Психологический тренинг на уроках по физической культуре
Тиунова О.В.
(Тиунова О.В. Психологический тренинг на уроках физической культуры [Текст]/ О.В.Тиунова// Молодежь и общество.- 2012. -№3. – С.102-108)
Сфера деятельности наших зарубежных коллег включает сферу фитнеса, образовательной системы, вопросы формирования здорового образа жизни и многое другое. Нашим спортивным психологам также пора расширять «сферу своего влияния», проще говоря – сферу приложения своих сил. Ниже представлен один из методических подходов работы спортивного психолога в области профилактики девиантного поведения подростков. Казалось бы – что тут необычного? Необычен «симбиоз» физической подготовки и психологического тренинга.
Одновременно с показателями ярко выраженной девиации подростков (склонность к асоциальному поведению, нежелание учиться, некорректное поведение по отношению к одноклассникам, учителями и др.) в предварительных исследованиях были отмечены:
- повышенный уровень агрессивности и тревожности,
- низкий уровень волевой саморегуляции,
- эгоцентричность,
- депрессивные настроения,
- неуверенность и скованность,
- недостаточная социальная адаптация (в том числе узкий спектр коммуникативных навыков) и др.
Данные личностные особенности еще неустойчивы и относительно пластичны. Способствовать позитивным изменениям этих психологических черт учащихся на этапе их интенсивного «взросления» и профессионального самоопределения, можно за счет:
- формы и содержания педагогического процесса в целом,
- использования физических нагрузок, специальных упражнений и двигательных заданий,
- использования упражнений (заданий) «психологического» характера.
Если два первых средства формирования личности достаточно очевидно реализуются в условиях проведения практических и теоретических уроков по физической культуре, то третья, несмотря на очевидное «воспитательное» значение, нуждается в адаптации к специфическим условиях проведения академического урока по физической культуре.
Нельзя забывать, что использование упражнений психологической направленности требует от учителя физической культуры:
- владения большим арсеналом упражнений данного типа,
- умения «гибко» его использовать в зависимости от:
а) динамичной ситуации учебно-тренировочного процесса,
б) специфики учебного материала, который реализуется на данном уроке,
в) временных ограничений, которые диктует необходимость полноценного прохождения запланированного (основного) учебного материала,
- умения мотивировать учащихся на выполнение упражнений данного типа.
Таким образом, становится очевидной необходимость разработки для тренеров-преподавателей, работающих с подростками (в том числе, проявляющих девиантное поведение), дополнительного учебного «блока» - психологического тренинга для практического использования в специфических условиях урока по физической культуре.
Для более удобного практического использования, каждое упражнение этого «арсенала» должно характеризоваться как минимум четырьмя признаками:
- раздел учебной программы, в рамках которого может быть использовано данное задание;
- форма выполнения задания (групповое, парное или индивидуальное выполнение);
- наиболее предпочтительная часть урока (вводная, основная, заключительная);
- направленность задания (например, снижение агрессивности, повышение самоконтроля, волевая подготовка и др.).
Важно подчеркнуть, что направленность психологических упражнений может быть двух типов:
1) они могут усиливать и закреплять положительный психолого-педагогический эффект использования специфических физических нагрузок и двигательных заданий. Например, на уроке по программе «легкая атлетика» элементы психологического тренинга могут быть направлены на дальнейшее развитие смелости, решительности и эмоциональной устойчивости,
2) они могут способствовать развитию тех сторон личности, которые важны на этапе профессиональной ориентации или напрямую связаны с профилактикой девиантного поведения. Например, формирование активной жизненной позиции, повышение самоконтроля, повышение интереса к учебе, развитие коммуникативных навыков и др.
Ниже в качестве примера представлен обобщенный формат «психологического блока» для использования на уроках по физической культуре, куда, в соответствии с рубрикацией, входят примеры заданий, апробированные в психологической практике и адаптированные нами для специфических условий физкультурно-спортивной работы.
ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
№
|
Раздел учебной программы
|
Форма
организа-ции
|
Исполь-зование в структуре урока
|
Направлен-ность задания
|
Содержание задания
|
1
|
Спортивные игры
|
групповая
|
подг. часть
|
Формирование доверия к окружающим
|
Поочередное «падение» назад, на руки партнерам
|
осн.часть
|
Умение сотрудничать
|
Замена критики партнеров за неудачи в игре вербальными и тактильными элементами поддержки
|
закл.часть
|
Формирование эмпатии
|
Поочередное перечисление «сильных» качеств членов группы (класса)
|
парная
|
подг. часть
|
Умение сотрудничать
|
«Парная эстафета», включающая изменение направления движения при условии, что задание выполняет человек с завязанными глазами, а второй, находясь рядом, корректирует его движение
|
осн.часть
|
Совершенствование навыков концентрации
|
Выполнение двигательных заданий с первоначальной визуализацией траектории броска (подачи)
|
закл.часть
|
Развитие навыков саморегуляции
|
Поочередная «настройка дыхания» под темп партнера.
|
индивид.
|
подг. часть
|
Формирование ответственнос-ти
|
Формулирование индивидуальных задач на урок с последующим самоотчетом по их выполнению
|
осн.часть
|
Формирование рационального отношения к неудачам
|
В случае ошибки в игре переводить недовольство собой в корректирующую игровую установку.
|
закл.часть
|
Совершенствование навыков концентрации
|
В условиях тишины в зале - фиксация звуков, которые слышны вне помещения (с последующим их перечислнением)
|
2
|
Гимнастика и акробатика
|
групповая
|
подг. часть
|
Профессионально-прикладная подготовка
|
В соответствии с разделом программы и планом урока проведение аналогий «двигательный навык- профессиональная самореализация»
|
осн.часть
|
Совершенствование навыков саморегуляции
|
Задания по идеомоторному выполнению предстоящих упражнений
|
закл.часть
|
Формирование смысложизненной ориентации
|
Поочередный подбор «персональной надписи на майке» (девиза) для каждого участника группы (класса) с кратким обоснованием
|
парная
|
подг. часть
|
Волевая подготовка
|
Формулирование «обязательств» по выполнению на данном уроке определенных задач с последующим взаимным контролем
|
осн.часть
|
Совершенствование коммуникативных навыков
|
Поочередное «обучение» друг друга какому-либо элементу, включая элементы страховки
|
закл.часть
|
Формирование доверия
|
Сидя или лежа массаж спины и воротниковой зоны
|
индивид.
|
подг. часть
|
Совершенствование навыков психологической подготовки
|
Визуализация своих действий на уроке (до четкого представления своего успешного действия, но не более трех попыток)
|
3
|
Кроссовая подготовка
|
групповая
|
подг. часть
|
Совершенствование волевой подготовки
|
Преодоление дистанции с предварительным «посвящением» результата кому-то из близких людей и с последующим обсуждением результатов и ощущений
|
осн.часть
|
Совершенствование навыков концентрации
|
Фиксация на внешних факторах, а не на внутренних ощущениях
|
осн.часть
|
Формирование товарищеского отношения
|
Помощь слабым спортсменам по принципу «бег за лидером», эмоциональная (в т.ч. вербальная) поддержка отстающих
|
Представленный выше методический подход может быть легко внедрен в практику проведения занятий по физической культуре для учащихся на этапе профессиональной ориентации, а также в учебно-воспитательной работе с теми подростками, в чьем поведении присутствуют признаки девиантного поведения.
На данную тему нами запланирована разработка и издание специального пособия для учителей физической культуры.