Применение тренером психологических техник
Постановка и обоснование проблемы. Человеческие возможности имеют предел, но спорт каждый раз опровергает эту истину. Новые мировые рекорды устанавливаются вновь и вновь. Улучшение результатов достигается за счет совершенствования разных видов подготовки – включая психологическую. То, что психологическая подготовка нужна, так или иначе, ощущает каждый спортивный тренер. Но подход к каждому спортсмену он нащупывает интуитивно. Таким образом, в большинстве случаев многие практические вопросы (относящиеся к сфере психологии) тренер решает сам. Проведенное исследование позволяет понять, какими психологическими навыками и умениями осознанно или интуитивно владеет тренер. Проработка темы позволит в будущем понять, что еще может развить в своем мастерстве (в психологическом аспекте) спортивный тренер. И это весьма актуально, поскольку психологическое мастерство спортивных наставников содержит дополнительный ресурс для достижения новых рекордных результатов.
Методика. Целью исследования было выявление психологических навыков и умений в работе тренера и анализ специфики их применения. Причем акцент был сделан на работе тренеров командных видов спорта, где область ответственности тренера охватывает как работу с отдельными спортсменами, так и с командой в целом. Обнаруженные техники соотносились с этапом работы тренера и с используемым им стилем руководства.
Для этого было проведено структурированное интервью, включавшее несколько блоков вопросов, касающихся как формальных данных испытуемых; так и посвященных личности и деятельности тренера – его профессионально важным качествам, его функциям, восприятию его собственного стиля руководства; а также посвященных взаимоотношениям тренера и спортсменов; и. наконец, посвященных психологическим техникам, используемым тренером для работы с командой. Также применялась методика Е.П. Ильина «Склонность к определенному стилю руководства» [2003], позволяющая выявить три классических стиля руководства: демократический, авторитарный и либеральный.
Результаты и обсуждение. Ответы тренеров отличались степенью обобщения (кто-то из них приводил конкретный случай или пример, кто-то говорил в общем), степенью осознанности (некоторые способы и приемы работы выделяли точно, а с другими приходилось работать наводящими вопросами, поскольку им было трудно выделить их). Такое различие затрудняло возможность анализа и сопоставления разных мнений. Поэтому в расчет принималось лишь количество упоминаний техник вне зависимости от уровня их обобщения и осознанности. Принцип группировки выявленных техник был основан на существующем в литературе делении всех методов практической социальной психологии на три: диагностика, консультирование и тренинг. Таким образом, выделено три группы техник. Техники и приемы в работе тренера, когда он:
- решает задачу оценки спортсменов и команды (эксперт, диагност);
- консультирует, содействует в решении некоторых проблем и трудностей, встающих перед его воспитанниками (консультант);
- решает задачу обучения (тренер (на психологическом тренинге), психолог-учитель).
Вышло следующее количественное соотношение используемых ими техник: из всех упоминаний 57% относятся к техникам обучения, 25% – к техникам консультирования и 18% – к техникам оценки. Содержательный анализ техник описан подробно в работе. Ценным открытием стало то, что в работе тренера обнаружены не только приемы, уже известные в сфере психологии, но и не нашедшие аналогов («право на ошибку» и «re-make»).
А кроме того, при анализе техник выявилась интересная закономерность: этапы работы тренера и методы практической социальной психологии соотносятся между собой. На этапе тренировок и отработки навыков и умений спортивный тренер применяет техники психолога-учителя (проводящего психологические тренинги). Он же использует техники консультанта, когда решает задачу по настройке и мобилизации спортсмена перед стартом и во время игры. И, наконец, тренер применят техники диагноста в ситуации после игры – когда перед ним стоит задача оценки прошедших игр (или сезона игр).
Следующий этап работы был посвящен определению стиля руководства спортивных тренеров. С помощью методики Е.П. Ильина (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: «Питер», 2003. – 512 с. ISBN 5-272-00028-5) было выделено три группы тренеров: первая – с демократическим стилем руководства, вторая – со смешанным, третья – с авторитарным. Далее – анализировалась взаимосвязь стиля руководства тренеров с психологическими техниками, которые они используют в своей работе.
Первым делом было определено количество упоминаний используемых техник – для каждой из групп. Оказалось, что доля высказываний на одного человека примерно одинакова для всех групп тренеров. Таким образом, оказалось, что тренеры с демократическим стилем руководства используют (озвучивают, осознают, выделяют) психологические техники в работе со спортсменами в той же степени, что и тренеры с иными стилем руководства.
Для каждой из групп тренеров с разным стилем руководства было проанализировано соотношение техник оценки, консультирования и обучения. Оказалось, что во всех трех группах преобладают техники обучения. Что, в общем-то, естественно – задачи обучения, тренировки – по определению – являются главными для любого тренера.
При сравнении диаграмм прослеживается закономерность: группа тренеров с демократическим стилем руководства в меньшей степени использует психологические техники оценки, а в большей степени – приемы и способы консультативной работы. Для группы со смешанным стилем руководства так же техники консультирования преобладают над техниками оценки и, но здесь прослеживается увеличение техник оценки и уменьшение техник консультанта. По сравнению с первой группой, где это тройное преобладание (29% к 10%), в этой группе преобладание двойное (28% к 13%). В группе же с авторитарным стилем руководства – картина обращается в противоположную: количество используемых техник оценки в полтора раза преобладает над техниками консультирования (28% к 19%).
Обнаружена связь стиля руководства тренера с предпочтением в применении психологических техник. Демократический стиль руководства по форме (по техникам, приемам и способам работы) схож с консультативной деятельностью. Авторитарный стиль – с деятельностью эксперта.
Выводы. Выявлена связь выбора в применении той или иной техники с этапом работы спортивного тренера. Факт взаимосвязи техник спортивного тренера со стилем его руководства имеет гносеологическую и прикладную ценность, поскольку открывается новая область изучения в психологии. На этом пути возможно обнаружение новых, столь необходимых в настоящее время детерминант эффективности работы тренера.
Небезынтересны, например, были бы работы в таком направлении: как осознанность спортивного тренера в применении психологических техник влияет на мастерство управления «ресурсами» спортсмена, а значит и на эффективность его деятельности.
Золотова А.В.