ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СПОРТСМЕНАМИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Илясова Наталья Владимировна

 спортивный психолог, г. Чита

89141445775

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В условиях соревнований внимание спортсмена сконцентрировано на выполнении подготовленной программы и максимальной реализации наработанных навыков. Успешность выступления зависит от большого количества разнообразных факторов. Помимо спортивной подготовленности, наличия мотивации к победе, развитых личностных и волевых качеств, высокого уровня эмоциональной устойчивости, немаловажное значение имеет адекватное восприятие спортсменом соревновательной ситуации, оценка собственных сил и сил соперника.

Спортсмены начинают схватку задолго до настоящего старта. Вначале они «ориентируются на местности», оценивают своих соперников и на основании такой оценки (по сути – субъективной, но абсолютно влияющей на их восприятие образа соперника) делают определенные выводы и выстраивают дальнейшую стратегию своего поведения. В некоторых случаях это происходит на бессознательном уровне. Но совершенно точно – происходит.

В спортивной практике бытует миф о «взгляде победителя». Мол, «победил взглядом». Что означает этот психологический феномен? Какие механизмы или качества лежат в его основе – уверенность, эмоциональный настрой, психологический прессинг? Или точное восприятие образа противника, правильно сделанная оценка его спортивной формы и психологического состояния и манипулирование этим на невербальном уровне?

Так или иначе, восприятие спортсменом самого себя, других людей (в том числе – соперников), окружающей обстановки влияет на его эмоциональное состояние, психологический настрой, уверенность в себе и своих силах и, как следствие, результат выступления. 

Восприятие себя

Восприятие спортсменом самого себя на соревнованиях зависит от многих факторов:

- уровня физической подготовленности и тренированности;

- эмоционального состояния;

- психологического настроя;

- самооценки и уровня притязаний;

- мотивации;

- опыта прошлых выступлений;

- личностных особенностей;

- сложившихся установок и стереотипов.

Если у спортсмена имеется опыт удачных выступлений, то на последующих соревнованиях он будет воспринимать себя как успешного, уверенного в себе, более опытного. Соответственно, и его эмоциональное состояние будет более стабильным, и уровень его мотивации будет более высоким.

Спортсмен, который на протяжении длительного времени проигрывает, на соревнованиях воспринимает себя через призму прошлых неудачных выступлений. В его восприятии устойчиво сохраняется образ себя как неспособного, неуверенного, зажатого, тревожного спортсмена.

Восприятие других

На эмоциональное состояние спортсмена, его мысли и действия во время соревнований могут оказывать влияние другие люди – соперники, тренер, родители, друзья, болельщики. Степень такого влияния во многом определяется собственным восприятием.

Спортсмены, воспринимающие соперника как более сильного, более подготовленного, более успешного, психологически проигрывают ему ещё до старта. Подобное восприятие вызывает у спортсмена чувство неуверенности, тревожности, страх проиграть. Мысли при этом сосредоточены на сопернике, его превосходстве. Преобладает мотивация избегания неудач. Действия спортсмена становятся зажатыми, скованными, неточными. Он постоянно боится ошибиться, сделать неправильный бросок, нанести неточный удар. В результате такого восприятия и вызванных им эмоций и мыслей выступление спортсмена в действительности может оказаться неудачным.

Другие спортсмены рядом с сильным соперником, наоборот, мобилизуют все свои силы, психологически настраиваются, сосредотачивают внимание на собственных навыках, контролируют эмоции. Шансы успешно выступить у них значительно выше.

Тренер на соревнованиях выступает главной фигурой. Именно от него спортсмены ждут четких указаний, нужных и своевременных инструкций, советов, рекомендаций, эмоциональной поддержки. Именно его ожидания они хотят оправдать в первую очередь. Поэтому в условиях соревнований тренер воспринимается как необходимый «островок спасения».

Наставления тренера перед стартом помогают спортсменам справиться с чрезмерным волнением, настроиться на поединок, сконцентрироваться на важных моментах. В ходе соревнований тренеру лучше практиковать секундирование – краткие, точные инструкции и указания. Долгие рекомендации плохо воспринимаются спортсменом, а в некоторых случаях и вовсе мешают ему сосредоточиться. Кроме того, постоянные комментарии со стороны тренера могут способствовать развитию у спортсмена чувства собственной беспомощности, страх совершить ошибку.

Присутствие родителей на соревнованиях действует благоприятно на большинство детей. Подбадривание, похвала, поддержка, эмпатия со стороны значимых взрослых положительно влияют на эмоциональное состояние юных спортсменов, оказывают успокаивающий эффект. Ребенок в данном случае воспринимает родителей как друзей, поддерживающих его в любой ситуации и верящих в него. Юный спортсмен при этом раскрывается, старается показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать все свои умения.

Другие дети воспринимают присутствие родителей на трибунах крайне остро. Они начинают стесняться, боятся совершить ошибки, чувствуют себя неуверенно и дискомфортно. Такое поведение, как правило, может быть вызвано завышенными требованиями к ребенку, постоянной критикой в его адрес, отсутствием поддержки и эмоциональной близости. Ребенок в такой ситуации воспринимает родителя как строгого наблюдателя, который может резко и критично высказаться по поводу его выступления. Негативные высказывания, сравнения с другими, демонстрация разочарования, злость, неодобрение со стороны родителей – все это воспринимается ребенком близко к сердцу и может серьезно подорвать его самооценку, что, несомненно, скажется на его дальнейших выступлениях.

           Родителям юного спортсмена нужно знать, как влияет на него их присутствие на соревнованиях. Они должны акцентировать внимание ребенка на его лучших качествах. Зная своего ребенка как никто другой, родители могут правильно настроить юного спортсмена на успешное выступление. Но при этом важно дать понять ребенку, что они поддержат его в любой ситуации и будут любить независимо от результата выступлений.

Восприятие спортсменами болельщиков также носит двойственный характер. Некоторые спортсмены относятся к присутствию зрителей нейтрально. На остальных болельщики оказывают мотивирующее воздействие. Однако присутствие болельщиков соперника воспринимается в определенной степени болезненно, особенно если они проявляют себя довольно активно и враждебно. 

Восприятие окружающей обстановки

Восприятие окружающей обстановки на соревнованиях происходит у всех спортсменов по-разному. Это может зависеть как от индивидуально-личностных особенностей, так и от преобладающего типа модальности.

Так, спортсмены с преобладанием визуального типа модальности лучше воспринимают зрительные образы. На них производят впечатление яркие баннеры, красивая спортивная форма, зрелищность соревнований, одетые в красочные костюмы болельщики с нарисованными плакатами в поддержку любимых игроков. Дестабилизировать эмоциональное состояние спортсменов-визуалов может внешнее превосходство соперника, демонстрация им уверенности и собранности. Любые зрительные образы, которые, так или иначе, могут негативно воздействовать на спортсмена, сказываются на его психологическом настрое.

Спортсмену-визуалу важно видеть свою команду, тренера, родителей, табло с результатами. Визуальный контакт для них на первом месте. В предстартовый период таким спортсменам поможет настроиться наглядное представление своего успешного выступления, воспоминание в ярких образах своей предыдущей победы. В качестве поддержки и помощи во время выступления оптимальным вариантом будут невербальные методы: жесты, мимика, позы. Плакаты с мотивирующими и подбадривающими словами также станут отличным средством поддержки юного спортсмена-визуала.

Спортсмены с аудиальным типом модальности склонны к лучшему восприятию звуков. В соревновательных условиях они лучше воспринимают речь, реагируют на звуковые сигналы, хорошо понимают словесные инструкции со стороны тренера. Им важно проговаривание ситуации, обсуждение тактических моментов.  Это спортсмены-аудиалы часто говорят о том, что «пока боролся, в мыслях были наставления тренера…».

Однако спортсмены с преобладанием аудиального типа модальности чаще других отвлекаются на посторонние звуки, более восприимчивы к крикам болельщиков. Их эмоциональным состоянием можно легко манипулировать с помощью обидных высказываний. Собраться и сконцентрироваться таким спортсменам помогают аффирмации, самоприказы, четкие реплики тренера, его наставления, похвала. При этом больший эффект будет наблюдаться при уверенном проговаривании вслух. Стоит обратить внимание и на интонацию, так как спортсмены-аудиалы очень остро реагируют на тон разговора и чувствуют малейшее волнение в голосе.

             Спортсмены с кинестетическим типом модальности ориентируются, в первую очередь, на собственные ощущения во время соревнований. Они полностью погружаются в себя, свои мысли, чувства, впечатления. Первостепенным для них становится собственный внутренний комфорт. Большое значение для спортсменов-кинестетиков имеют прикосновения. Им важен тактильный контакт, через него они чувствуют себя и других. Спортсменов с данным типом модальности выводит из равновесия агрессивное поведение соперника, толчки, зажимы. Разные неприятные телесные ощущения способствуют возникновению у спортсменов-кинестетиков отрицательных эмоций. Лучшим способом поддержки для них будут подбадривающие похлопывания, объятия, рукопожатия, поглаживания. В предстартовый период этим спортсменам отлично подойдет идеомоторная тренировка, в ходе которой они мысленно будут прокручивать свои навыки и концентрироваться на телесных и мышечных ощущениях.

Некоторые спортсмены в период соревнований могут воспринимать окружающую обстановку немного «расплывчато». Довольно часто спортсмены говорят, что не помнят, что происходило вокруг, не слышали голоса тренера, криков болельщиков, свистков судьи. Это обусловлено эмоциональным состоянием спортсмена, его максимальной сосредоточенностью на себе и своем выступлении. Также это может свидетельствовать о высоком уровне помехоустойчивости. Для спортсмена в это время существует только он сам, его соперник и их борьба. Все внимание направлено только на процесс. Восприятие сужается до размеров ринга, татами, поля. Окружающее становится только фоном.

Возрастные особенности восприятия

Дети дошкольного и младшего школьного возраста воспринимают объекты, рассматривая и исследуя их. Соответственно, образ объекта восприятия формируется на основе привлекательности и личной значимости. У младших школьников еще не сформирована способность к анализу воспринимаемых явлений, свойств и качеств объекта. Они часто воспринимают ситуацию, исходя из собственного эмоционального состояния. Так, если ребенку хорошо, он в веселом и бодром настроении, то и окружающую обстановку он будет воспринимать позитивно. Если же ребенок находится в подавленном эмоциональном состоянии, встревожен или опечален чем-то, то и окружение будет восприниматься им в темных тонах.

Восприятие детей характеризуется избирательностью: они лучше усваивают интересную и значимую для них информацию. К примеру, на соревнованиях дети часто не воспринимают инструктаж, правила техники безопасности и другие организационные моменты. Но если тренер начнет проговаривать важные задачи выступления, тактику игры, тонкости и нюансы боевого поединка, то юные спортсмены будут внимательно  слушать его, задавать вопросы, обсуждать, делиться идеями. Потому что для них данные сведения являются актуальными и значимыми. Тренеру при этом важно знать, что дети лучше воспринимают информацию, которая эмоционально и выразительно окрашена. Использование тренером в своей речи метафор, образов, интересных примеров будет способствовать лучшему восприятию информации юными спортсменами.

В подростковом возрасте начинается процесс интеллектуализации восприятия. Подростки, воспринимая определенные ситуации или объекты, стараются их анализировать, понимать смысловую составляющую, выделять причинно-следственные связи и зависимости. Такая интерпретация воспринимаемой действительности помогает подростку вырабатывать собственное отношение к конкретному событию.

Со спортсменами подросткового возраста можно смело обсуждать и анализировать тактические моменты игры, ход и результат выступления на соревнованиях. Нужно давать им возможность высказывать свое мнение, т.к. подростки зачастую обладают интересным видением соревновательной ситуации. Кроме того, это придаст им уверенности и значимости в собственных глазах и в глазах команды. Обсуждение с подростками соревновательных моментов способствует формированию рефлексивного мышления, учит анализировать, проводить аналогии, делать соответствующие выводы и на основе этого планировать свои дальнейшие действия.

У взрослых людей восприятие характеризуется целостностью. Они воспринимают объекты одномоментно, во всей совокупности свойств и качеств. Взрослые способны воспринимать большее количество признаков объектов.

Высококвалифицированные спортсмены обладают развитой способностью к быстрой и точной оценке соревновательной ситуации. На основе такого восприятия они принимают правильные решения о характере и тактике своих дальнейших действий.

С возрастом люди лучше воспринимают и дифференцируют эмоциональные состояния других людей. По сути, это является следствием накопленного опыта общения.  Так, спортсмены с опытом способны уловить малейшие проявления тревожности или неуверенности соперника.

Индивидуальные особенности восприятия

Одну и ту же соревновательную ситуацию спортсмены воспринимают по-разному. Такая индивидуализация восприятия зависит от многих факторов: соревновательного опыта спортсмена, направленности и особенностей личности, мотивации, эмоционального состояния, психофизиологических характеристик, привычных установок и стереотипов.

На основании индивидуальных особенностей учеными было выделено несколько типов восприятия:

I    1) Целостный (синтетический) тип восприятия

Спортсмены с данным типом восприятия лучше усваивают общие особенности объекта. Они мало обращают внимание на детали и подробности. Спортсменам с синтетическим типом восприятия легко удается произвести общий анализ игры, но сконцентрироваться на конкретных моментах им тяжелее. Поэтому часто некоторые детали выступления остаются ими незамеченными.

2) Детализирующий (аналитический) тип восприятия

Спортсмены с преобладанием данного типа восприятия способны четко выделить детали воспринимаемого объекта или ситуации. Они сосредотачивают внимание на мельчайших подробностях и нюансах выступления. С целостным восприятием соревновательной ситуации или собственной игры у них возникают трудности.

II    1) Описательный тип восприятия

Спортсмены с таким типом воспринимают любую ситуацию, исходя из конкретной увиденной или услышанной ими информации. Они не пытаются интерпретировать суть воспринятого явления, разгадать мотивы поведения и тактику соперника. Воспринимают все так, как есть.

2) Объяснительный тип восприятия

Спортсмены этого типа, наоборот, пытаются объяснить любую воспринимаемую информацию, пропустить ее через себя, истолковать со своей позиции. Все соревновательные ситуации они, как правило, объясняют со своей точки зрения.

III   1) Объективный тип восприятия

Спортсмены с этим типом восприятия уделяют больше внимания объективным характеристикам воспринимаемого явления. Для таких спортсменов гораздо важнее конкретные показатели физической подготовленности, нежели, например, эмоциональное состояние или настроение во время выступления.

2) Субъективный тип восприятия

Восприятие спортсменов с данным типом во многом зависит от их собственного отношения к происходящему. В любую ситуацию они вносят личный смысл. Комментируя соревновательные моменты, эти спортсмены не анализируют объективные данные, а делятся своими впечатлениями от воспринятого. Эмоциональное состояние данной категории спортсменов часто бывает обусловлено субъективным типом их восприятия.

Независимо от типа и модальности восприятия, воспринимаемая спортсменом информация проявляется на 3-х уровнях:

1)    эмоциональном – какие эмоции, чувства вызывает у него определенная ситуация;

2)    мыслительном – какие мысли, суждения, умозаключения делает человек по поводу какой-либо ситуации;

3)    поведенческом – какие действия, поступки предпринимает человек в той или иной ситуации.

Особенности восприятия в зависимости от вида спорта и квалификации спортсмена

         Восприятие спортсмена имеет свои особенности в зависимости от избранного вида спорта.

У спортсмена, тренирующегося на протяжении длительного времени в определенном виде спорта, наблюдается специфичность восприятия, развиваются особые ощущения, связанные со специализацией, - их принято называть «чувствами» («чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча» и др.).

Специализированные «чувства» имеют свои характерные признаки:

1)    особая работа одного или нескольких анализаторов, их «настройка» (восприятие на уровне какого-либо анализатора становится более острым и выраженным, спортсмен словно «чувствует кожей»);

2)    специфичность восприятия зависит от особенностей среды, в которой разворачивается спортивная активность (так, у пловца «чувство воды» включается непосредственно в водной среде);

3)    развитие специфических ощущений происходит только в результате постоянных тренировок;

4)    высокий уровень развития специализированных восприятий характеризуется автоматизированностью (сам спортсмен может не осознавать специфичность своего восприятия и принимать это как должное).

На восприятие спортсмена также влияет его квалификация.

Высококвалифицированные спортсмены, имеющие богатый соревновательный опыт, в ходе соревнований воспринимают только значимую и наиболее ценную для них информацию. Они стараются абстрагироваться и не реагировать на отвлекающие звуки, крики болельщиков, шумную окружающую обстановку.

Спортсмены, имеющие более низкую квалификацию и небольшой соревновательный опыт, в ходе соревнований начинают принимать к сведению большой объем информации, считая каждый момент важным. Однако это может привести к нарушению концентрации внимания, невозможности собраться и настроиться, повышению тревожности.

Таким образом, на восприятие спортсменов в соревновательных условиях оказывает влияние большое количество различных факторов.  Тренеру и психологу необходимо учитывать эти моменты, так как от адекватного восприятия спортсменом соревновательных ситуаций, быстрого и правильного реагирования на них зачастую зависит его успех.

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика