Психологическое обеспечение спорта - основные принципы
(из материала блога О.В.Тиуновой на сайте СпортДоктор)
Если говорить о психологическом , а точнее, психолого-педагогическом обеспечении спортивной подготовки, то лично мне ясно, что оно, это обеспечение, может быть разным, но обязательно должно отвечать нескольким критериям:
- комплексность и системность (ведь помимо психологической, физическая, техническая и тактическая подготовка также включают в себя бездну важных психологических аспектов),
- логичность и обоснованность предлагаемых решений,
- алгоритмизированность, гибкость, «модульность» (поскольку определённые методы, способы, техники и упражнения, и действия спортивного психолога должны использоваться и сочетаться друг с другом в зависимости от текущей спортивной ситуации),
- понятность программы действий для заказчика (тренера, команды, спортсмена),
- оцифрованность этой работы и доступность для контроля.
Согласитесь, если в команду приходит человек, работающий … иначе, высок риск, что его эффективность будет низкой или кратковременной. А другого уже и не позовут, полагая, что «все они такие».
Да, научить спортсмена саморегуляции – полезно. Да, найти внутренние опоры, восстановить мотивацию – и это важно. Использовать современные диагностические комплексы – да кто ж возражает! Но ведь мы имеем дело с многофакторным процессом!
Помните, было время, когда Мир увлекся Кубиком Рубика – трехмерное пространство, динамика, разнообразие вариантов… А сейчас – спиннерами …Чувствуете разницу? А контекст тот же – свободное время, возможность выбора, движения рук…
Вот и в спортивном обеспечении большая задача, мне кажется, сейчас стоит: снова подняться с уровня «спиннера» хотя бы до уровня Кубика Рубика.
И возможно, но это уже совсем другая история…