Формирование положительного отношения учащейся молодежи к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту

Новикова Н.Е., Тиунова O .В.

(Новикова Н.Е., Тиунова О.В. «Формирование положительного отношения учащейся молодежи к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту». В кн.: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки», посвященный 75- летию ВНИИФК, 2008, с.245-246)

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к само­утверждению и счастью человека. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять физическое и психическое здоровье (Виноградов П. Д., 1982, Гвишиани Д.М., 1981, Бурснков С.П., 1984 и др.).

В ходе изучения ценностных ориентации и актуальных потребностей студентов педагогического колледжа нами, было выявлено, что одной из значимых ценностей является «здоровье», а доминирующей потребностью - «потребность в самореализации и саморазвитии». Ориентируясь на современные тенденции общества - стремление к успешности в профессиональной и социальной сферах, поддержанию красоты и молодости тела - мы предположили, что в современной молодежной среде можно формировать положительное отношение к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту, опираясь на актуальные ценности и желание развивать свои способности. Оно особенно важно для будущих воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и учителей технологии в средней школе.

С помощью методики М. Рокича, позволяющей выявить актуальные жизненные ценности и способы их достижения, было продиагностировано 388 человек, из которых 109 человек - дезадаптированные подростки и юноши, 85 - подростки и юноши, учащиеся общеобразовательных школ, 194 - студенты педагогического колледжа. Данное исследование позволило выявить возрастные изменения ценностных ориентации, влияние пола, а также социального фактора на структуру ценностей у современной молодежи в возрасте от 14 до 22 лет.

Анализ рангов терминальных ценностей в группе испытуемых, относящихся к категории неблагополучных показал, что на первое место испытуемые этой группы ставят ценность «здоровье», половозрастных различии нет. Далее идут такие ценности как «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «материально обеспеченная жизнь». Менее значимы такие ценности как «активная деятельная жизнь», «познание», «жизненная мудрость», «уверенность в себе». Последние места занимают такие ценности как «красота природы и искусства», «творчество», «счастье других».

Анализ рангов терминальных ценностей в группе молодежи, относящихся к категории относительно благополучных показал, что на первое место испытуемые данной группы ставят ценность «здоровье». Однако существуют различия в возрастно-половых группах. Так, 17-18-летние юноши на первое место ставят ценность «наличие хороших и верных друзей», а ценности «здоровье» отдано третье место. Девушки 19-20 лет также высоко ценят «здоровье», тогда как юноши больше ценят «развитие». Данная ценность также оценивается высоко (2 место по значимости) у девушек этого возраста. На первое место ценность «развитие» ставят девушки 21-22 лет, однако у юношей этого возраста данная ценность значительно теряет свою значимость - 9 место из 18. В этом возрасте у юношей достаточно высоко оцениваются «любовь», «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «жизненная мудрость». Менее значимыми дли17-18 легких юношей являются ценности «интересная работа», «творчество», для 17-18 летних девушек - "развлечения", «творчество», для 19-20 летних юношей - «общественное признание», "уверенность и себе", для 19-20 летних девушек - «творчество», «жизненная мудрость», для 21-22 летних юношей и девушек - «творчество», «активная деятельная жизнь», «общественное признание». Во всех возрастно-половых группах респондентов достаточно высокое значение имеет ценность «здоровье», а последние места занимают ценности «красота природы и искусства», «счастье других».

Будущие педагога должны демонстрировать подрастающему поколению стремление к сохранению, профилакгике физического и психического здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни, интерес к спорту и физическому совершенствованию.

Для выявления особенностей отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту у будущих педагогов был использован ряд опросников: анкета «Как бы Вы добивались своих жизненных целей?», методика «Потребности», анкета «Образ жизни», анкета «Отношение к физической культуре и спорту».

Для определения основных показателей психофизического состояниястудентов применялись: методика «САН», методика «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн), фиксировались заболеваемость (пропуски учебных занятий по болезни), суточная двигательная активность (с использованием шагомеров), посещаемость занятий физической культуры, а также уровень двигательной подготовленности (быстрота, ловкость, скоростная, скороетно-силовая, силовая, статическая и общая, выносливость, динамическая сила).

В условиях педагогического колледжа существуют только 2учебные дисциплины, в рамках которых возможно способствовать ориентации студентов - будущих педагогов на саморазвитие, самосовершенствование, здоровый образ жизни, занятие ФК и спортом. Поэтому были выделены дисциплины: «Физическая культура» и « Психология». Анализ содержания программ по указанным дисциплинам, показал, что выделенноеучебным планом количество часов теоретических занятий по ФК явно недостаточно для формирования осознанного положительного отношения кзанятиям ФК, спорту и ЗОЖ.. При этом существуют очевидные межпредметные связи"Физическая культуpa" и «Психология». Это позволяет реализовать следующий методический подход: возможные пробелы в теоретической подготовке и мотивации дополняется в рамках изучения основных разделов базовой дисциплины будущих педагогов - «Психологии» (при прежнем количестве часов, за счет дополнения и модернизация содержания учебного материала).

Нами было разработано дополнительное содержание лекций но дисциплине «Психология», которое было связано физической культурой, спортом и здоровым образом жизни, а также самостоятельные задания для студентов в рамках изучаемых тем.

Система заданий для самостоятельной работы по предмету «Психология», основанная на межпредметной связи "психология - физическое воспитание" включала три блока: работу с детьми, с родителями, а также задания по саморазвитию и самосовершенствованию будущих педагогов.

Содержание самостоятельной работы студентов первого блока «Работа с детьми» включало: подбор комплекса упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, качеств личности; подбор системы подвижных игр, направленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы; подбор комплексов физминуток, используемых на уроках и занятиях в дошкольных учреждениях; подбор досуговых мероприятий, в которых отражается межпредметная связь «Психология - Физическое воспитание» (день здоровья, динамический час, тематические классные часы, конкурсы); подготовку туристических маршрутов по участку детского сада или школы (в рамках методики экологического воспитания).

Во второй блок «Работа с родителями» были включены следующие самостоятельные задания для студентов: подготовка стендов, папок-передвижек дляродителей по профилактике нарушения в познавательной, эмоционально- волевой и личностной сферах; разработка содержания тематических родительских собраний, в которых отражается межпредметная связь «Психология ребенка - его физическое развитие и здоровье», подготовка лекционного материала родителей о здоровом образе жизни; подготовка рекомендаций для родителей по проблеме здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом.

В третий блок «Работа по саморазвитию и самосовершенствованию будущих педагогов» вошли следующие формы самостоятельной работы: формирование собственных комплексов физической зарядки, которая проводилась студентами до учебных занятий по дисциплине; разработка перспективных планов по саморазвитию и самосовершенствованию; участие в конкурсе по аэробике; подготовка тематических сообщений для классных часов о вреде курения, алкоголя; подборка упражнении для практических занятий по теме «Общение», направленных на развитие личностных качеств, предупреждение нарушений в эмоциональной сфере.

Нами также было разработано вариативное содержание факультативных занятий с использованием тренинговых форм работы, направленных на формирование положительного отношения к ЗОЖ, ФК и спорту (профилактику вредных привычек тобакокурение, алкоголизм и др.), личностный рост исаморазвитие.

Поскольку в педагогическом процессе складываются разнообразные условия обучения, на практике могут быть использованы на выбор различные образовательные программы. С этой целью были разработаны и внедрены две программы по формированию осознанного положительного отношения к физической культуре, спорту и ЗОЖ у студентов педагогического колледжа.

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика