Система психолого-педагогическое сопровождение подготовки спортсменов, включающая современные средства мобильной коммуникации
Тиунова О.В.
(Тиунова, О.В. Система психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов, включая современные средства мобильной коммуникации [Текст] /О.В.Тиунова //Материалы междунар. научно-практич. конф. «Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью».- 2010. – С. 225-226)
Современные информационные технологии, мобильная связь и другие технические средства позволяют спортивным психологам успешно использовать не только очные, но и заочные формы работы с командой. Ниже представлен опыт работы Лаборатории физической культуры и практической психологии ФГУ ВНИИФК со спортсменами Сборных команд страны и ближайшего резерва:
- Проведение психодиагностики и подготовка объективной информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах» спортсмена.
- Консультирование:
- по вопросам спортивной психологии,
- по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных вопросов.
- Прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов.
- Подбор тематической информации по значимым для спортсмена вопросам спортивной психологии, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития.
- Разработка индивидуальных программ:
- психологической подготовки к ответственным соревнованиям,
- коррекции неблагоприятных состояний.
- Индивидуальные психологические тренинги: обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в т.ч. с использованием специальных компьютерных программ биоуправления.
- Проведение заочного мониторинга психофизического состояния спортсмена и его коррекция.
- Оказание экстренной психологической помощи.
- Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне «спортсмен-спортсмен», «спортсмен-команда», «спортсмен-тренер».
10) На соревновательном этапе:
- «предстартовая» психологическая подготовка,
- психологическая поддержка во время проведения соревнований,
- совместный со спортсменом и тренером анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований.
Групповая форма работы с командой предусматривает также проведение групповых бесед по темам, интересующим команду и обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др. Перечисленные формы работы могут быть реализованы в любом объеме и сочетании, в зависимости от конкретных задач спортивной подготовки. Дополнительного внимания требует работа в области социальной адаптации спортсмена после завершения спортивной карьеры. Это направление может включать подготовку программного обеспечения для самообразования в условиях жизни на спортивных сборах, тестирование с акцентом на профориентацию, организацию условий для освоения профессии «спортивный психолог».