Психологические компоненты в разработке физкультурно-педагогических технологий формирования здорового образа жизни молодежи
Тиунова О.В., Новикова Н.Е.
(Тиунова, О.В. Психологические компоненты в разработке физкультурно-педагогических технологий формирования здорового образа жизни молодежи [Текст] / О.В.Тиунова, Н.Е.Новикова // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: материалы 7-й международной науч.-практ. конф. 28 февраля /НИЦ «Апробация» - Махачкала, 2015 – С.35-41)
Аннотация: В статье рассматриваются гендерные, социальные и возрастные особенности жизненных ценностей учащейся молодежи. Основное внимание уделено понятиям «здоровье», «развитие», «уверенность в себе». Результаты позволяют повысить эффективность физкультурно-оздоровительных и образовательных программ.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, мотивация, молодежь, приоритеты, жизненные ценности
Несмотря на большую информационно-пропагандистскую работу СМИ и органов государственности власти в области физической культуры и массового спорта, задача повышения мотивации к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физическими упражнениями и как следствие этого повышение профессиональной подготовки различных социальных групп населения не теряет своей актуальности. Известно, что молодые люди студенческого возраста, в отличие от старших возрастных групп, относятся к своему здоровью, вопросам целенаправленного развития своего физического и психологического потенциала более легкомысленно. В то же время период получения среднего специального или высшего образования – это особое время в жизни индивида: окончательно формируется его физический потенциал, прикладные двигательные умения и навыки, принципы смысложизненной ориентации, закладывается база для последующей профессиональной самореализации.
Нами были исследованы особенности ценностных ориентаций (по методике Рокича), потребностно-мотивационной сферы, представление о здоровом образе жизни учащейся молодежи 14-22 лет (717 человек).
Как известно, терминальные ценности (цели) отражают приоритеты человека, особенности его смысло-жизненной ориентации, готовность стремиться к их достижению. При анализе иерархии ценностей особое внимание принято уделять первым шести (так называемым «актуальным» ценностям) [1,с.308]. Очевидно, что эти данные можно использовать для мотивации молодых людей к саморазвитию [2,с.60; 3,с.20].
Однако мы особо выделили три ценности, включающие очевидный «оздоровительный» компонент – «здоровье», «развитие», «уверенность в себе». Указанные ценности связаны с физическим и психическим состоянием человека и его стремлением к самосовершенствованию: здоровье (психическое и физическое), развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное самосовершенствование), уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Эти три жизненные ценности были нами условно названы «оздоровительными».
Гендерный аспект анализа:
Три «оздоровительные» ценности, а также средние значения по двум группам респондентов представлены на рис. 1.
Рис. 1. Ранговая значимость «оздоровительных» ценностей в группах юношей и девушек 14-22 лет.
Рассматривая отношение юношей и девушек 14-22 лет к «оздоровительным» ценностям, стоит отметить, что «здоровье» одинаково значимо для всех групп респондентов. Для девушек более значимо «развитие», чем «уверенность в себе», для юношей - наоборот.
Средние показатели по трем этим ценностям в группах юношей и группе девушек практически не отличаются (7,7 и 6,7 соответственно), что говорит о достаточно высоком значении этих понятий в обеих подгруппах респондентов.
Степень реализации трех «оздоровительных» ценностей в группах юношей и девушек 14-22 лет представлена на рис. 2.
Рис.2. Степень реализации «оздоровительных» ценностей в группах юношей и девушек 14-22 лет.
В обеих подгруппах в наибольшей степени реализована ценность «здоровье», наименее – «развитие». Средние показатели реализации трех ценностей в группе юношей и девушек также имеют незначительное различие (69% и 67% соответственно), что в целом говорит о достаточно высокой реализации этих категорий в обеих подгруппах респондентов.
Социальный аспект анализа:
Ранги трех «оздоровительных» ценностей в двух подгруппах старшеклассников и их дезадаптированных ровесников представлены на рис. 3.

Рис. 3. Ранги «оздоровительных» ценностей в подгруппах подростков 14-17 лет.
Анализируя особенности проявлений ценностей «здоровье», «развитие» и «уверенность в себе», стоит отметить, что наиболее значимо «здоровье» для школьников с отклонениями в поведении (особенно для юношей). В меньшей степени данная ценность важна для юношей из общеобразовательных школ.
Обращает на себя внимание относительно низкая значимость в группе дезадаптированных подростков понятий «уверенность в себе» (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Причем, это характерно как для юношей, так и для девушек.
«Развитие», как ценность в наибольшей степени значимо для дезадаптированных девушек, в наименьшей – для дезадаптированных юношей.
Суммарный индекс по трем «оздоровительным» ценностям иллюстрирует примерно одинаковую потребность в комплексном развитии и самосовершенствовании, при относительно более высокой заинтересованности в этом у обычных школьниц, и относительно низкую заинтересованность дезадаптированных девушек.
Степень реализации трех «оздоровительных» ценностей в зависимости от социального фактора в группе старшеклассников представлена на рис.4.

Рис.4. Степень реализации «оздоровительных» ценностей в подгруппах подростков 14-17 лет.
Во всех четырех подгруппах в наибольшей степени реализуется ценность «здоровье», в меньшей степени – «развитие». В целом, наиболее высокий средний показатель по трем интересующим нас ценностям - в группе дезадаптированных юношей, наиболее низкий – в группе дезадаптированных девушек.
Возрастной аспект анализа:
Ранги трех «оздоровительных» ценностей в шести подгруппах (14-16 лет, 17-19 лет, 20-22 года) представлены на рис. 5.

Рис.5. Ранги «оздоровительных» ценностей в подгруппах учащейся молодежи 14-22 лет.
Возрастной фактор влияет на актуальность ценности «здоровья»: и у юношей, и у девушек его значимость снижается.
Динамика значимости «развития» представлена иначе: у юношей с возрастом она уменьшается, а у девушек - повышается.
Ценность «уверенность в себе» особенно значима для 17-19-летних юношей и девушек по сравнению с младшей и более старшей возрастными группами.
Средний показатель по трем «оздоровительным» ценностям ниже всего у юношей 20-22 лет (8,6), а наиболее высокий индекс отмечен у 17-19-летних девушек (6,3).
Степень реализации «оздоровительных» ценностей в шести подгруппах представлена на рис. 6.
Рис. 6. Степень реализации «оздоровительных» ценностей в подгруппах учащейся молодежи 14-22 лет.
Степень реализации трех «оздоровительных» ценностей во всех шести подгруппах выглядит однотипно. При этом большая реализация отмечена в младших подгруппах, а наименьшая – у юношей 20-22 лет и 17-19-летних девушек.
Способы достижения «оздоровительных» ценностей
Известно, что инструментальные ценности (ценности-средства), можно рассматривать как своеобразный инструмент достижения терминальных ценностей (ценностей-целей). Анализ взаимосвязи терминальных «оздоровительных» ценностей и соответствующих им инструментальных ценностей позволил выявить следующие пары «цель-средство»: «здоровья - воспитание», «уверенности в себе – ответственность», «развитие - образованность». Взаимосвязь «здоровье» - «воспитанность» является общей в подгруппах юношей и девушек, а также для 14-16-летних респондентов и юношей 20-22 лет.
Гендерной особенностью является возможность «развития» за счет - «ответственности» у юношей, а у девушек за счет «самоконтроля».
В шести подгруппах общих вострастно-половых особенностей не выявлено – каждая имеет свои, что говорит о необходимости учёта этих факторов при построении педагогического процесса.
Итак, представленные выше результатыхарактеризуют неосознаваемую психологическую связь «цель-средство» в различных группах наших респондентов. Для выявления более осознанных способов достижения трех «оздоровительных» ценностей в группах юношей и девушек 17-22 лет (249 человек) был проведен дополнительный опрос с помощью метода незаконченных предложений [1,с.309]. Респондентам письменно отвечали на вопрос: «Как бы Вы достигали физического и психического здоровья, гармоничного развития и уверенности в себе?».
В целом ответы касались: 1) трудовой активности, 2) занятий физкультурой и спортом, 3) методов практической психологии, 4) образования, 5) достижения целей, 6) общения с людьми, 7) поддержки окружающих, 8) внешней привлекательности, 9) здорового образа жизни, 10) профилактики заболеваний, 11) использования медикаментозных средств.
Ниже способы достижения физического и психического здоровья, гармоничного развития и уверенности в себе расположены нами в определенной последовательности – в ее основе – степень предполагаемой активности субъекта (степень «затратности»), где на последних позициях находятся средства, требующие минимальных затрат и не предполагающие активных усилий со стороны индивида.
В таблице отражены гендерные особенности в способах достижения здоровья, развития и уверенности.
Таблица. Гендерные особенности достижения «оздоровительных» ценностей в группе молодежи 17-22 лет (n=249), %
Способы достижения
|
Здоровье
|
Развитие
|
Уверенность
|
сумма
|
юноши
|
девушки
|
Юноши
|
девушки
|
юноши
|
девушки
|
общая
|
Юноши
|
девушки
|
1. Трудовая активность
|
-
|
3
|
30
|
20
|
26
|
19
|
98
|
56
|
42
|
2. Занятия спортом и физической культурой
|
39
|
33
|
21
|
10
|
10
|
6
|
119
|
70
|
49
|
3. Методы практической психологии
|
-
|
8
|
18
|
25
|
18
|
33
|
102
|
36
|
66
|
4. Образование
|
-
|
2
|
29
|
35
|
4
|
15
|
85
|
33
|
52
|
5. Наличие цели и ее достижение
|
-
|
-
|
5
|
5
|
19
|
8
|
37
|
24
|
13
|
6. Общение с людьми
|
-
|
-
|
2
|
4
|
17
|
18
|
41
|
19
|
22
|
7. Поддержка окружающих
|
-
|
-
|
-
|
2
|
6
|
4
|
12
|
6
|
6
|
8. Внешняя привлекательность
|
-
|
0,4
|
-
|
-
|
-
|
4
|
4.4
|
-
|
4.4
|
9. ЗОЖ
|
44
|
37
|
2
|
-
|
-
|
-
|
83
|
46
|
37
|
10.Профилактика
|
14
|
16
|
-
|
1
|
-
|
1
|
32
|
14
|
18
|
11.Медикаментозное вмешательство
|
3
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
3
|
1
|
12.Нет ответа
|
19
|
3
|
20
|
4
|
13
|
5
|
64
|
52
|
12
|
Оказалось, что одна и та же группа средств, по мнению респондентов, помогает приблизиться к реализации нескольких жизненных ценностей. Так, спорт и физическая культура представлены как средства достижения здоровья, развития и повышения уверенности в себе во всех группах молодежи.
Трудовая активность, методы практической психологии, образование способствуют достижению всех «оздоровительных» ценностей в группе девушек. Юноши не используют данные средства для повышения уровня здоровья. Общение с людьми, наличие цели и ее достижение используются юношами и девушками только для развития и формирования уверенности. Поддержка окружающих актуальна для развития и ощущения уверенности у девушек, а у юношей – повышает только чувство уверенности. Закономерно, что работа над внешностью, как средство достижения здоровья и уверенности, используют только девушки. Здоровый образ жизни в большей степени актуален у юношей для достижения здоровья и развития, а у девушек – здоровья. Профилактика значима у девушек для всех трех «оздоровительных» ценностей, у юношей только достижения ценности «здоровья». Медикаментозное вмешательство естественно считается средством достижения здоровья в той и другой группе.
Обращает на себя внимание сравнительно высокий показатель неопределенности внутренней позиции в группе юношей – практически пятая часть из них не представляют приемлемые для себя способы реализации здоровья, развития и уверенности.
Судя по результатам, представленным в таблице, спорт и физическая культура, а также методы практической психологии являются наиболее важными составляющими саморазвития молодежи.
Суммарно реализация трех «оздоровительных» ценностей в группе юношей осуществляется в основном за счет использования занятий физической культурой и спортом – их популярность составляет 70%, в то время как у девушек только 49%. «Оздоровительные» ценности женская подгруппа предпочитает достигать за счет использования методов и средств практической психологии (66% популярности), в то время как у юношей использование этих средств составляет 36%. Когда же мы рассматриваем возможности достижения ценности «здоровье», то обращает на себя внимание, что способы реализации здорового образа жизни занимает наибольший процент и у юношей и у девушек (44% и 37% соответственно).
Понимание актуальных жизненных ценностей молодых людей и степени их реализации в жизни позволит модернизировать педагогическую работу по мотивации к здоровому образу жизни, в том числе за счет использования дополнительной аргументации. Представление о значимости ценностей «здоровье», «развитие», «уверенность в себе» поможет скорректировать содержательную часть учебных программ по физическому воспитанию. мероприятий для молодежи.
В целом, включение в разработку физкультурно-педагогических технологий формирования здорового образа жизни психологических компонентов является ресурсом, который могут использовать не только педагоги-практики, но организаторы досуговых мероприятий для молодежи, а также средства массовой информации [2,с.58; 3,с. 12].
Список использованной литературы
1. Новикова, Н.Е. Здоровый образ жизни как компонент мировоззрения современной молодежи [Текст]/ Н.Е.Новикова, О.В. Тиунова // European Social Science Journal. – 2013.-№3 (31). – С.307-318
2. Тиунова О.В. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Текст]/ О.В.Тиунова // Физической воспитание и детско-юношеский спорт. -2012.- №4(6).- С 54-65
3. Тиунова, О.В. Использование различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом [Текст] : методические рекомендации / О.В. Тиунова, Д.А. Фильченков, М.В. Томилова - М. - Советский спорт, 2013.- 38 с. – ISBN 978-5-9718-0640-0