв главного командования». Но как редко такая логика присутствует в командной жизни!

Или вот пример – начинаем работать со спортсменом в ситуации очевидного спада его результативности. Не обязательно причина этого - в особенностях психики или неправильных поведенческих реакциях на происходящее. Возможная причина - в слабой технико-тактической подготовке, взаимно завышенных ожиданиях тренера и спортсмена. Да, можно работать с предстартовым состоянием спортсмена, но если тренер, выпуская его на поле, ринг, ковер, не снабжает своего воспитанника «планом» борьбы, это приводит к тактической беспомощности спортсмена, что и выясняются в ходе наших консультаций. Такие ситуации характерны в основном для детско-юношеского спорта. Но есть интересные случаи и в сборных. Так, например, сдавая в 2014 году свои полномочия президента Союза Биатлонистов России, М.Прохоров сказал, что накануне Олимпиады в Сочи  психологи тестировали сборную команду и оказалось, что «многие просто не понимают, для чего выполняют тот или иной объем нагрузок»… Но по сути, если нет такого понимания, значит, и «не работают» эти выполненные объемы, а уверенность в собственных силах тоже не будет высокой…  

Газета.RU: Известны случаи, когда молодые спортсмены “выстреливают”, а потом пропадают. Как это объясняют психологи? 

О.В. Тиунова: Тут может быть много причин, начиная от «звездной болезни» и чрезмерной юношеской самонадеянности, которые рано или поздно подводят, и заканчивая ослаблением усилий в тренировочном процессе или  эмоциональным выгоранием. С одной стороны от успеха тоже надо отдыхать. С другой – наоборот. После удачного выступления ставятся новые ориентиры, видоизменяется планирование нагрузок, разрабатываются новая программа подготовки. А у молодого спортсмена, кстати, могут меняться и жизненные приоритеты, снижаться мотивация…Нужно разбираться в каждом отдельном случае. 

Газета.RU: Как готовят спортсменов сборных к серьезным соревнованиям? Как им помогают справиться со стрессом? Есть ли какие-то психологические техники? 

О.В. Тиунова: У нас не во всех сборных есть психологи, которые полноценно и системно работают. Например, футбол в плане психологического обеспечения - вообще закрытая зона. Начиная с Олимпийских Игр в Ванкувере (с 2010 года), полномочия по обеспечению сборных команд психологами и организации их работы были переданы Федеральному медико-биологическому агентству. В их ведомстве создан соответствующий отдел, который эту работу должен обеспечивать. Периодически на конференциях мы встречаемся с руководителями этого отдела, но из их докладов становится ясно, что пока осуществляется только психофизиологическое тестирование отдельных команд. На мой взгляд, пора, наконец, организовать полноценную систему психолого-педагогического обеспечения сборных. Она должна быть комплексной, относительно универсальной (модульной), алгоритмизированной (гибкой) и  доступной для контроля.        Методики и техники снятия чрезмерного стресса, повышения концентрации, мобилизации и т.д., безусловно, существуют. К счастью в наш  пресвященный веклюбой желающий может найти эту информацию в Интернете и специальной литературе. Этим психологическое «усиление» часто и ограничивается. Но в сложной, почти «космической» системе спортивной подготовке такого  фрагмента явно недостаточно.

Газета.RU: Как выстраиваются программы подготовки к серьезным соревнованиям? 

О.В. Тиунова: Соревнования – это проверка достигнутого на тренировках уровня подготовленности, и после такой проверки корректируется дальнейшая тренировочная работа. На соревнования нужно идти не как на экзамен с непредсказуемым финалом, а как на праздник – «праздник моей готовности». Но часто спортсмен думает либо о том, как было бы хорошо выиграть, либо как бы не проиграть. Оба подхода чреваты поражением, т.к. спортивный успех зависит не только от самого спортсмена, но и от соперников, партнеров по команде, судейства, погоды, технического оснащения и т.д. Т.е. думать о конечном результате – неконструктивно! Задача спортсмена на соревнованиях – выполнить заранее подготовленный план, особые технико-тактические задачи, реализовать в сложных условиях то, что было «наработано» в предшествующем тренировочном цикле. Мы часто говорим: зная цель своего пути, смотрите не на горизонт, а под ноги! Очень полезно переводить соревновательную ответственность в определенный кураж, типа: «Сейчас у меня есть прекрасная возможность проверить себя и узнать что-то новое!».

Психологическая программа подготовки к соревнованиям мы разрабатываем индивидуально под каждого спортсмена. И они включают 5-10 пунктов. Но одна из задач этого этапа - сформулировать и научиться «включать» то состояние, которое нужно для максимальной соревновательной эффективности. Например, я заранее прошу спортсмена подобрать 10 слов, описывающих его «оптимальное боевое состояние». Дальше список сокращается до пяти, затем – до трех слов. К этим определениям мы подбираем простые физические действия: если оказывается,  что особенно важно быть сосредоточенным, то состояние это может, например, «включаться» за счет нахмуренных бровей. Нужна «злость»? Договариваемся, что «включателем» станет медленное сжимание кулаков. Но решить – мало, нужны тренировки. В результате спортсмен выходит на старт и уже точно знает, каким он должен быть и как он может достичь или восстановить нужное ему состояние.  

 Газета.RU: В вашей Лаборатории проводится диагностика личности спортсменов. Расскажите, для каких видов спорта, какие личностные качества считаются значимыми? 

О.В. Тиунова: Не простой вопрос. Был период в работе спортивных психологов, когда искали так называемые «модельные характеристики» идеального спортсмена. Например, модельными могли считаться средние показатели какой-либо сборной команды. Чем не модель? Причем это касалось не только психологических качеств, но и показателей физической подготовленности. Считалось, что в ближайшем резерве (в детско-юношеском спорте) нужно развивать именно эти качества. Для игровых видов спорта - важна подвижность нервных процессов, умение быстро перестраиваться в сложных ситуациях и др. Для циклических видов спорта, например, бега на длинные дистанции, лыжных гонок больше подошел бы спортсмен с  уравновешенной нервной системой, рассудительный, спокойный, умеющий собраться, сконцентрироваться, выдерживать напряжение, ничего не замечая вокруг. Игровик, «ничего не замечающий вокруг»,  не сможет читать игру, правильно оценивать ситуацию, взаимодействовать с партнерами и соперниками.  Но такая логика верна лишь отчасти. Мне нравится подход, использующий уникальность каждого. В индивидуальной работе со спортсменом мы, прежде всего, опираемся на те его сильные качества, которые уже есть и рекомендуем использовать специально подобранные для него способы психологического настроя, коррекции состояния и т.д. Всё остальное – рассматриваем в качестве «психологического ресурса» и стараемся развивать. Безусловно, есть качества, которые должны быть у всех спортсменов, независимо от того, шахматист он или футболист - целеустремленность, воля, «соревновательность», умение быстро восстанавливаться после поражения, делать правильные выводы и упорно трудиться. 

Газета.RU: Какие научные журналы, конференции востребованы в спортивной психологии? Какое место занимают российские специалисты в мире? 

О.В. Тиунова: У нас в стране есть рецензируемые журналы “Спортивный психолог”, «Вестник спортивной науки», «Спортивная медицина: наука и практика», «Экстремальная деятельность человека» и другие, где публикуются материалы по спортивной психологии. За рубежом – “International Journal of Sport and Exercise Psychology”, “Journal of Applied Psychology”, “Journal of  Sport Administration and Supervision“, “Journal of Personality and Social Psychology“. Из конференций – ежегодно на базе РГУФКСиТ проводятся “Рудиковские чтения”, в Санкт-Петербурге - “Ананьевские чтения”, где успешно работает секция спортивной психологии. Вопросы психологической подготовки спортсменов рассматриваются практически на каждой научно-практической конференции, организуемой Минспортом России. Но боюсь, что известность наших специалистов в мире, сейчас не очень высока. Назову три проблемы. Во-первых, подготовка кадров. В МГУ и РГУФКе, где готовят спортивных психологов, конечно, дают определённые базовые знания. А спортивной науке и практике сейчас интереснее технологии, системы, полноценный комплекс научно-методического обеспечения. Во-вторых, знание английского языка. Не многие спортивные психологи старшего поколения им свободно владеют. И получается, что молодым специалистам, знающим язык, недостает системности в подготовке, а старшему поколению – легкости в коммуникации с зарубежными коллегами или командами. Третье  и самое главное - у нас в сфере спортивной психологии, как и вообще в науке – до сих пор очень скудное финансирование. Большинство специалистов только за свой счет могут ездить даже на российские конференции. Официальная публикация в рецензируемом российском журнале стоит от шести до восьми тысяч, а заведующий отделом Федерального научного центра получает примерно 14 тыс. рублей в месяц с учетом всех надбавок. Да, искать спонсоров, грантовую поддержку можно и нужно, но о мировом «звучании» говорить всё сложнее…Тем не менее работа идёт, есть и технологии, и результаты, и …надежда.

 

Участие в работе конкурсной комиссии Минспорта России

Руководитель Лаборатории, ведущий научный сотрудник ФГБУ ФНЦ ВНИИФК Тиунова О.В. включена в состав конкурсной комиссии Всероссийских акций "Я выбираю спорт!", "Зарядка с чемпионом" и "Фитнес калейдоскоп".
В этом году в конкурсах приняло участие рекордное число организаций.
Информация о победителях во всех номинациях представлена на сайте Минспорта России.
 
 
 

Цикл лекций по спортивной психологии в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова

6 - 27 ноября 2015 г. в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, на базе Кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации руководителем нашей Лаборатории, ведущим научным сотрудником ФГБУ ФНЦ ВНИИФК О.В.Тиуновой был проведен цикл лекций по спортивной психологии для студентов 3 курса:

- Особенности работы психолога в спортивном коллективе,

- Психодиагностика  в спорте,

- Консультирование спортсменов, содержание и организация индивидуальной работы с ними,

- Психологические факторы, связанные со спортивным травматизмом.

 

 

 

 

 

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика