ВНУТРЕННИЙ МАТЧ

Ю.В. Волынская

Спортивный психолог, тренер по теннису, руководитель интернет-проекта «Tennis Psychology», Россия, г. Волжский, Волгоградская обл.

(Волынская Ю.Л. Внутренний матч // Tennis Weekend, №78, 2015, с. 68-70).

Ссылка на выпуск журнала: http://tennisweekend.ru/magazine/2827

Контактные данные автора: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт интернет-проекта «Tennis Psychology»: www.tennis-psychology.jimdo.com

При работе спортивного психолога с юными теннисистами очень полезно иметь в арсенале методику, которая позволила бы быстро и точно выявить трудности, с которыми сталкивается конкретный спортсмен в ситуации соревнований. Как правило, эти трудности связаны с некими психологическими барьерами и установками, которые существуют в сознании игрока, и не позволяют ему полноценно реализовать свои способности и умения.

Для психолога же сложность заключается в том, с помощью каких методик можно выявить эти установки. Ведь они, как правило, не осознаются, а значит, вряд ли могут быть сформулированы спортсменом в процессе беседы, по крайней мере, за короткое время. Что же касается существующих диагностических методик, то они дают общую информацию о спортсмене как личности безотносительно его участия в спортивной деятельности. Получив такую информацию, психологу в любом случае придётся выяснять, каким образом выявленные характеристики и показатели влияют на успешность (или безуспешность) спортивной самореализации игрока.

Получить представление о ключевых игровых установках юного теннисиста можно с помощью методики «Внутренний матч», которая, по сути, является  визуализацией на заданную тему. Игрока просят принять удобное положение, закрыть глаза, а затем сыграть внутренний матч с произвольным соперником. При работе с методикой может быть использована следующая инструкция: «Вам необходимо сыграть теннисный матч в своём воображении (полные сеты до 6 выигранных геймов или сокращённые сеты до 4 выигранных геймов на усмотрение психолога). Соперника, покрытие и условия матча Вы выбираете сами. Но это должен быть матч, которого ещё не было».

После того, как, спустя некоторое время, игрок откроет глаза и объявит, что матч сыгран, с ним проводится беседа на основе следующих основных пунктов:

1. Соперник: кто и почему именно он.

2. Условия матча: где, на каком покрытии игрался матч, были ли зрители, кто из команды игрока присутствовал на матче.

3. Итоговый счёт матча и то, как он развивался.

4. Как теннисист вёл игру, что пытался делать.

5. Основные успехи в матче (что удалось).

6. Основные ошибки в матче.

7. Мысли игрока во время матча.

8. Общее эмоциональное состояние (нервозное, спокойное).

9. Игра в решающие моменты матча.

10. На сколько процентов от собственных возможностей был сыгран матч (по оценке самого спортсмена).

Возможности данной методики могут быть продемонстрированы на следующем примере из практики.

Игрок, назовём его условно Артём, 12 лет, с семи лет профессионально занимается теннисом, три года выступает в соревнованиях российского теннисного тура. В игре на соревнованиях скован и зажат, анализ собственных ошибок и текущей игровой ситуации отсутствует. Качество игры на соревнованиях значительно ниже качества игры на тренировках. Артём довольно легко играет с ребятами, которых явно превосходит в классе. С соперниками же, с которыми нужно бороться, чтобы добыть победу, совладать не получается. В ситуации плотной борьбы и эмоционального напряжения, не может справиться с собой, а потому регулярно проигрывает одним и тем же соперникам, которым в прочем не уступает в классе. С такими проблемами тренер и родители Артёма обратились к спортивному психологу.

Итак, на одном из занятий с психологом Артём получил задание сыграть внутренний матч с произвольным соперником. Обрадовавшись возможности выбора и недолго поразмыслив, он избрал для противостояния игрока, назовём его условно Иванов. Далее с этим соперником было сыграно 2 мини-сета до 4-х выигранных геймов. Данное воображаемое противостояние закончилось для нашего героя поражением со счётом 1/4, 1/4. К слову сказать, внутренний поединок не занял у него много времени, в этой игре всё было довольно просто.

Когда матч был сыгран, Артём повернулся к психологу, широко улыбаясь. Странная реакция после проигрыша, не правда ли?

Психолог: Ну, как всё прошло?

Артём: Продул!

П: Кому?

А: Иванову! (смеётся)

П: С каким счётом?

А: 4/1, 4/1

П: А почему так легко?

А: Ну, это же Иванов! Он лупит, а я что сделаю?

П: И ты, начиная играть с ним матч, заранее настраиваешь себя именно на такой результат?

А: Ну, я не настраиваю. Но это же и так понятно! Он меня старше на год. И обыгрывает Григорьева, которому проигрываю «в нули».

П: Но ты же не играл с Ивановым?

А: Нет.

П: Тогда откуда ты можешь знать, что будет и как будет, когда вы с ним встретитесь на корте?

А: Просто он намного сильнее меня.

Теперь стоит разобраться, почему Артём выбрал для внутреннего матча именно Иванова. Ведь он заранее знает, что слабее и что этот матч будет проигран. Ответ прост. Именно поэтому! Заведомо выбирая более сильного соперника, наш игрок снимает с себя всякую ответственность за результат. Сильным проигрывать не страшно и не стыдно. И никто тебя за это не поругает и не накажет. Мол, я тут ни при чём, это же Иванов! Это первый ключевой момент ситуации - установка очевидного проигрыша сильному сопернику. А как, спрашивается, двигаться вперёд, если игрок в своей собственной голове не допускает хоть какой-либо возможности победы над тем, кто сильнее. Пусть даже объективно сильнее. Получается, он в состоянии бороться только с теми, кто слабее него или кто находится на том же уровне. А имеет ли это смысл? Игра без попытки преодоления, без желания выйти за пределы своих собственных сил и возможностей. Для здоровья – да, но не для результата.

В чём же причина слабой позиции игрока? Исходя из уже имеющейся у психолога информации о юном спортсмене и его семье, можно выделить несколько вариантов:

1. Внутренняя несвобода, воспитанная под влиянием диктата родителей, слабая позиция ребёнка в семье и, как следствие, вне семьи.

2. Привычка ни за что не отвечать, неумение брать на себя ответственность и принимать решения.

Это подтверждается диалогом из обсуждения внутреннего матча:

Психолог: А почему ты не попытался что-то изменить в своей игре? Ведь она не приносила результата.

Артём, улыбаясь: Ну, я же маленький!

Психолог: Ты не маленький, ты уже взрослый, опытный игрок.

Артём, смеясь: Нееет, я маленький!

Вот она установка, которая блокирует движение вперёд! «Я маленький». Внутренний монолог юного игрока с этой установкой мог бы выглядеть так: «Я маленький и я ничего не решаю. За меня всё решают другие – родители, учителя, тренеры, психолог, потому что они взрослые, а я маленький. Сам я ничего делать не буду. Я могу только слушаться и делать, что мне говорят. Правда, как и все маленькие дети, я иногда выпендриваюсь, капризничаю и не делаю, то, что от меня хотят взрослые. Но, я  маленький и я за себя не отвечаю, за меня отвечают мои родители и те, кто со мной работает. Это их проблемы, а не мои. Думать самому мне совсем не обязательно. И вообще я тут ни при чём».

3. Страх выйти за рамки привычного, страх оказаться в незнакомой ситуации и допустить ошибку. Страх наказания за ошибку.

Эти страхи, сидящие в подсознании ребёнка, не позволяют ему подключить логику и порассуждать. Ведь на самом деле, осмелившись на шаг вперёд, он допустил бы значительно меньше ошибок, нежели боясь сдвинуться с места.

4. Отсутствие веры в себя и в собственные силы. Недопущение самой возможности иного исхода поединка.

5. Лень бороться, желание сэкономить силы в ситуации, когда соперник заведомо сильнее.

6. Отсутствие воли к победе. Неумение и неспособность бороться с любым соперником, в любых условиях и во что бы то ни стало.

Получив интерпретационные данные такого рода, психолог становится вооружён психологической информацией в преломлении к спортивной деятельности игрока. И эта информация очень наглядна. Как показывает практика, сыгранный в воображении матч – это проекция стандартной игровой схемы теннисиста, отражение основных паттернов его спортивного поведения, представления о себе как игроке, а также психологических проблем (страхов, комплексов и т.д.), проявляющихся непосредственно в спортивной деятельности. Таким образом, данная методика может быть использована спортивным психологом в диагностических целях, что мы и увидели в описанном примере. Кроме того методика очень проста в применении и понятна для спортсмена. Задание не представляет для юного теннисиста какой-либо трудности, ему нужно лишь сконцентрироваться на собственных мысленных образах, которые возникают автоматически после того, как будет дана инструкция. Организованная таким образом внутренняя работа стимулируют проявление стереотипных, привычных моделей игрового поведения юного теннисиста. Поэтому с помощью всего одного внутреннего матча можно получить массу ценной и достоверной информации об игроке, без сомнения полезной для тренера и психолога.

ЮлияВолынская

Tennis Weekend №78, май 2015

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика