РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ: ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
О.В.Тиунова, Российская Федерация, г.Москва, Федеральный научный центр физической культуры и спорта
Аннотация: в статье представлена система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, которая может быть реализована в Республике Казахстан.
Ключевые слова: психологическая подготовка, спортивный психолог, тренер, спортсмены, система научно-методического обеспечения.
Известно, что психологическая подготовка является необходимой составляющей тренировочного процесса, наравне с физической, технической и тактической подготовкой.
Лаборатория физической культуры и практической психологии (РФ, г.Москва) имеет многолетний опыт работы в области психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Нами разработана, апробирована и успешно внедряется комплексная, обоснованная, гибкая и доступная для контроля технологию работы [1,2,3 и др.]. Она включает систему работы со спортсменами высокой квалификации, тренерским составом, юными спортсменами, родителями юных спортсменов и спортивными психологами - http://www.self-master-lab.ru.
Адаптация разработанной нами системы психолого-педагогического обеспечения под «спортивные» задачи любого региона, особенности «ментальности» тренерского состава, условия их работы и др. позитивно скажется на росте спортивных показателей и повышении уровня профессиональной подготовки национальных кадров спортивных психологов и тренеров.
Разумеется, разработка республиканской системы психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва требует определённых организационных решений и финансового обеспечения со стороны Комитета по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта РК. Начать эту работу можно достаточно небольшой группой исполнителей, наделённых соответствующими полномочиями.
Особого внимания заслуживают следующие направления работы:
- Регулярное проведение интерактивных вебинаров и видео-конференций, для тренерского состава, спортсменов, спортивных психологов РК,
- Организация и проведение регулярных обучающий семинар для тренерского состава, спортивных психологов, спортсменов высокой квалификации с раздачей каждому участнику соответствующих тематических материалов методической направленности,
- Финансирование обучения психологов Республики на курсах повышения квалификации «Спортивная психология», организованных нашей Лабораторией в Москве, или организация такого обучения в РК,
- Подготовка и издание серии методических материалов для тренерского состава и спортсменов высокой квалификации, а также спортивных психологов Казахстана (на двух языках),
- Разработка положения о «Республиканской психологической службе по работе со спортсменами высокой квалификации» (правовые, организационные, финансовые вопросы, ее структура и т.д.). На базе такого подразделения (или самостоятельной организации) может осуществляться и «психологический блок» работы комплексных научных групп (КНГ) при сборных командах РК, системная работа со всеми спортивными организациями региона и подготовка национальных кадров спортивных психологов,
- Подготовка и утверждение «Республиканской программы психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки»,
Какие же формы работы с тренерским составом, спортсменами и спортивными психологами клубов уже показали свою эффективность и являются достаточно востребованными? Ниже более подробно изложено содержание каждого из этих «адресных» направлений работы. Важно подчеркнуть, что именно эта работа должна в будущем системно осуществляться спортивными психологами Республики Казахстан, однако она может проводиться и сейчас – в рамках международного сотрудничества нашего коллектива с любой спортивной организацией РК. Работа спортивных психологов с национальными сборными командами (в сотрудничестве с КНГ) должна включать:
- Организацию и проведение углубленного психологического тестирования спортсменов,
- Организацию и проведение этапного психологического тестирования,
- Организацию и проведение текущего психологического тестирования, осуществляемого в условиях проведения спортивных сборов,
- Осуществление психологического сопровождения спортсменов в условиях соревнований в рамках регламента обследования соревновательной деятельности,
- Информационное обеспечение руководителя КНГ и тренерского состава, в т.ч. подготовку методических рекомендаций по наиболее актуальным вопросам психологической подготовки спортсменов.
Работа с тренерским составом может включать:
1) Проведение обучающих тематических семинаров, вебинаров и видео-конференций,
2) Тематическое информирование:
- регулярную рассылку актуальных тематических материалов всем заинтересованным лицам и организациям республиканского уровня,
- регулярное информирование о научно-практических конференциях и возможностях участия в них,
- подготовку для тренерского состава методических рекомендаций по наиболее актуальным вопросам спортивной психологии,
3) Консультирование:
- по вопросам психологической подготовки спортсменов, в том числе экспертная оценка предлагаемых для использования в команде или уже используемых психологических методик;
- по вопросам формирования внутрикомандных взаимоотношений, в том числе:
- повышения эффективности тренировочного процесса, на основе учета индивидуально-психологических особенностей спортсмена (команды);
- решения конфликтных ситуаций, возникающих на уровне «тренер-спортсмен», «тренер-команда» и др.;
- по вопросам собственной профессиональной самореализации:
- повышение эффективности профессиональной самореализации;
- подготовка научно-практических публикаций, планировании и проведении собственного диссертационного исследования;
- преодоление профессионального кризиса и профилактика профессионального выгорания.
4) Практическую работу психологов с командами и отдельными спортсменами (см.ниже),
5) Подбор квалифицированных психологов в команду, из числа тех, кто прошел обучение (курсы повышения квалификации, специальные стажировки в РК или в РФ).
Уже сейчас работа со спортсменами высокой квалификации может быть очной по форме:
- в любом регионе Казахстана осуществляться силами сотрудников нашей Лаборатории во время командировок или психологами РК по разработанным нами алгоритмам,
- в Москве - во время приездов спортсменов Республики Казахстан на международные соревнования,
заочной, с использованием Skype, E-mail, мобильной телефонной связи и выполняться сотрудниками Лаборатории, а также силами подготовленных психологов того или иного региона по разработанным нами алгоритмам.
Для спортсменов высокой квалификации:
№
|
Основные формы и направления работы
|
Очно
|
Заочно
|
TF
|
e
|
1
|
Проведение психодиагностики и подготовка объективной информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах» спортсмена, в том числе тестирование в режиме on-line
|
+
|
-
|
+
|
2
|
Консультирование:
- по вопросам спортивной психологии;
- по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных вопросов.
|
+
+
|
+
-
|
+
+
|
3
|
Прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов
|
+
|
-
|
+
|
4
|
Подбор тематической информации по значимым для спортсмена вопросам спортивной психологии, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития
|
+
|
-
|
+
|
5
|
Разработка индивидуальных программ:
- психологической подготовки к ответственным соревнованиям;
- коррекции неблагоприятных состояний.
|
+
+
|
-
+
|
+
+
|
6
|
Индивидуальные психологические тренинги: обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в т.ч. с использованием специальных компьютерных программ биоуправления
|
+
|
-
|
+
|
7
|
Проведение заочного мониторинга психофизического состояния спортсмена и его коррекция
|
-
|
+
|
+
|
8
|
Оказание экстренной психологической помощи («Call-центр»)
|
+
|
+
|
+
|
9
|
Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне:
- «спортсмен-спортсмен»,
- «спортсмен-команда»,
- «спортсмен-тренер».
|
-
-
+
|
+
-
+
|
+
+
+
|
10
|
На соревновательном этапе:
- «предстартовая» психологическая подготовка;
- психологическая поддержка во время проведения соревнований;
- совместный со спортсменом и тренером анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований.
|
+
+
+
|
+
+
-
|
+
-
+
|
Дополнительно в работе с командой:
- проведение групповых бесед по темам, интересующим команду;
- обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др.
|
Психологическая помощь в кризисных житейских ситуациях
|
Проект «Социализация спортсмена»:
- тестирование с акцентом на профориентацию;
- подготовка программного обеспечения для самообразования;
- организация условий для освоения профессии «Спортивный психолог».
|
В работе со спортивным резервом и родителями юных спортсменов могут быть использованы следующие формы и направления работы:
А) Для спортивного резерва
1
|
Консультирование по вопросам психологической подготовки, в том числе:
- проведение углубленного психологического тестирования;
- индивидуальный психологический тренинг: обучение приемам самоконтроля, саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в т.ч. с использованием специальных компьютерных программ биоуправления;
- разработка индивидуальных программ коррекции неблагоприятных состояний;
- разработка индивидуальных программ психологической подготовки к ответственным соревнованиям;
- заочный мониторинг и коррекция психофизического состояния спортсмена в период ответственных соревнований или спортивных сборов;
- на соревновательном этапе:
- предстартовая психологическая подготовка;
- психологическое сопровождение во время соревнований;
- видеосъёмка;
- совместный с тренером анализ полученного опыта побед и поражений.
|
2
|
Консультирование по вопросам физической подготовки, в том числе:
- разработка индивидуального спортивного дневника;
- обучение системному учету и анализу тренировочной работы;
- оценка уровня тренировочных и соревновательных нагрузок;
- тестирование двигательной подготовленности, в том числе экспресс-тестирование уровня физического состояния;
- прогнозирование личного спортивного результата;
- корректировка программ самостоятельных тренировок в соответствии с базовыми методическими принципами спортивной подготовки;
- составление комплексов специальных упражнений;
- разработка индивидуальных программ физических тренировок (восстановительной, поддерживающей или развивающей направленности);
- обучение приемам самоконтроля, необходимым для спортивных тренировок.
|
Б) Для родителей молодых спортсменов:
1) Определение базовых и актуальных жизненных ценностей ребенка, места спортивной деятельности среди остальных приоритетов его развития;
2) Консультации по вопросам
- мотивации к занятиям спортом, психологической поддержки, улучшения взаимопонимания и др.;
- выбора ребенком спортивной специализации и построения дальнейшей спортивной карьеры;
- самостоятельной физической подготовки юного спортсмена.
3) Тематическое информирование (выступление на родительских собраниях).
4) Подготовка методических рекомендаций и информационных материалов.
Работа с психологами республиканских спортивных организаций может предусматривать:
|
Возможности повышения эффективности профессиональной деятельности:
|
1
|
Использование апробированной нами системы психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки
|
2
|
Использование в ражиме on-line психодиагностической компьютерной программы "Отношение к предстоящему соревнованию", размещенной на сайте Лаборатории (http://www.self-master-lab.ru)
|
3
|
Использование для проведения лекционной и консультативной работы со спортсменами методических, фото, аудио и видео материалов сайта Лаборатории
|
4
|
Супервизия.
|
5
|
Консультации по вопросам успешной профессиональной самореализации
|
6
|
Оперативная помощь в решении конфликтных ситуаций, возникающих на уровне «психолог-тренер» и др.
|
|
Возможности карьерного роста:
|
7
|
Отзывы и рецензии на научно-методические публикации
|
8
|
Помощь в подготовке публикаций, научно-методических разработок (планирование, редактирование, рецензирование). Подготовка совместных научно-методических публикаций по наиболее актуальным вопросам спортивной психологии
|
9
|
Письменные экспертные заключения с оценкой ваших авторских разработок, методик, программ и технологий работы
|
10
|
Размещение на сайте Лаборатории ваших материалов в виде статей (интернет-публикации), фото и видео материалов о вашей успешной работе
|
11
|
Регулярное информирование о предстоящих международных семинарах, конференциях и возможностях участия в них
|
12
|
Проведение на базе ваших спортивных организаций совместных научно-практических семинаров для тренерского состава, педагогов-психологов, родителей юных спортсменов, а также обучающих занятий и тренингов для спортсменов различной квалификации
|
13
|
Помощь в планировании, подготовке и проведении диссертационного исследования
|
Возможности повышения квалификации:
|
14
|
Экспертная оценка предлагаемых для использования в команде или уже используемых психологических или психодиагностических методик
|
15
|
Подготовка тематических информационных материалов (по вашему запросу)
|
16
|
Регулярное информирование о новых возможностях системного психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки, об использовании специального оборудования для диагностики и коррекции психофизического состояния спортсменов и т.д. Рассылка актуальных тематических материалов.
|
17
|
Обучение на курсах повышения квалификации "Спортивная психология" (72 часа), участие в тематических научно-практических семинарах (проводимых в РФ или организованных в РК)
|
Этапность работы:
Независимо от конкретного содержания, работа по созданию республиканской системы психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва должна проводиться нами совместно со специалистами-психологами какой-либо республиканской организации и при этом - с максимально широким привлечением психологов–волонтеров. Одновременно с практической работой мы планируем и совместную со спортивными психологами РК разработку соответствующих национальных отраслевых стандартов и программ.
После того как система работы будет налажена, задачи нашей Лаборатории могут быть ограничены общим курированием, экстренной помощью спортсменам и специалистам отрасли, подготовкой методических пособий и вопросами повышения квалификации специалистов РК.
Первоочередные формы внедрения в спортивных организациях Республики Казахстан разработанной нами системы психологического обеспечения уже сейчас могут включать:
- Размещение на сайтах спортивных организаций один из баннеров нашей Лаборатории (См.http://www.self-master-lab.ru/notice/12-uncategorised/349-bannery-laboratorii.html) и Интернет-ссылку на интерактивный опрос «Отношение к предстоящему соревнованию» (http://www.self-master-lab.ru/ops1.htm). Таким образом, мы поможем спортсменам и тренерскому составу самостоятельнои бесплатно(в режиме on-line)проводить психологическое тестирование на тему «Отношение к предстоящему соревнованию». Опираясь на полученный результат, сам спортсмен, его тренер или родители юных спортсменовсмогут внести в процесс психологической подготовки соответствующие коррективы.
- Создание на сайтах спортивных организаций тематической страницы, посвященной психологической самоподготовке спортсменов. В отсутствии штатных психологов в организациях, сотрудники Лаборатории, а также спортивные психологи-волонтеры РК могут регулярно готовить и направлять на такие сайты полезные тематические материалы,
- Регулярное проведение интерактивных вебинаров и видео-конференций, для тренерского состава, спортсменов, спортивных психологов,
- Организацию обучения психологов на курсах повышения квалификации «Спортивная психология» в Москве,
- Проведение исследования - тематического опроса всего тренерского состава организации и ведущих спортсменов с целью определения наиболее важных направлений психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, а также последующую разработку и реализацию соответствующих методических решений.
В основе данного «пакета» предложений по созданию «Республиканской системы психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва» положен опыт сотрудничества Лаборатории с ведущими спортивными организациями Москвы, Московской области, Республики Саха (Якутия) и Республики Казахстан, спортивными психологами различных регионов РФ, прошедшими обучение на организованных нами курсах повышения квалификации, а также многолетняя практическая работа со спортсменами различной квалификации (членами сборных и клубных команд, юными спортсменами).
Библиография:
1. Тиунова, О.В. Комплексная реализация психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов высокой квалификации [Текст]/ О.В. Тиунова //Актуальные проблемы физического воспитания и спорта, здорового образа жизни и профессионально-прикладной физической подготовки: матер. междунар. электр. науч.-практ. конференции/ ОНПУ.- Одесса, 2013.-С. 332-336
2. Тиунова, О.В.Психологическое сопровождение сборных команд России (возможности и перспективы) [Текст]/ О.В. Тиунова // Актуальные проблемы подготовки регбистов высшей квалификации: матер. всеросс. науч.-практ.конференции/ ПИФК.- С-Пб., 2013.-С. 31-33
3. Тиунова, О.В. Система психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов, включая современные средства мобильной коммуникации [Текст] /О.В.Тиунова //Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью».- Пенза, 2010. – С. 225-226.