|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
Достижение этих стандартов является основным критерием оценки работы учителей физической культуры и школы. Широкую популярность имеют внеклассные формы физкультурного образования, так называемый «школьный спорт». В странах Европейского Союза существует множество моделей организации спортивного школьного воспитания. В большинстве европейских государств, школы обладают значительной автономией в организации и программировании подобной деятельности. Школьные спортивные занятия зачастую организуются в сотрудничестве с различными спортивными организациями, со спонсорами. При этом органы регионального самоуправления оказывают школьному спорту финансовую поддержку. Критерием эффективности такого сотрудничества являются первенства школ. Великобритания На протяжении всего среднего и начального образования обязательными предметами в английских школах являются математика, английский язык и физкультура. Остальные предметы обязательны только на определенных этапах обучения. Физическая культура – один из главных элементов образовательной программы в английской школе. Практически во всех школах есть бассейны, площадки для тенниса, баскетбола и футбола, лужайки для гольфа. Также в различных школах предлагается на выбор несколько видов спорта, от гребли до верховой езды. При этом в некоторых школах обязательны занятия балетом. В целом программный материал по физкультура в школах Великобритании предусматривает решение спортивных задач. ГерманияВ первых классах школы занятия по физической культуре проводятся ежедневно, для остальных школьников учебными планами предусмотрено 3 урока по 45 мин. в неделю. Желающие могут дополнительно заниматься 2 часа в неделю на факультативе в школьных спортивных секциях и школьных добровольных спортивных обществах, которые работают в тесном контакте со спортивными клубами. Заниматься здесь стремятся многие учащиеся. Это связано с тем, что в Германии каждый уважающий себя взрослый человек не формально состоит в каком-либо спортивном клубе и относится к этому как к важной части своей жизни. Таким образом, физическое воспитание передается из поколения в поколение. Членство в клубах платное, но стоит недорого. В Германии существует три основных типа школ: основная, реальная и гимназия. Физическому воспитаю во всех школах уделяется большое внимание. Самым престижным типом является гимназия здесь, наряду с традиционными для Германии видами спорта (гольф, плавание, футбол, гимнастика), возможны занятия горным велосипедом, сноубордом, тхеквандо. Также постоянно осуществляются пешеходные походы, работают спортивные и горнолыжные лагеря. В старших классах обязательным видом спорта является теннис. Большую популярность имеют школьные соревнования, которые проводятся в рамках двух программ: Италия В школах Италии наряду с обязательными академическими занятиями на уроках физической культуры большое внимание уделяется спорту. Почти в каждой школе имеется ассоциация – школьная спортивная группа. Занятия проводятся после уроков 2–3 раза в неделю под руководством преподавателя физической культуры (общая продолжительность – 6 ч в неделю). ФранцияС детьми начинают заниматься физкультурой с 4 лет, с детского сада (6 часов в неделю). Их учат прыгать, лазать, бросать простой спортивный снаряд, держаться в воде, на льду или на снегу. Спорт, которым они занимаются, может быть индивидуальным или командным с использованием препятствий и спортивного инвентаря. К более углубленной форме преподавания физкультуры и спорта переходят в начальной школе. Особое внимание уделяется дисциплинам, связанным с бегом и плаванием. Именно в этих двух видах спорта легче всего заметить прогресс ученика, и поэтому они более других подходят для обучения понятиям ускорения, скорости, ритма, траектории. Командные виды спорта также широко используются. Около 3-4-х часов в неделю уделяется занятиям физкультурой в средней школе. Зачет по физической культуре обязателен для получения звания бакалавра (он включает в себя экзамен по плаванию). Также регулярно устраиваются соревнования между классами, колледжами и т.д. Государственный комитет по школьному спорту организует 250 000 соревнований в год. Цель программ физического и спортивного воспитания в школах Франции – овладение различными видами деятельности в области спорта и физкультуры, которые способствуют укреплению здоровья школьников, гармоничному развитию личности. Программы предусматривают в первую очередь развитие скорости, силы, выносливости, координации движений, равновесия, гибкости. Минимальный объем занятий в начальной школе – 6 ч в неделю. В ряде школ апробируется программа, рассчитанная на 7 ч занятий и более. Преподаватели физического воспитания работают по 20 ч в неделю, из них 3 ч приходится на спортивные занятия, организуемые во всей Франции одновременно - в среду после полудня. Каждая школа обязана организовывать для учащихся спортивные занятия-факультативы. Специальная подготовка спортивно одаренной молодежи признана важной государственной задачей. Реализуется такая подготовка на уровне гимназий и лицеев. На начальном этапе она имеет характер предварительного отбора и охватывает учащихся в границах города и департамента (области). Спортивные занятия и тренировки детей и школьной молодежи проводятся в специальных спортивных лагерях. Координаторами секций выступают преподаватели различных предметов. Следует подчеркнуть, что их главные обязанности - координация учебного процесса и спортивных тренировок, опека молодых спортсменов и помощь им на всех стадиях обучения. Набор в спортивные секции, контроль над проведением тренировок - все это относится к компетенции дирекции школ и спортивных федераций регионального уровня. В школах не организовывают интернатов. Соединенные Штаты Америки В декабре Новая программа под названием «Physical Best» («Физическое совершенство») содержит пять основных разделов: «Аэробная выносливость», «Гибкость», «Мышечная выносливость», «Мышечная сила» и «Гармоничное физическое развитие». Программа построена на принципах индивидуального подхода, постоянного обновления учебного материала и стимулирования учащихся. В начальной школе (5-12 лет) часто проводятся «Дни здоровья», устраиваются соревнования на школьном стадионе, проводятся экскурсии в музеи, зоопарки, загородные поездки. Занятия физкультурой проводятся раз или два в неделю. Но на всех уровнях школьного образования организованны секции по различным видам спорта и практически каждый ученик посещает хотя бы одну из них. Ученики средней школы (12-14 лет) обязаны посещать уроки по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю) и физкультуре. Осенью ученики сдают тесты по физической подготовке, если хотят попасть в какую-то школьную спортивную команду: баскетбола, футбола, волейбола, плавания. Если ученик не прошел тест (а он достаточно сложный), то будет посещать физкультуру общего уровня или легкую атлетику. Последний этап среднего образования в США с девятого по двенадцатый класс – старшая школа (14-18 лет). В этот период ученики могут выбирать изучаемые предметы, и для получения диплома должны выполнить минимальные критерии, которые устанавливает школьный совет. Типичные минимальные требования такие:
Внеурочные занятия спортом очень разнообразны. Практически каждая школа в США имеет свой стадион, поле используется, как правило, для американского футбола или, реже, обычного, в зависимости от разметки. Там проводят тренировки и соревнования по легкой атлетике и др. По краям поля находятся трибуны: на спортивные игры или соревнования продаются билеты. Также практически в каждой школе есть свои теннисные корты, бассейн, бейсбольная площадка, гимнастический и тренажерные залы. Попасть в спортивную команду не сложно: требуется подать заявку на участие, справку от врача и оплата определенного взноса (примерно $40-50). В США в 2006 году в соревнованиях хотя бы по одному виду спорта принимали участие 63% восьмиклассников, 63 % десятиклассников и 54 % двенадцатиклассников. КанадаКанадские дети идут в первый класс в шестилетнем возрасте. До шестого класса они учатся в начальной, а затем — в средней школе. Год разбит на два семестра. Физическое воспитание входит в базовый набор предметов на всех уровнях школьного образования. Школы, зачастую, имеют собственный стадион и спортивный зал, реже бассейн, но занятия в бассейне могут проводиться в ближайшем спорткомплексе. Также, в Канаде развита система внеурочных занятий в спортивных секциях, которые включают в себя: легкую атлетику, баскетбол, волейбол, футбол, сквош, плавание, хоккей, горные лыжи, крикет, бейсбол, гольф, лакросс, греблю, бадминтон, теннис, велосипедный спорт, борьбу, фехтование, фитнес. В Канаде очень развита любовь к спорту и среднестатистический ученик посвящает занятиям физкультурой не менее одного часа в день. Летними вечерами и по выходным целые семьи приезжают на районные и пришкольные стадионы поболеть за своих детей. Порой одновременно на соседних полях проходит несколько матчей — по бейсболу, американскому и европейскому футболу. Многие семейные канадцы добровольно участвуют в жизни спортивных команд своих детей, тренируют школьников, готовят поле для игры, следят за инвентарём и т. д. В городах почти в каждом районе существуют плавательные бассейны и крытые ледовые катки, которые привлекают канадцев всех поколений. ЯпонияВ Японии, где здоровье народа - часть национальной идеи, физическому воспитанию подрастающего поколения уделяется огромное внимание. В стране восходящего солнца учитель физкультуры - одна из самых высокооплачиваемых профессий: его зарплата сопоставима с зарплатой директора крупного завода. Причём, если в школе преподаётся 8-10 видов спорта, то за каждый вид отвечает отдельный учитель. Японские преподаватели физподготовки обладают высочайшей квалификацией, в том числе медицинской. Такой учитель - и тренер, и наставник, и врач, и психолог. Если у ребёнка обнаружились проблемы со здоровьем уже в первом классе, учитель физкультуры ведёт его на протяжении всех школьных лет, подбирая ученику такие упражнения, такую систему питания и такой образ жизни, чтобы тот закончил школу здоровым человеком. Более того, к концу обучения японские юноши и девушки фактически становятся профессионалами в тех или иных видах спорта. В начальной школе (1–6-е классы, возраст учащихся 6–12 лет) предусмотрено не менее 3 часов занятий физической культурой и спортом в неделю. Программа начальной школы включает: общефизическую подготовку, гимнастику, легкую атлетику, плавание, игры с мячом, танцы, формирование навыков здорового образа жизни. Наряду с обязательными занятиями 40% японских начальных школ имеется дополнительная программа внеурочных занятий в спортклубах (более 5 часов в неделю). Проводятся также Дни спортивных игр, Дни любителей плавания, физкультурно-оздоровительные экскурсии и школьные спортивные соревнования. КитайШкольное физическое воспитание в КНР имеет сбалансированную структуру. Процесс физического воспитания в школах направлен на воспитание у школьников идеи «пожизненных» занятий физическими упражнениями и спортом, развитие системы знаний о физической подготовке, двигательных навыков и привычки активной двигательной деятельности, в том числе во внеурочное время. В учебном плане было увеличено количество уроков физкультуры до 70-ти минут в неделю. В Китае продолжается экспериментальная работа по внедрению физической культуре как одного из предметов для вступительного экзаменов в отдельные ВУЗы. Этот опыт постоянно обобщается и совершенствуется для дальнейшего распространения. Наряду с традиционными видами физического воспитания в школе, такими как гимнастика, легкая атлетика, игровые виды спорта, в Китае используются боевые искусства и упражнения из китайской гимнастики «Цигун». Последнее время во многих высших и средних учебных заведениях Китая, особенно в тех, что расположены в более богатых восточных провинциях и на юге страны, появились факультативные уроки гольфа. Также активно развивается система внеурочных занятий физкультурой и спортом. Отдельное внимание в КНР уделяется детям-инвалидам. В школах для слепых, глухонемых и умственно отсталых детей активно внедряются доступные для таких учащихся технологии физического воспитания. Активно преодолеваются проблемы недостаточности школьных учителей, средств, спортивных сооружений, площадок для физического воспитания и т.д. В КНР разработан нормативный документ "Положения о работе школьного спорта", в котором обозначены пути реализации задач школьного физического воспитания в целях дальнейшего укрепления здоровья детей и молодежи. Кроме того, этот документ определяет направления развития традиционных видов спорта в школах Китая, основанных на местных культурных традициях. Также, школьное физическое воспитание, определяется указанным документом как база для создания спортивного резерва страны. Это позволит провинции внести вклад в устойчивое развитие физической культуры и усилить роль провинциальных спортивных бюро и провинциальных департаментов образования, отвечающих за школьное физическое воспитание.
Источники:
11.http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2002N4/p59-63.htm
Авторы-составители: Научный сотрудник Нижегородова В.А., Зав.лабораторией, к.п.н., доцент Тиунова О.В.
|
|
|
|
Оставьте вашу заявку |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работаем в спортивной отрасли с 1982 года |