Физкультурно-спортивная работа по месту жительства: опыт Москвы.

О.В. Тиунова, И.А. Цветкова, Е.М. Миляев

(Тиунова О.В., Цветкова И.А., Миляев Е.М. Физкультурно-спортивная работа по месту жительства: опыт Москвы. Ж.урнал "Дополнительное образование и воспитание" №11, 2006, с. 22-31)

Для привлечения к процессу физического самосовершенствования различных соци­альных групп взрослого населения Москвы последние два года внедряются новые фор­мы организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. Разработаны программы обучающих семинаров по организации физкультурно-спортивной работы с населением для специалистов центров физической культуры и спорта административных округов, организаторов физкультурно-массовой работы, преподавателей физического воспитания, инструкторов, тренеров спортивно-оздоровительных клубов, работников муниципальных органов. Подготовлено научно-методи­ческое обеспечение, которое может быть использовано в системе дополнительного профессионального образования работников физкультурно-спортивных организаций.

На основании опроса и экспертных оценок в лабо­ратории физической культу­ры и практической психоло­гии Всероссийского НИИ фи­зической культуры и спорта (ВНИИФК) проведен анализ первого практического опыта этой работы, выявлены основ­ные трудности и намечены пути их решения.

Отметим, что в последние годы Правительство Моск­вы уделяет большое внима­ние развитию массовой фи­зической культуры и спорта в столице, придавая особое значение созданию условий для физического совершен­ствования москвичей, вне за­висимости от их возраста и социального положения.

В рамках постановления Правительства Москвы «О мерах по дальнейшему развитию физкультурно-спортивной работы в жилых микрорайонах города Моск­вы», а также программы «Спорт Москвы» (2004-2006) проведена необходи­мая работа по усилению эффективности работы служб по организации физкультурно-спортивной работы с населением в окружных префектурах и районных уп­равах города. Такие службы появились в 2004 г. В штаты префектур округов и управ введены должности государ­ственных служащих - специ­алистов по организации физкультурно-спортивной рабо­ты с населением. А в 2005 г. во всех административных ок­ругах созданы центры физи­ческой культуры и спорта.

Очевидно, что организация спортивно-массовой работы в столь крупном мегаполисе, ка­ким является Москва, а также многоплановые и разнообразные задачи, поставленные пе­ред специалистами, подчине­ние работы специалистов одно­му административно-управ­ленческому алгоритму - все это подразумевает использование гибких систем анализа, подве­дение промежуточных итогов и оперативную коррекцию процесса. Необходимым пред­ставляется совершенствование кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта, систематическое и обязатель­ное повышение квалификации работников.

Программа обучающих семинаров для специалис­тов по организации физкультурно-спортивной ра­боты с населением, подго­товленная во ВНИИФК по заказу Института социальных инициатив и Коми­тета физической культуры и спорта города Москвы, строится на рациональном сочетании лекций и методи­ческих занятий.

Содержание Программы:

  1. Основы законодатель­ства Российской Федерации в области физической куль­туры и массового спорта.
  2. Организация физ­культурно-оздоровитель­ной работы с детьми, подро­стками и молодежью.
  3. Основы профилакти­ки правонарушений и нарко­мании средствами физичес­кой культуры и спорта.
  4. 4 Возрастные особеннос­ти развития двигательных ка­честв (выбор средств и методов двигательной подготовки).
  5. Технологии определе­ния уровня физического со­стояния, двигательной под­готовленности.
  6. Организация физ­культурно-оздоровитель­ной работы с людьми средне­го возраста.
  7. Организация физ­культурно-оздоровитель­ной работы с людьми пожи­лого возраста.
  8. Организация клуба физической культуры по ме­сту жительства.
  9. Технологии определе­ния комплексного оздоровле­ния с использованием средств физической культуры и прак­тической психологии.
  10. Основы индивидуаль­ного консультирования и разработка индивидуали­зированных оздоровитель­ных комплексов.
  11. Психология общения.
  12. Психолого-педагоги­ческие основы формирования мотивации и целевых устано­вок. Развитие организацион­ных навыков у специалистов физической культуры. 
  13. Особенности взаимо­действия в коллективе (физ­культурном, трудовом, моло­дежном, неформальном и др.).
  14. Экстремальные ситу­ации и пути преодоления (отечественный и зарубеж­ный опыт).

Основы психоло­гической помощи.

Данная программа была положительно оценена слушателями. Разработана и се­рия методических пособий.

В процессе проведения лек­ционной и консультативной работы с государственными служащими - специалистами управ по организации физ-культурно-спортивной рабо­ты с населением и специалис­тами Центров физической культуры и спорта округов Москвы были поставлены до­полнительные задачи:

  • определить основные трудности, с которыми стол­кнулись специалисты-прак­тики на начальном этапе сво­ей работы;
  • получить предложе­ния по улучшению спортив­но-массовой работы по мес­ту жительства, выявив наи­более значимые организа­ционно-методические воп­росы, ответы на которые помогут повысить ее эф­фективность.

Опрос специалистов-практиков (44 человека) и проведение экспертных оце­нок показали, что повысить интерес населения к физкуль­турно-оздоровительным за­нятиям и массовость участия в спортивных мероприятиях можно в основном за счет ре­шения ряда технических, фи­нансовых и методических за­дач. Многие специалисты-практики на первом этапе сво­ей работы отмечали недоста­точное качество материально-технической базы, трудности с финансированием, неоправ­данное распределение имею­щихся средств, недостаточное использование для привлече­ния к занятиям по месту жи­тельства современной темати­ческой рекламы в средствах массовой информации, PR-технологий и методов спортивного маркетинга.

При этом было выявлено, что 52% специалистов испытывают острую необходи­мость в нормативной доку­ментации, специальной учебно-методической лите­ратуре, видеоматериалах по организации спортивно-массовой работы во дворах, а также системе тестов для определения физического со­стояния и двигательной под­готовленности занимаю­щихся разного возраста.

Говоря о своей практичес­кой деятельности, многие спе­циалисты отмечают психоло­гические трудности в общении с занимающимися. Их интере­суют практические методики организации эффективного межличностного и внутрико-мандного взаимодействия, психологические аспекты со­трудничества с родителями юных спортсменов, а также ин­дивидуальные способы снятия нервного напряжения, устра­нения психоэмоционального утомления, возникающего к концу рабочего дня, и др.

Проведенный опрос выя­вил также ряд трудностей в работе специалистов, имею­щих в основном организаци­онный, временный характер: неопределенность целей и за­дач в их работе, отсутствие взаимодействия управляю­щих и хозяйственных органи­заций, недостаток квалифици­рованных специалистов.

Для улучшения организа­ции спортивно-массовой ра­боты по месту жительства и повышения ее эффектив­ности было предложено:

  • улучшить взаимодей­ствие различных структур и организаций в области фи­зической культуры и спорта. Провести на базе ВНИИФК несколько рабочих совещаний представителей префектур, окружных управлений физи­ческой культуры и спорта и управлений образования, центров физической культу­ры и спорта округов, управ, муниципалитетов, спортив­ных клубов (62%);
  • обеспечить специалистов правовыми документами и ме­тодической литературой (54%). (Особенно актуальны: разра­ботки, включающие современ­ную спортивную терминоло­гию; рекомендации по мотива­ции к регулярным занятиям, организации спортивно-массо­вой работы с различными воз­растными группами населения, психологии общения, нормати­вам двигательной подготов­ленности различных возраст­ных групп, оказанию первой медицинской помощи, органи­зации соревнований; норма­тивные требования к оснаще­нию, эксплуатации, санитарно­му соответствию и разметке спортивных площадок; инфор­мация о вариантах организа­ции коммерческой работы.);
  • усилить агитационную и разъяснительную работу, для того чтобы стимулиро­вать различные слои населе­ния к регулярным занятиям физкультурой и спортом, ре­гулярно публиковать в сред­ствах массовой информации материалы о работе спортивных секций в райо­нах и развитии различных видов спорта (31%);
  • шире организовывать и развивать платные и бесплат­ные спортивные секции (23%);
  • больше привлекать к организации и проведению спортивно-массовой работы по месту жительства «обще­ственников» и студентов спортивных вузов (23%);
  • создать на базе ВНИИФК информационно-мето­дический центр для накопления информации о спортивно-мас­совой работе с населением раз­ного возраста, учитывая опыт
    других стран, регулярно проводить курсы повышения квали­фикации (15%).

Особенно ценным нам представляется мнение специ­алистов-практиков о том, как сделать физкультурно-оздоро­вительные занятия по месту жительства более привлека­тельными и эффективными. Ведь привлекательность физ­культурно-оздоровительных занятий зависит не только от состояния материально-тех­нической базы, наличия ин­вентаря и специального обо­рудования, но и от квалифика­ции тренера - специалиста, способного формировать про­граммы занятий с учетом ин­тересов, возрастно-половых особенностей и уровня исход­ного функционального состо­яния занимающихся. Особен­но значимо использование тренером-организатором це­ленаправленной методики улучшения физического состо­яния и двигательной подготов­ленности занимающихся (в т.ч. с применением нетради­ционных форм оздоровления), а также включение в програм­му занятий элементов или от­дельной системы психологи­ческого совершенствования. 

Программа занятий дол­жна предусматривать:

  • проведение текущего врачебно-педагогического контроля;
  • использование конт­рольных двигательных тестов;
  • наличие «обратной свя­зи» (отзывы и пожелания за­нимающихся);
  • создание условий, спо­собствующих психологичес­кому комфорту, благоприят­ному эмоциональному фону на занятиях, общению меж­ду занимающимися и трене­ром на занятиях и вне их.

Эффективность физкуль­турно-оздоровительных за­нятий и спортивно-массовых мероприятии может быть оценена по:

  • устойчивому интересу к занятиям (отсутствие «те­кучести», высокая посещае­мость, отсутствие пропусков без уважительной причины);
  • желанию заниматься, высокому уровню активнос­ти во время выполнения дви­гательных заданий;
  • количеству желающих регулярно заниматься в сек­ции (группе) и/или прини­мать участие в соревновани­ях различного уровня;
  • количеству привлечен­ных к занятиям или участию в соревнованиях тех, кто уже занимается (количество «за­вербованных»);
  • субъективным показа­телям самочувствия и на­строения;
  • объективным результа­там тестирования двига­тельной подготовленности, совершенствованию техники и спортивного мастерства, результатам спортивных выступлений.

Полученные результаты характеризуют лишь началь­ный опыт важной, многопла­новой и трудоемкой работы, которую проводят сотрудни­ки управ районов и Центров физической культуры и спорта округов Москвы в течение последних двух лет.

По результатам данного ис­следования может быть разра­ботано дополнительное науч­но-методическое обеспечение практической работы специа­листов-практиков из Центров физической культуры и спорта административных округов, организаторов физкультурно-массовой работы муниципаль­ных органов, а также осуществ­лена модернизация программ семинаров по организации физкультурно-спортивной работы с населением.

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика