Анализ соревновательного опыта как составная часть психологической подготовки спортсмена
Тиунова О.В.
(Тиунова, О.В. Анализ соревновательного опыта как составная часть психологической подготовки спортсмена [Текст] // Теория и практика современной науки: материалы XIX Международной науч.-практ. конф.г.Москва, 7-8 октября 2015 г. /Н-ИИЦ «Институт стратегических исследования". - Москва: Изд-во «Институт стратегических исследования": Изд-во "Перо", 2015.- С.124-126)
Психология спорта является многокомпонентной и динамично развивающейся отраслью психологической науки. Психологическое сопровождение спортсмена или спортивной команды включает комплекс работ, содействующих достижению максимальных результатов и созданию благоприятных условий для профессионального и личностного роста спортсмена [4, 90]. В последние годы особое значение придаётся изучению, систематизации и использованию в консультативной работе со спортсменом психологических аспектов его физической, технической и тактической подготовки [1,171;3,32]. Ширится понимание того, что заниматься психологической подготовкой «в чистом виде», без учета остальных составляющих тренировочного и соревновательного процесса уже недостаточно [1,170; 2, 117; 5,21]. Они должны быть приняты во внимание психологом, по крайней мере, во время первой консультации спортсмена с целью уточнения изначального запроса.
Наш многолетний опыт работы со спортсменами высокой квалификации и юными спортсменами позволил сформулировать алгоритм проведения консультативной работы, который может быть схематично представлен шестью блоками: «жизненная база», «спортивная база», «тренировочный процесс», «подготовка к соревнованию», «соревновательная деятельность», «анализ полученного опыта». Данная логическая схема консультирования (рис) обоснована не только очевидными соображениями рациональности, но и большим количеством публикаций по психологическому обеспечению спортивной подготовки.

Эти же шесть блоков включает в себя и технология ведения спортивного дневника, который мы используем много лет в консультировании спортсменов различной квалификации. Она позволяет спортсмену самостоятельно продолжать работу после трех-четырех встреч с психологом.
Блок «Анализ опыта побед и поражений» (анализ соревновательного опыта) имеет особое значение, поскольку определяет целенаправленные изменения тренировочного процесса очередного этапа подготовки.
В практической работе спортсмену может быть предложена специальная таблица для:
а) самостоятельного заполнения после соревнования:
= успешных действий, полезных состояний, эффективных решений и др.(1),
= фиксации основных ошибок (2),
б) разработки плана исправления ошибок (3),
в) контроля выполнения плана работы над ошибками в ходе очередного этапа подготовки (4),
г) подсчета суммарного объема выполненной работы накануне очередного старта (5).
Таблица. Раздел спортивного дневника, позволяющий провести комплексный анализ полученного опыта соревновательной борьбы
Хорошо получилось
|
Пока не получилось
|
Планируемая работа над ошибками (упражнения
и объем выполнения)
|
Контроль выполнения
|
Суммарный объем выполненной работы над ошибками
|
Даты
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такая или подобная система консультативной работы со спортсменами по сравнению с принятой ранее системой консультирования имеет целый ряд преимуществ и в том числе позволяет:
- снять постсоревновательный стресс спортсмена, поскольку вносит ясность, делает дальнейшую подготовку более целенаправленной, формируя надежду на улучшение ситуации,
- рационально использовать любой соревновательный опыт (осознать и закрепить положительные аспекты соревновательной самореализации, оценить слабые звенья своей подготовки),
- дополнить базовую тренировочную программу актуальными акцентами и обоснованными изменениями, что повышает мотивацию спортсмена к выполнению тяжелых физических нагрузок,
- повысить перед очередным стартом уровень уверенности спортсмена в своих силах.
Литература:
- Бабушкин Г.Д. Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы. - Омский научный вестник, 2013. - Вып. № 3(119). - С. 170-172.
- Зинченко Ю.П., Тоневицкий А.Г. Психология спорта: Монография. - МГУ, 2011. - 424 с.
- Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта.- М.: Академия, 2010. – 368 с.Смирнова
- Смирнова В.В. Соотношение компонентов психологического сопровождения спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10. - С. 89-90.
- Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры / Уэйнберг Р.С, Гоулд Д. - Киев: Олимпийская литература, 2001. – 335 с.