Паспорт специальности

13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Шифр специальности

13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Формула специальности
Специальность 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" определяет основные направления теоретических, фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию методологических подходов, средств, методов, нормативных требований, способов управления и организации, а также направленности таких компонентов системы физической культуры, как физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладная оздоровительная и адаптивная физическая культура.

Область исследований
1.Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры
1.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры:
- факторы, условия и закономерности направленного физического развития и совершенствования людей, входящих в различные социально-демографические и нозологические группы;
- пути усиления действенности физической культуры в современном обществе;
- научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физической культуры;
- физическая культура как часть общей культуры;
- физическая культура как социальное явление;
- историкологические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры;
- прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе;
- дидактические проблемы физической культуры.
1.2. Управление в системе физической культуры:
- менеджмент в системе физической культуры;
- маркетинг в системе физической культуры;
- управление физкультурным движением;
- управление физкультурной организацией;
- управление физической культурой в государстве, регионе, республике, городе, области, районе, отдельном населенном пункте;
- планирование, организация, координация, мотивация и обеспечение физической культуры.
1.3. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) качеств (способностей):
- содержание, направленность и методика развития, функционирования и совершенствования силовых, скоростных и координационных качеств (способностей) - гибкости, общей физической и аэробной выносливости; взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие двигательных (физических) качеств (способностей);
- общие и специфические закономерности переноса физических качеств; динамика развития двигательных (физических) качеств (способностей). общие закономерности формирования двигательных навыков и умений: содержание и методика формирования простых и сложных двигательных навыков и умений;
- взаимосвязь и интерференция двигательных навыков; общие и специфические закономерности переноса двигательных навыков;
- последовательность формирования простых и сложных двигательных навыков;
- закономерности функционирования простых и сложных двигательных навыков в различные периоды жизнедеятельности человека.
1.4. Средства и методы физической культуры в целях профилактики вредных привычек, укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости человека к неблагоприятным факторам природной среды и экстремальным условиям жизнедеятельности.
2. Теория и методика физического воспитания.
2.1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания:
- дидактические проблемы базового физического воспитания;
- педагогические технологии в системе физического воспитания;
- нормативно-критериальные основы физического воспитания;
- научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физического воспитания;
- управление системой физического воспитания;
- прогнозирование системы физического воспитания.
2.2. Физическое воспитание в системе дошкольного, среднего, среднеспециального и высшего образования:
- направленность, содержание и методика физического воспитания в системе дошкольного, среднего, среднеспециального и высшего образования;
- организация и обеспечение физического воспитания в системе дошкольного, среднего, среднеспециального и высшего образования, особенности развития функционирования и совершенствования двигательных (физических) качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений в системе дошкольного воспитания, среднего, среднеспециального и высшего профессионального образования;
- нормативные основы физического воспитания в системе дошкольного, среднего, среднеспециального и высшего профессионального образования;
- оптимизация физкультурной деятельности в дошкольных, средних, среднеспециальных и высших образовательных учреждениях; физическое воспитание как средство становления личности.
3. Теория и методика спорта.
3.1. Спорт как социальное и педагогическое явление:
- социальные, воспитательные и педагогические функции спорта;
- историко-логическое и теоретическое исследование тенденций формирования эволюции и преобразования научных знаний в области спорта;
- международное олимпийское движение (исследование закономерностей его развития, функционирования и управления);
- история развития отдельного вида спорта.
3.2. Общая теория спортивной тренировки:
- общие закономерности спортивной тренировки;
- функции спортивной тренировки;
- принципы спортивной тренировки;
- закономерности построения многолетнего процесса спортивной тренировки в отдельном виде спорта;
- системные исследования в области спортивной тренировки;
- управление процессом спортивной тренировки.
3.3. Теория и методика подготовки юных спортсменов:
- научные и организационно-методические основы юношеского спорта;
- научные и организационно-методические основы управления процессом подготовки юных спортсменов; .
- прогнозирование, программирование и организация процесса спортивной тренировки детей различных возрастов;
- содержание, методика и направленность многолетнего тренировочного процесса юных спортсменов;
- нормативно-критериальные основы детско-юношеского спорта;
- теоретические и прикладные аспекты построения учебного и тренировочного процесса в спортивных школах олимпийского резерва и общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля.
3.4. Теория и методика подготовки спортсменов высшей квалификации:
- организационно-методические основы спорта высших достижений;
- методология и технология управления подготовкой спортсменов высшей квалификации;
- основы прогнозирования и программирования спортивных результатов;
- содержание, методы, организация и технология подготовки спортсменов высшей квалификации по видам спорта.
3.5. Теория и организация массового спорта:
- содержание, методы и организация массового спорта;
- управление системой массового спорта;
- факторы, принципы и пути усиления действитенности массового спорта в обществе.
4. Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры.
4.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы профессионально-прикладной физической культуры:
- средства и методы профессионально-прикладной физической культуры для повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным и отрицательным факторам профессиональной деятельности;
- педагогические технологии в системе профессионально-прикладной физической культуры;
- история развития и становления профессионально-прикладной физической культуры и ее видов;
- научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы профессионально-прикладной физической культуры.
4.2. Содержательная и нормативно-критериальная основа системы профессионально-прикладной физической культуры:
- средства и методы развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков представителей различных профессий;
- взаимосвязь общефизических и профессионально важных физических качеств;
- перенос специальной физической тренированности;
- этапность и периодизация развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков;
- периодизация профессионально-прикладной физической культуры;
- управление процессом профессионально-прикладной физической культуры.
5. Теория и методика оздоровительной физической культуры.
5.1. Методологические проблемы оздоровительной физической культуры:
- дидактические основы оздоровительной физической культуры;
- организационно-методические основы физической культуры;
- управление системой оздоровительной физической культуры.
5.2. Оздоровительная физическая культура в процессе жизнедеятельности человека:
- средства, формы и методы оздоровительной физической культуры;
- содержание и методика оздоровительной физической культуры различных слоев населения и возрастных групп;
- оздоровительная физическая культура в профилактике различных заболеваний.
6. Теория и методика адаптивной физической культуры.
6.1. Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной физической культуры:
- цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры;
- средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры;
- программно-нормативные основы адаптивной физической культуры;
- национально-этнические и религиозные особенности адаптивной физической культуры.
6.2. Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
6.3. Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады и Всемирных игр глухих ("тихих игр"), а также научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов.
6.4. Двигательная реакция, интегрированные программы, объединяющие определенный вид адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
6.5. Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов.
7. Психология физической культуры.
7.1. Психологические закономерности физического воспитания молодежи.
7.2. Психология личности и деятельность учителя физической культуры.
7.3. Психологические аспекты ориентации и отбора в различные виды спорта.
7.4. Психология детского и юношеского спорта.
7.5. Психологические закономерности психического и физического совершенствования в процессе занятий массовым спортом (мотивация, формирование навыков, развитие физических, психических и нравственных качеств).
7.6. Психология соревнования в спорте высших достижений.
7.7. Психология личности и деятельности тренера.
7.8. Социально-психологические аспекты физической культуры.

Отрасль наук
психологические науки, педагогические науки.

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика