Психологический тренинг на уроках по физической культуре

Тиунова О.В.

Сфера деятельности наших зарубежных коллег включает сферу фитнеса, образовательной системы, вопросы формирования здорового образа жизни и многое другое. Нашим спортивным психологам также пора расширять «сферу своего влияния», проще говоря – сферу приложения своих сил.  Ниже представлен один из методических подходов работы спортивного психолога в области профилактики девиантного поведения подростков. Казалось бы – что тут необычного? Необычен «симбиоз» физической подготовки и психологического тренинга.

Одновременно с показателями ярко выраженной девиации подростков (склонность к асоциальному поведению, нежелание учиться, некорректное поведение по отношению к одноклассникам, учителями и др.) в предварительных исследованиях были отмечены:

- повышенный уровень агрессивности и тревожности,

- низкий уровень волевой саморегуляции,

- эгоцентричность,

- депрессивные настроения,

- неуверенность и скованность,

- недостаточная социальная адаптация (в том числе узкий спектр коммуникативных навыков) и др.

Данные личностные особенности еще неустойчивы и относительно пластичны. Способствовать позитивным изменениям этих психологических черт учащихся на этапе их интенсивного «взросления» и профессионального самоопределения, можно за счет:

- формы и содержания педагогического процесса в целом,

- использования физических нагрузок, специальных упражнений и двигательных заданий,

- использования упражнений (заданий) «психологического» характера.

Если два первых средства формирования личности достаточно очевидно реализуются в условиях проведения практических и теоретических уроков по физической культуре, то третья, несмотря на очевидное «воспитательное» значение, нуждается в адаптации к специфическим условиях проведения академического урока по физической культуре.

Нельзя забывать, что использование упражнений психологической направленности требует от учителя физической культуры:

- владения большим арсеналом упражнений данного типа,

- умения «гибко» его использовать в зависимости от:

а) динамичной ситуации учебно-тренировочного процесса,

б) специфики  учебного материала, который реализуется на данном уроке,

в) временных ограничений, которые диктует необходимость полноценного прохождения запланированного (основного) учебного материала,

- умения мотивировать учащихся на выполнение упражнений данного типа.

Таким образом, становится очевидной необходимость разработки для тренеров-преподавателей, работающих с подростками (в том числе, проявляющих девиантное поведение), дополнительного учебного «блока» - психологического тренинга для практического использования в специфических условиях урока по физической культуре.

Для более удобного практического использования, каждое упражнение этого «арсенала» должно характеризоваться как минимум четырьмя признаками:

- раздел учебной программы, в рамках которого может быть использовано данное задание;

- форма выполнения задания (групповое, парное или индивидуальное выполнение);

- наиболее предпочтительная часть урока (вводная, основная, заключительная);

- направленность задания (например, снижение агрессивности, повышение самоконтроля, волевая подготовка и др.).

Важно подчеркнуть, что направленность психологических упражнений может быть двух типов:

  1. они могут усиливать и закреплять положительный психолого-педагогический эффект использования специфических физических нагрузок и двигательных заданий. Например, на уроке по программе «легкая атлетика» элементы психологического тренинга могут быть направлены на дальнейшее развитие смелости, решительности и эмоциональной устойчивости,
  2. они могут способствовать развитию тех сторон личности, которые важны на этапе профессиональной ориентации или напрямую связаны с профилактикой девиантного поведения. Например, формирование активной жизненной позиции, повышение самоконтроля, повышение интереса к учебе, развитие коммуникативных навыков и др.

Ниже в качестве примера представлен обобщенный формат «психологического блока» для использования на уроках по физической культуре, куда, в соответствии с рубрикацией, входят примеры заданий, апробированные в психологической практике и адаптированные нами для специфических условий физкультурно-спортивной работы.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Раздел учебной программы

Форма

организа-ции

Исполь-зование в структуре урока

Направлен-ность задания

 

Содержание задания

1

Спортивные игры

групповая

подг. часть

Формирование доверия к окружающим

Поочередное «падение» назад, на руки партнерам

осн.часть

Умение сотрудничать

Замена критики партнеров за неудачи в игре вербальными и тактильными элементами поддержки

закл.часть

Формирование эмпатии

Поочередное перечисление «сильных» качеств членов группы (класса)

парная

подг. часть

Умение сотрудничать

«Парная эстафета», включающая изменение направления движения при условии, что задание выполняет человек с завязанными глазами, а второй, находясь рядом, корректирует его движение

осн.часть

Совершенствование навыков концентрации

Выполнение двигательных заданий с первоначальной визуализацией траектории броска (подачи)

закл.часть

Развитие навыков саморегуляции

Поочередная «настройка дыхания» под темп партнера.

индивид.

подг. часть

Формирование ответственнос-ти

Формулирование индивидуальных задач на урок с последующим самоотчетом по их выполнению

осн.часть

Формирование рационального отношения к неудачам

В случае ошибки в игре переводить недовольство собой в корректирующую игровую  установку.

закл.часть

Совершенствование навыков концентрации

В условиях тишины в зале - фиксация звуков, которые слышны вне помещения (с последующим их перечислнением)

2

Гимнастика и акробатика

групповая

подг. часть

Профессионально-прикладная подготовка

В соответствии с разделом программы и планом урока проведение аналогий «двигательный навык- профессиональная самореализация»

осн.часть

Совершенствование навыков саморегуляции

Задания по идеомоторному выполнению предстоящих упражнений

закл.часть

Формирование смысложизненной ориентации

Поочередный подбор «персональной надписи на майке» (девиза) для каждого участника группы (класса) с кратким обоснованием

парная

подг. часть

Волевая подготовка

Формулирование «обязательств» по выполнению на данном уроке определенных задач с последующим взаимным контролем

осн.часть

Совершенствование коммуникативных навыков

Поочередное «обучение» друг друга какому-либо элементу, включая элементы страховки

закл.часть

Формирование доверия

Сидя или лежа массаж спины и воротниковой зоны

индивид.

подг. часть

Совершенствование навыков психологической подготовки

Визуализация своих действий на уроке (до четкого представления своего успешного действия, но  не более трех попыток)

3

Кроссовая подготовка

групповая

подг. часть

Совершенствование волевой подготовки

Преодоление дистанции с предварительным «посвящением» результата кому-то из близких людей и с последующим обсуждением результатов и ощущений

осн.часть

Совершенствование навыков концентрации

Фиксация на внешних факторах, а не на внутренних ощущениях

осн.часть

Формирование товарищеского отношения

Помощь слабым спортсменам по принципу «бег за лидером», эмоциональная (в т.ч. вербальная) поддержка отстающих

Представленный выше методический подход может быть легко внедрен в практику проведения занятий по физической культуре для учащихся на этапе профессиональной ориентации, а также в учебно-воспитательной работе с теми подростками, в чьем поведении присутствуют признаки девиантного поведения.

На данную тему нами запланирована разработка и издание специального пособия для учителей физической культуры.

 

 

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика