Доклад на Второй Московской научно-практической конференции по спортивной психологии в Олимпийском Комитете

Текст доклада:

1) Уважаемые коллеги! Прежде всего, хочу поблагодарить уважаемого Владимира Николаевича Касаткина за приглашение принять участие и выступить на этой Конференции.

2) Цель моего выступления  - рассказать о той помощи, которую мы, как коллектив единомышленников и специалистов, работающих  на уровне сборных команд страны и, конечно, в детско-юношеском спорте более 10 лет, можем оказать спортивным психологам.

3) Но начну с другого. Многие из вас знают: сумма полученных нами знаний не обеспечивает безусловный успех в практической деятельности. Системных знаний тоже маловато. Технического оснащения – недостаточно. Нужны технологии, т.е обоснованная и разветвленная логика работы (если «а», то «б», если «х», то «у»…). При этом всё, что мы делаем должно быть обоснованным (в научном плане), логичным и понятным для клиента или заказчика работы, прозрачным и доступным для контроля. Именно такая система работы представлена у нас на сайте в разделе «Психологическая служба», именно с этой системой мы знакомим слушателей на Курсах повышения квалификации «Спортивная психология».

4) Кто-то из великих сказал: «Психолог работает личностью». Личность, внутренняя логика специалиста – это цемент, который соединяет и укрепляет «кирпичики» методов, методик, упражнений, тестов и т.д.

5) Когда мы читаем специальную литературу, общаемся с коллегами, посещаем тематические семинары, конференции, выставки, мы пытаемся решить 3 задачи:

- мы, подобно архитекторам, подыскиваем те самые «кирпичики» для построения собственного «здания», т.е. собственной технологии работы,

- мы интересуемся чужими технологиями. Но их можно использовать только как «чертежи», адаптируя под свою «рабочую» логику, свою технологию,

- и мы, конечно, хотим убедиться, что работаем, на должном уровне…

Т.е. нас всех интересует возможности повышения эффективности собственной профессиональной деятельности.

6) Но помимо этого нас интересуют возможности карьерного роста и повышения квалификации.

7) И вот сейчас я, наконец, адресую вас на наш сайт. В разделе «Для спортивных психологов» представлены 17 пунктов, которые могут быть вам полезны. Кратко назову важнейшие. Итак, мы предлагаем:

-  Использование апробированной нами системы психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки;

-  Использование в ражиме on-line психодиагностической компьютерной программы "Отношение к предстоящему соревнованию", размещенной на сайте Лаборатории;

-  Супервизия (пока - БЕСПЛАТНО!), в т.ч. консультации по вопросам  успешной профессиональной самореализации и оперативная помощь в решении конфликтных ситуаций, возникающих на уровне «психолог-тренер» и др.;

- Помощь в подготовке публикаций, научно-методических разработок и т.д. Подготовка совместных научно-практических публикаций;

- Письменные экспертные заключения с оценкой ваших авторских разработок, методик, программ и технологий работы;

- Проведение на базе ваших спортивных организаций совместных научно-практических семинаров для тренерского состава, педагогов-психологов, родителей юных спортсменов, а также обучающих занятий  и тренингов для спортсменов различной квалификации;

- Помощь в планировании, подготовке и проведении диссертационного исследования по специальности 13.00.04;

- Обучение на курсах повышения квалификации "Спортивная психология" (72 часа), участие в тематических научно-практических семинарах.

8) В сентябре мы планируем обучение уже 9-й группы на Курсах повышения квалификации. В декабре (надеюсь, что на базе ВНИИФК) – проведение Конференции, где будут выступать наши коллеги, рассказывая о своём практическом опыте работы с юными спортсменами, клубными и сборными командами.

И еще один важный момент: если РГУФКСиТ (Кафедра психологии) не создаст, наконец, полезную всем нам, рабочую Ассоциацию, то это придется сделать нам…

Вот такие у нас ближайшие планы.

9) В заключение, хочу остановиться на трех принципиальных моментах, касающихся предыдущих докладов:

- В наши дни фраза «О, в этой команде есть психолог!» не свидетельствует  о правильно организованном психолого-педагогическом сопровождении.

Во-первых, никто не учит этим универсальным технологиям, во-вторых – их просто нет. Подчеркну – есть только фрагменты технологий, «кирпичики», из которых под специфику команды, этапа тренировочного и соревновательного процесса, запрос, в конце концов, нужно и можно сделать эффективную технологию;

- Сегодня на Конференции прозвучало утверждение, что методические ресурсы спортивной подготовки уже исчерпаны, остались только ресурсы здоровья спортсмена и наша сфера – психологическая подготовка. Это не так. По своему многолетнему опыту знаю, например, что культура ведения так называемого «спортивного дневника» утрачена даже на уровне сборных команд. Большинство индивидуальных консультаций спортсменов различной квалификации мы вынуждены начинать с методических вопросов тренировочного процесса, анализа соревновательной деятельности… Прекрасной иллюстрацией к этой теме является доклад М.Прохорова на заседании Федерации биатлона, когда он сдавал свои полномочия (эта информация есть в Интернете). В его выступлении, в частности, прозвучало примерно следующее: психологи тестировали сборную биатлонистов перед Сочи и оказалось, что многие не понимают направленности тренировочного процесса…

- О какой психологической подготовке можно говорить, если у спортсменов не всегда есть понимание - над чем работаем, что тренируем и почему ? Именно поэтому мы с вами, оставаясь «тренерами по психологической подготовке», должны  видеть поле нашей деятельности объемно. Обращаю ваше внимание, что в базовом для нас учебнике уважаемого А.В.Родионова присутствуют разделы о психологических аспектах физической, технической и тактической подготовки спортсменов;

- И последнее. Слушая сегодняшние доклады, я по-хорошему завидую  возможностям некоторых наших коллег приобретать современное исследовательское оборудование, углубленно изучать иностранную литературу, проводить локальные эксперименты… В силу негативных организационных и финансовых причин (во ВНИИКФе), мы (прозвучит парадоксально!) оказались сильны в практических аспектах психологического обеспечения спортивной деятельности. И вот именно этим практическим опытом готовы делиться.

Благодарю за внимание!

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика