Психологические аспекты пластической гимнастики
ЯКУБОВСКАЯ А.Р.
ВНИИФК, Москва
Пластическая гимнастика по сути своей является психомышечной регуляцией в движении. Внушение состояния покоя и мышечного расслабления, выполнение в максимально замедленном темпе упражнений с напряжением одних и максимальным расслаблением других мышц, сюжетное воображение, дающее возможность представить себя отдыхающего в морской воде, на берегу живописной реки и т.д., создает эффект равный воздействию.
Достижения посредством приемов самовнушения состояния покоя и расслабленности влияют на всю психоэмоциональную сферу человека, улучшая его эмоциональное состояние, как на субъективном уровне, так и на уровне функциональных систем.
Изучение психологических аспектов пластической гимнастики позволило научно обосновать влияние занятий пластической гимнастикой на психоэмоциональное состояние занимающихся. В связи с этим исследовалось влияние занятий на психо-функциональное состояние человека по субъективным данным и объективным, характеризующим нервно-психическую активность и работоспособность.
В работе использовались тесты, отражающие на субъективном уровне самочувствие, активность, настроение (тест САН) и ситуативную тревожность. Диагностика нервно-психической активности измерялась по показателям электрокожного сопротивления (ЭКС); о работоспособности зрительно-двигательной функции судили по времени зрительно-моторной реакции; о психической работоспособности – по показателям омега-потенциала.
Исследование проводилось до и после занятия пластической гимнастикой в трех группах: взрослых новичков – 20 человек; занимающихся более 6-ти месяцев взрослых -24 человека и детей в возрасте 7-12 лет – 19 человек.
Статистическая обработка и анализ динамики показателей психоэмоционального состояния по субъективным данным на фоне занятий пластической гимнастикой выявили следующее.
По тесту САН самый высокий прирост показателя, отражающего улучшение самочувствия был отмечен в группе занимающихся более 6-ти месяцев – в среднем на 1,93+О,27 балла по сравнению с исходным уровнем.
Однако, самая высокая корреляционная связь по этому показателю наблюдалась в группе детей: r=0,77(р<0,001), что говорит о большой восприимчивости детской психики и положительном влиянии на нее занятий пластической гимнастикой.
Показатель, характеризующий активность занимающихся не дал высокого прироста за время занятий во всех трех группах, хотя самая высокая корреляционная связь между показателем «активность» до и после занятия отмечена в группе взрослых новичков: r=+0,61 (р<0,001) и менее высокая у детей – r=+0,41 (р <0,001). Такое положение можно объяснить тем, что регуляторные функции пластической гимнастики направлены в первую очередь на снижение нервно-психического напряжения, а потом уж на повышение активности.
Естественно, что оптимизация психического состояния в первую очередь отражается на настроении человека. Подтверждением тому стало улучшение настроения к концу занятия в группе обследованных, занимающихся более 6-ти месяцев: прирост показателя, характеризующего настроение, в среднем составил 1,98 + 0,24 балла по сравнению с исходным уровнем. В группе детей такой прирост был равен 0,97+0,26 балла; в группе новичков – 0,40+ 0,16 балла от исходного уровня (р<0,001).
Во всех сравниваемых группах имело место статистически достоверное увеличение показателя, характеризующего настроение.
Что же касается исследования исходного уровня ситуативной тревожности и влияния занятий пластической гимнастикой на этот показатель, то можно сказать следующее. Все три группы обследованных на исходном уровне отличались высокой тревожностью: у группы новичков среднее значение было равно 48,0+2,4 балла, у детей – 47,6+1,4 балла, у занимающихся более 6-ти месяцев – 46,6+1,5 балла.
Во всех трех исследуемых группах после занятий пластической гимнастикой наблюдалось статистически достоверное снижение показателя тревожности: в группе занимающихся более 6-ти месяцев в среднем на 17,0+1,9 балла от исходного уровня, в группе новичков – на 19,9+2,4 балла, в группе детей – на 18,4+1,4 балла. Корреляция между исходным уровнем показателя и величиной его прироста была достоверной и отрицательной, что подтверждает положительное влияние занятий на нервно-эмоциональное состояние.
Анализ уровня нервно-психической активности занимающихся по показателям электрокожного сопротивления (ЭКС) в ладонной части и в области большого пальца, а также коэффициента, отражающего отношение ЭКС-2 к ЭКС-1 показал следующее.
За время занятия в группах детей и взрослых новичков наблюдалось статистически достоверное увеличение ЭКС-1 с 12,2+ 1,7 кОм до 16,9+1,2 кОм, что трактуется как снижение нервно-психической активности.
В показателе ЭКС-2 во всех трех группах имело место уменьшение его по сравнению с исходным уровнем: у взрослых новичков на 23,2+7,0кОм, у занимающихся более 6-ти месяцев на 23,3+4,9 кОм.
Величина коэффициента ЭКС-2 к ЭКС-1 в течение занятия снизилась с 4,6+0,4 усл.ед. до 2,5+0,2 усл.ед. что говорит об оптимизации нервно-психического состояния занимающихся.
Анализ психомоторных функций обследуемых по показателю «время реакции» выявил его снижение к концу занятия по сравнению с исходным уровнем во всех трех группах.
Однако наиболее существенное снижение показателя наблюдалось в группе занимающихся пластической гимнастикой более 6-ти месяцев: в среднем на 42,6+4,6 по сравнению с исходным уровнем. В группе детей аналогичное снижение составило 23,3+2,6 мл/сек., в группе новичков – 18,7+4,1 мл/сек.
И, наконец, анализ психической работоспособности обследованных групп по значениям омега-потенциала выявил увеличение этого показателя во время занятия в среднем на 13,9+1,8 мВ от исходного уровня, что подтверждает увеличение психической работоспособности. Корреляционная связь между значениями омега-потенциала до, в середине и в конце занятия пластической гимнастикой была положительной и достоверной.
Таким образом, резюмируя вышесказанное. Можно сделать следующие выводы.
Занятия пластической гимнастикой оказывают влияние на психоэмоциональную сферу человека, отражаясь на субъективном уровне в улучшении самочувствия, активности, настроения и в снижении тревожности. Доказательством этому является анализ результатов исследования по тестам САН и ситуативной тревожности. Причем, самый высокий прирост показателей самочувствия, активности и настроения отмечается в группе занимающихся более 6-ти месяцев. Этот факт говорит о том, что после определенного времени занятий лица способны полностью воспринимать психорегулирующее воздействие пластической гимнастики.
Хочется отметить специфичность большинства занимающихся пластической гимнастикой в плане ситуативной тревожности. Все три группы обследованных по исходным показателям практически не различаются и имеют высокие показатели тревожности. В течение занятия показатель тревожности у всех трех групп статистически достоверно снижается. Это говорит о том, что пластическая гимнастика с ее психорегулирующим воздействием значительно снижает показатель тревожности, отражающий нервно-эмоциональное напряжение.
Кроме того, судя по высокому показателю тревожности в исходном уровне среди обследованных групп можно предположить о специальной направленности занятий пластической гимнастикой, способной оптимизировать психоэмоциональное состояние занимающихся.
Влияние занятий пластической гимнастикой на нервно-психическое состояние занимающихся подтвердилось и объективными методами исследования.
Статистически достоверное снижение времени реакции во всех трех группах и самое выраженное в группе занимающихся более 6-ти месяцев подтверждает влияние занятий на психомоторные функции человека.
Оптимизация нервно-психического состояния занимающихся отмечалась при анализе показателей электрокожного сопротивления (ЭКС).
Эффективность занятий пластической гимнастикой подтвердилась ростом показателей омега-потенциала по сравнению с исходным уровнем. Это говорит об увеличении психической работоспособности занимающихся.
Результаты проведенного эксперимента позволяют сделать вывод, что пластическая гимнастика и ее психорегулирующее воздействие способствует психоэмоциональному равновесию, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов, а значит и улучшению общего состояния занимающихся как взрослых, так и детей.
Методы пластической гимнастики могут быть использованы в комплексе с другими средствами физической культуры, которые решают задачи общей физической подготовки, профилактики и реабилитации заболеваний, обусловленных нарушением опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистыми и др. заболеваниями.