Проблема тестирования в оздоровительной физической культуры
В.Д.Сонькин, В.В.Зайцева, О.В.Тиунова.
(Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Тиунова О.В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуры. Журнал "Теория и практика физической культуры", 1993, №8, ст. 7-13)
Ключевыеслова: системы тестирования, подходы к тестированию, тесты биомедицинские и педагогические, недостатки существующих систем тестирования, комплексное тестирование.
Введение. По-видимому, сегодня нет нужды доказывать, что здоровье нации в значительной мере зависит от развития индустрии оздоровления, причем если еще 10-20 лет назад акцент делался на медицинских средствах, то сегодня и наука, и практика многих стран мира ориентируются на профилактику заболеваний немедикаментозными средствами, ведущую роль среди которых играют оздоровительные формы двигательной активности. Между тем, методические основы оздоровительной физкультуры еще нуждаются в серьезном и всестороннем научном обосновании, прежде чем они смогут в реальности превратиться в некую технологию оздоровления. Разработка принципов формирования физкультурно-оздоровительных программ требует решения широкого круга научных проблем, находящихся в настоящее время в поле зрения исследователей.
Одна из первейших проблем - качественная и количественная характеристика двигательного режима, который у разных людей может отличаться очень существенно в зависимости от рода профессиональной деятельности, бытовых условий, климатических факторов, национальных и местных традиций. Сегодня не существует общепринятой методики рационального описания всего многообразия факторов, составляющих двигательный режим. В то же время без учета реального двигательного режима рекомендации по оздоровительной тренировке не смогут достичь своей цели.
Вторая по порядку (но не по значимости) проблема - оценка исходного состояния организма и результатов использования той или иной оздоровительной программы. Эта проблема связана с разработкой научно обоснованных систем тестирования, позволяющих объективно и всесторонне охарактеризовать возможности организма физкультурника. Значительное число исследований, имеющихся в этой области, пока еще не перешло в их качество, что существенно тормозит продвижение научных разработок в области массовой оздоровительной физической культуры.
Третья проблема - собственно построение физкультурно-оздоровительной программы. На сегодня значительная часть такого рода программ, которых насчитываются многие сотни, страдает целым рядом характерных недостатков: они либо избыточно конкретны и сковывают творческий потенциал инструкторов и занимающихся, либо, наоборот, малоконкретны и не соответствуют критериям, устанавливаемым теорией управления.
Четвертая проблема, без решения которой немыслимо широкое внедрение физкультурно-оздоровительных технологий, - оценка их эффективности. Здесь возможен целый ряд подходов, порой взаимоисключающих, и рациональная методология разработки таких программ должна быть нацелена на четкую иерархию целей.
И, наконец, пятая проблема — это использование современной компьютерной техники в массовой оздоровительной физкультуре. Широкое вторжение вычислительной техники во все сферы деятельности человека в современном обществе и те огромные возможности, которые открываются при этом, должны быть в полной мере использованы на благо повышения уровня физического здоровья человека. Тем более, что это - самый реальный путь для учета разнообразных индивидуальных свойств организма человека, т.е. в конечном счете для оптимизации двигательного режима.
В настоящем обзоре мы рассмотрим только вторую проблему, составляющую сегодня, на наш взгляд, центральное звено в научных исследованиях, направленных на разработку и научное обоснование физкультурно-оздоровительных технологий.
Системытестированиявоздоровительной физическойкультуре. Оздоровительная физическая культура своими корнями уходит в спорт и соревновательную деятельность. Фактически представление о пользе физической культуры для здоровья как господствующее сформировалось в европейских странах только в XX веке, когда стало отчетливо проявляться влияние гиподинамии, связанное с наступлением урбанизации и технического прогресса на естественный, веками закрепленный стиль жизни человека. Между тем, этот стиль предусматривал постоянное проявление и тренировку разнообразных физических качеств, навыков и умений, причем важнейшей составной частью воспитания подрастающего поколения во все времена были различные формы соревнований, носившие прикладно-спортивный характер (обряды инициации, посвящение в рыцари и т.п.). Именно из этих прототипов, зародившихся еще в родовом строе, берут свое начало и древнеэллинские олимпийские игры, и языческие игры вокруг костра в ночь на Ивана Купала, и русские кулачные бои или лапта, и британский sports. В основе всех этих, по существу народных, спортивных традиций - соревновательность и разнообразные, приспособленные к местным традициям и обычаям, методы оценки физической подготовленности, т.е. тестирования. Примечательно, что в доцивилизованном обществе акцент делался на испытаниях для молодежи.
Если в детском и юношеском возрасте интерес к тесту базируется прежде всего на желании оценить свои возможности, то взрослый физически неподготовленный человек согласен проходить подобные испытания только для оценки состояния своего здоровья. К сожалению, существующие в физическом воспитании системы тестирования не учитывают этих психологических различий между испытуемыми разных категорий [2, 6, 11, 21, 24].
Тем не менее, научные подходы к тестированию двигательной подготовленности человека развиваются уже несколько десятилетий, и за это время выработан целый ряд принципов, которые должны лежать в основе любой системы тестирования: максимальная простота, валидность, надежность, достоверность и объективность [21]. В каждом случае при разработке того или иного нового теста все эти свойства тщательно рассматриваются, а затем подвергаются независимой проверке экспертами, и лишь в случае широкого признания тесты входят в арсенал исследователей и практических работников. Вероятно, именно поэтому количество широко распространенных тестов не столь уж велико, тогда как общее число разработанных и когда-либо применявшихся составляет многие сотни [6, 11, 21].
Обзорсуществующихподходовктестированию. Тестирование двигательной подготовленности и физического состояния может быть основано на двух принципиально различных подходах: на измерении (и последующей оценке) результата деятельности либо на измерении (и также оценке) ее "стоимости". Первая из этих систем тестирования представляет собой типичный пример педагогического подхода, вторая - биомедицинского.
Педагогический подход в тестировании используют тогда, когда надо охарактеризовать уровень развития двигательных качеств или навыков [21]. Это — прямое продолжение спортивного тестирования, где критерием успеха служит результат. Примерами такого чисто педагогического подхода к тестированию могут служить бывший комплекс ГТО, тесты Президентского совета США, а также многие другие комплексы тестов. Разнообразие педагогических тестов кажется безграничным, так как в сущности любое упражнение, выполняемое по определенному алгоритму, можно рассматривать как тест, если заданы четкие условия его проведения. Однако не все упражнения отвечают жестким требованиям, предъявляемым к тестам, что существенно сужает круг движений, способных служить для объективной оценки двигательных возможностей [21, 37]. Среди наиболее употребимых в последнее время упражнений-тестов следует упомянуть такие:
- прыжок вверх с места;
- бег 30 или 100 м с высокого старта;
- число подтягиваний в единицу времени или до отказа;
- число отжиманий в единицу времени или до отказа;
- тест для измерения гибкости - максимальный наклон вперед;
- челночный бег 3x10 или его аналог;
- бег на 2000 или 3000 м или 6-12-минутный бег (тест Купера),
Большинство других тестов вызывают различные возражения у отдельных специалистов: то по причине их недостаточной объективности, то из-за трудностей в стандартизации условий проведения, а также из-за значительного влияния навыка (техники движений) на результат, что не позволяет выявить уровень развития то о или иного двигательного качества в чистом виде [20]. Ясно, что это ни в какой мере не относится к специфическим тестам, направленным на оценку конкретных двигательных навыков.
Вообще большая часть тестов, используемых в массовой физической культуре, направлена на измерение уровня развития именно двигательных качеств, тогда как в спорте - на оценку двигательных навыков - техники движений. Вероятно, это закономерно, так как спортивный результат определяется прежде всего навыком, поскольку уровень развития необходимых в данном виде спорта физических качеств у спортсменов одного класса всегда близок. Это, в свою очередь, обусловлено тем, что двигательные качества определяются морфофункциональными возможностями оргаг низма, мало тренируемыми на уровне высшего спортивного мастерства [11, 20, 33]. Не случайно сам термин "спортивное мастерство" онтологически связан именно с двигательными навыками и умениями и никак не ассоциируется с понятием "двигательное качество".
В этом смысле тесты, используемые в массовой оздоровительной физической культуре, даже если они чисто "педагогические", гораздо ближе к биомедицинским ввиду их неспецифичности. Вероятно, по этой же причине столь широкое распространение в оздоровительной физической культуре получили биомедицинские подходы к тестированию, отличающиеся высокой объективностью и надежностью, но никогда напрямую не дающие информации об уровне развития того или иного двигательного качества. Примером здесь может служить знаменитый тест PWC170, который в русском переводе называют "физическая работоспособность при пульсе 170 уд/мин" [24]. Принято считать, что он отражает аэробные возможности организма, а следовательно - уровень общей выносливости. Однако на самом деле высокая корреляционная связь между результатами в этом тесте и тестах на общую выносливость выявляется только в тех случаях, когда выборка состоит из очень различных по своим физическим кондициям индивидов [20, 21, 24]. Стоит провести подобный анализ внутри сравнительно однородной группы - и коэффициент корреляции не превысит уровня 0,5, т.е. умеренной степени связи [16, 20]. Тем не менее тест PWC170 дает объективную информацию, причем она имеет функциональный смысл - отражает реальное состояние организма, что, в конечном счете, главное с точки зрения оздоровительного эффекта физической культуры [5, 56].
Значительная часть биомедицинских тестов предназначена для оценки возможностей кардиореспирг торной системы организма. Это связано с тем, что б последние 50 лет физиологами и врачами установлены основные закономерности реакции организма на физическую нагрузку и выявлена ключевая роль энергетического и вегетативного обеспечения мышечной деятельности в этих реакциях [43, 60, 61]. Тем не менее значительную роль в реализации физических потенций организма играет также нервно-мышечный аппарат [25, 43, 48, 60], в том числе наследственно закрепленный вариант состава скелетно-мышечных волокон [65, 67-69, 71]. Врожденные свойства нервной системы, характеризующие "спринтерские" и стайерские" возможности человека, самым тесным образом сопряжены с морфофункциональным статусом скелетных мышц [58, 63, 69, 72]. Есть данные, свидетельствующие о связи этих свойств организма с со-матотипом [39, 47, 51, 73]. Вместе с тем свойства скелетных мышц и иннервирующего их аппарата тесно увязаны с кардиореспираторными возможностями [31, 64, 70], поскольку применяемое нами подразделение на "органы" и "системы" организма весьма условно, и организм всегда реагирует на любое воздействие, в том числе на физическую нагрузку, как единое целое [46, 53, 54, 56]. Осознание именно этого обстоятельства привело к возникновению в физиологии концепции "функциональной системы" [1] и принципа "симморфизма" [74].
Тесты могут быть специфическими и неспецифическими [11, 24], прямыми и косвенными [6] и т.д.
Всякая классификация (систематизация) предназначена для того, чтобы можно было составить непротиворечивую систему использования классифицированных объектов сообразно стоящим пред нами целям [50]. Это в полной мере относится и к тестам, используемым для оценки физических кондиций человека. Прежде чем построить непротиворечивую систему тестирования, мы должны сформулировать цель, ради которой это делаем.
Как подчеркивалось выше, в спорте такой целью служит конкретный спортивный результат. В оздоровительной же физической культуре эта цель менее конкретна, она связана с оценкой некоего "уровня здоровья" и на сегодня не может быть однозначно определена [13, 17, 26, 29, 56].
Принципиальныенедостаткисуществующих системтестирования. Если используется один какой-либо тест, то, как правило, он позволяет оценивать одно свойство: физическое качество, или навык, или функциональный резерв. Однако одиночный тест не в состоянии охарактеризовать столь многоплановое понятие, как "уровень здоровья" или "уровень двигательной подготовленности [10, 19, 56]. Поэтому на практике всегда используют комплексы тестов, обеспечивающие многомерную оценку объекта наблюдений [11, 18, 21]. При разработке таких комплексов, вариантов которых на сегодня насчитываются многие десятки, исходят, как правило, из одной и той же посылки: максимально полно охарактеризовать все разнообразие свойств организма. Как правило, это не удается, поэтому выделяют так называемые "ведущие" свойства, например двигательные качества [20], на оценке которых и концентрируют внимание. Получающаяся многомерная оценка очень неудобна для трактовки. Здесь возможны два подхода, причем оба основаны на разработке статистических моделей: либо устанавливаются (на базе эмпирических данных) нормативы по каждому из тестов, включенных в батарею, и тогда оценка производится по степени совпадения с модельными характеристиками для каждого теста в отдельности; либо на основе многомерного статистического анализа результатов тестирования некоторой выборки формируется модель типа уравнения множественной регрессии, с которой в дальнейшем сравнивают весь набор результатов конкретных испытуемых. В последнем случае получается удобная для сопоставления шкала, которая, однако, как правило, строится на весьма произвольных исходных допущениях, сделанных ее разработчиками.
Примером первого подхода служит комплекс ГТО. Он построен на неких статистических моделях, которые требуют регулярной перепроверки и модификации в связи в изменениями возрастно-половых характеристик. Так, например, явления акселерации детей и подростков, проявившиеся в нашей стране особенно сильно в 50-60-е годы, привели к необходимости пересмотра нормативов практически по всем тестам, входящим в комплекс ГТО [12]. В недавнее время были предприняты попытки разработки региональных нормативов комплекса ГТО [36], однако остается неясным, до какого уровня может производиться дифференциация подобных комплексов без ущерба для здравого смысла, В то же время требовать, скажем, от представителей различных этнических групп, принципиально различающихся по антропологическим и морфофункциональным характеристикам, одинаковых результатов в различных двигательных тестах, также представляется неверным [39]. Возникшее противоречие заводит проблему в тупик, поэтому его обычно просто игнорируют.
Второй подход к созданию комплексов тестов получил распространение в последние 10-15 лет благодаря проникновению в спортивную науку математических методов [18]. Он в принципе позволяет приводить результаты самых разнообразных тестов к единой системе, выражая их, например, в баллах. Таковы комплексы тестов, разработанные впервые С.А.Душаниным с сотр. [15]: КОНТРЭКС-1, КОНТРЭКС-2, а также в последнее время - КОНТРЭКС-3 [9]. Достоинство этого подхода заключается в том, что он позволяет интегрированно оценивать самые разнообразные показатели: возраст, пол, результаты двигательных тестов, параметры образа жизни (отношение к курению, алкоголю, двигательную активность). Однако трактовка результатов, начиная с балльной оценки каждого из показателей и кончая формулой итогового расчета, не представляется в должной мере научно обоснованной. Та математическая модель, которая положена в основу расчета результатов по КОНТРЭКС-2, может быть оспорена и не имеет серьезной научной базы. В частности, для того, чтобы получить высокую оценку по этому тесту, достаточно не употреблять табак и алкоголь, тогда как роль собственно результатов двигательных тестов сравнительно мала. Главное же, что не сформулировано авторами, разработавшими данный подход, - это та цель, та идеальная модель, к которой должен стремиться тестируемый. И если очевидно, что чем выше результат в этом комплексе тестов, тем "лучше", то до конца остается неясным, а что, собственно, "лучше"?
Гораздо более ясен смысл подхода, использованного другой группой киевских специалистов - Л.Я.Иващен-ко, Н.П.Страпко, Е. А. Пирогоеой [22 и др.]. Они также использовали методы многомерного математического моделирования, причем за базовый признак, т.е. модельный эталон для сравнения взяли результат в тесте PWC170. В итоге получаемая по их формуле на основе измерения результатов нескольких простых двигательных тестов величина может просто сравниваться с воз-растно-половыми нормативами ВОЗ по тесту PWC170 [10, 59]. Это сравнение и служит для классификации испытуемых по уровню их "физического состояния".
Аналогичный подход на совершенно ином фактическом материале был применен Р.М.Баевским и А.П.Берсеневой [3]. Они провели широкое исследование адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы, используя электрокардиографию и кардиоинтервалометрию по методу Р. М.Баевского, сопоставив результаты этих клинических исследований с набором простейших показателей, оцениваемых любым врачом-терапевтом при приеме населения: вес и длина тела, частота пульса в покое и артериальное давление. Этот набор показателей вошел в разработанную авторами формулу, которая позволяет отнести человека к одной из четырех категорий по уровню адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы. Поскольку в наше время принято считать, что именно состояние сердечно-сосудистой системы определяет уровень здоровья (что само по себе далеко не бесспорно [19]), авторы предложили этот простейший прием для выявления групп риска при широкой диспансеризации. Данная методика может быть полезна и для сферы массовой физической культуры. Надежность предложенной процедуры, по оценке самих авторов, составляет около 70%, что вполне удовлетворительно для массовых обследований. По данным Л.Я.Иващенко [22], формула Баев-ского - Берсеневой "работает" и удовлетворительно отражает реальное состояние организма.
Кроме перечисленных и получивших сравнительно широкое распространение комплексных методик тестирования существуют и другие, например - связывающие уровень рекомендуемой физической нагрузки с результатами тестирования [21]. Однако и в этом случае остается нерешенным главный вопрос, от которого и зависит выбор конкретной схемы тестирования: что мы хотим измерить с помощью использованной системы тестов.
Если собираемся оценить двигательную подготовленность, то можно пользоваться системами типа ГТО, но они ничего напрямую не говорят о состоянии здоровья испытуемого. Если интересует состояние сердечно-сосудистой системы, то предпочтение следует отдавать биомедицинским тестам типа PWC170 однако в этом случае также получается односторонняя картина.
Возникающее противоречие коренится в том, что при разработке системы (комплекса) тестов не сформирована целевая функция, т.е. нарушается фундаментальный закон системотехники [41]. Без ясно осознанной и четко сформулированной цели невозможно создать непротиворечивую систему тестирования.
Цель оздоровительной физической культуры -повышение и (или) поддержание на достаточно высоком уровне здоровья конкретного человека [13, 19]. К сожалению, понятие "здоровье" остается все еще совершенно не разработанным в теории медицины [14, 29, 56], так же, как и в теории физической культуры [19, 33]. Существующие определения понятия "здоровья" отличаются эклектичностью и имеют главным образом медицинский оттенок, т.е. здоровье рассматривается как отсутствие выраженной болезни [14, 56]. Этим же грешит и принятое сейчас определение здоровья, данное экспертами ВОЗ [10].
Возможно, задачам массовой оздоровительной физической культуры ближе понятие "нормы" [34, 26, 66], так как нас интересует в первую очередь не отсутствие заболеваний, а нормальное функционирование всех систем организма, соответствующее его возрастным и половым потребностям. Такое понимание позволяет рассматривать "норму" в терминах теории систем, где роль отдельных параметров деятельности элементов, составляющих систему, значительно ниже, чем характер и уровень взаимосвязей элементов, проявляющихся в процессе деятельности [50]. Именно оптимальная организация взаимодействия отдельных элементов обеспечивает их взаимосогласованность и высокую надежность при достижении конкретного результата [41].
Имеется целый ряд специальных исследований, посвященных системному анализу взаимодействия функций организма, в том числе при мышечной деятельности [4, 35, 38, 42, 46, 47]. Важный аспект здесь - вариабельность, т.е. наличие многих вариантов организации системы [50]. Это, вероятно, связано с определенными типологическими особенностями, причем анализ этих связей, несмотря на огромный теоретический и практический интерес, находится в зачаточном состоянии, возможно, из-за методических сложностей и нерешенности многих теоретических проблем. В качестве гипотезы допустимо предположение, что "норма" есть не что иное, как рациональная организация взаимодействия функций в процессе деятельности. Такое понимание нормы" предполагает совершенно новый подход как к процедуре, так и к анализу результатов тестирования.
Поискпутейоптимизациипроцедурытестирования: новыеподходы, понятиео "комплексном тестировании". Сказанное выше определяет необходимость разработки новых подходов к комплексному тестированию физического состояния организма. При этом такие новые подходы возможны как в русле традиционной идеологии, т.е. на основе тестирования отдельных характеристик, так и в рамках системного подхода. В первом случае речь может идти о моделировании психофизиологопедагогического портрета, т.е. многомерной структуры, достаточно полно описывающей широкий спектр задатков и возможностей испытуемого. Во втором случае нужны модели иного рода - функциональные и имитационные, позволяющие прогнозировать изменения в работе системы под воздействием тех или иных управляющих сигналов. Под таким управляющим сигналом может подразумеваться и оздоровительная тренировка.
Современные представления биологии человека [4]. теоретической медицины [13, 14] и психологии [45] сводятся к тому, что для оптимизации состояния человека необходим индивидуализированный подход, основанный на учете типологических особенностей. Однако проблема интегральной типологизации все еще далеко не решена.
Представления о морфофункциональной типологии человека были сформулированы еще в трудах W.Sheldon [73], В.Г.Штефко, А.Д.Островского [55], В.В.Бунака [7] и развиты в работах ряда авторов [8. 27, 39, 49, 51 и др.]. В области физической культуры и спорта морфофункциональная типология проявляется весьма отчетливо, что детально описано в ряде исследований [31, 40, 52 и др.]. При этом большинство исследователей отмечают наличие сочетаний признаков морфотипа не только с признаками функциональной организации, но и с параметрами психотипа.
В свою очередь, представления о типах психики человека разрабатывались такими выдающимися исследователями, как З.Фрейд [44], К. Юнг [57], W.Sheldon [73], R.Kattell [62] и мн. др. В трудах Шелдона и Тан-нера имеются указания на взаимодействие сфер соматической и психической типологий. Однако ни в практической медицине (за исключением гомеопатии), ни в теории и практике физической культуры (за исключением спортивного отбора) типологические особенности, как правило, в расчет не принимаются. Это связано, в частности, с тем, что в реальной жизни практически не встречается рафинированных вариантов тех или иных типов, а идентификация смешанных типов на сегодняшний день представляет собой немалую проблему даже для профессиональных исследователей. Одна из последних обзорных работ [28] по этому поводу с грустью констатирует резкое падение интереса к типологии со стороны специалистов в сфере физической культуры и оздоровления, подчеркивая при этом важность типологического анализа. Однако со временем типологический подход в научных исследованиях все более перемещался из сферы соматики в сферу психики, где типы, возможно, выражены более отчетливо.
Принципы построения типологии всегда примерно одинаковы. Для этого необходимо наличие нескольких векторов, каждый из которых может быть использован в качестве шкалы для измерения какого-либо свойства, а интегральная оценка производится на основании частных оценок по всем используемым векторам.
Так, в древнейшей типологии темперамента следовало по определенным правилам измерить содержание четырех мировых стихий, и из этого определялась принадлежность к тому или иному типу. Современная типология характера человека опирается на измеряемые свойства нервной системы - силу, лабильность и возбудимость. Антропологическая типология количественно оценивает степень выраженности экто-, мезо- и эндоморфии. Психологические типологии в зависимости от цели ее создателей оценивают различные стороны психики человека и с разной степенью детализации, но всегда по этому же принципу. Иногда различия могут быть оценены только по одно-му-единственному вектору, но в этом случае вряд ли правомерно говорить о типологии человека, хотя и можно продуктивно рассматривать типологию отдельных сторон функционирования организма. Такова, например, развиваемая В. П.Казначеевым концепция типологизации по критерию "спринтер"/"стайер" [23].
Свойства каждого из векторов, пригодных для использования в целях типологизации, должны быть следующими. Во-первых, простота, дискретность и однозначность определения измеряемого признака. Во-вторых, достаточно вариативная степень выраженности этого признака у людей. В-третьих, независимость друг от друга векторов, т.е. отсутствие между ними каких-либо причинно-следственных взаимоотношений. В-четвертых, рядоположенность векторов (они должны характеризовать признаки одного уровня).
Можно ожидать, что среди огромного числа параметров, характеризующих различные аспекты здоровья человека, могут быть выделены две группы признаков: 1 - консервативные, характеризующие прежде всего нейро-физический статус и сопряженные с важнейшими типологическими особенностями; 2 - лабильные, описывающие текущее физическое состояние и не связанные напрямую с типологическими характеристиками. Поэтому, прежде чем формировать батарею необходимых тестов, т.е. анализировать степень их информативности, необходимо понять, какие из числа анализируемых признаков характеризуют нейрофизический статус, а какие - текущее физическое состояние. Первые, характеризуя консервативные, типологические признаки, должны быть распределены в популяции не так, как вторые. Например, можно ожидать, что это проявится в их большей или меньшей вариабельности, в явных отклонениях от закона нормального распределения и т.п.
Экспериментальное подтверждение сказанного было получено с помощью факторного анализа показателей физического состояния молодых мужчин в процессе физической тренировки. Испытуемыми были практически здоровые молодые мужчины (в возрасте 18-22 лет) - студенты Московского института связи. По данным антропометрического обследования они были разделены на три группы в соответствии с выявленным соматотипом: эктоморфный, мезоморфный, эндоморфный.
В результате факторного анализа вобщейвыборке (не разделенной на группы) было выделено три основных фактора, на долю которых приходится 75% общей, дисперсии. На долю первого фактора, который мы интерпретировали как фактор двигательных возможностей, приходится 40% общей дисперсии выборки. Второй фактор - физического (соматотипического) развития - составил 22 %, третий фактор - энергетических возможностей - 13%.
Тот факт, что вторым по значимости оказался фактор соматотипа, свидетельствует в пользу нашего предположения о важной роли типологических особенностей. Выделение из общей выборки трех групп лиц с разными соматотипами и проведение факторного анализа для каждой из них в отдельности еще раз подтвердило высказанную гипотезу.
У студентов, отнесенных к эндоморфному типу телосложения, выделено три основных фактора, описывающих 71% общей дисперсии: I - двигательные возможности - 31%, II - соматический - 22%, III -нейромоторный статус - 18%.
У представителей мезоморфного типа телосложения первым по значимости оказался фактор нейро-моторного статуса - 26%, II - соматический фактор -22% общей дисперсии выборкии III - энергетических возможностей — 18%.
При эктоморфном телосложении на долю трех основных факторов приходится 60% общей дисперсии выборки, причем I фактор (нейромоторный статус) составляет 23%, II - энергетика - 23%, III - соматический - 14%.
Таким образом, независимо от типа телосложения ведущими оказываются четыре основных фактора, представляющие собой комплекс признаков, характеризующих: 1) двигательные возможности, 2) нейромоторный статус, 3) телосложение, 4) энергетические возможности. Причем удельный вес этих факторов для групп с разными соматотипическими особенностями неодинаков, что само по себе уже служит доказательством реальности более глубоких типологических различий людей, относящихся к разным соматотипам. А именно: результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что эти различия не только охватывают соматические признаки, но и определяют роль энергетических и нейромогорных свойств организма в реализации его двигательных потенций.
Продолжая анализ информативности характеристик физического статуса и текущего состояния, рассмотрим, как они изменяются под воздействием физической тренировки. С этой целью были собраны в таблицу результаты тестирования группы молодых мужчин-студентов с явно выраженными признаками мезоморфного (мышечного) типа телосложения, полученные до и после воздействия адекватного режима физической тренировки в течение учебного года. Адекватность тренировки была подтверждена исследованиями И.В.Никишина [32]. При этом список тестов включает некоторые нейромоторные показатели, полученные с применением специальной аппаратуры (время простой двигательной реакции (ПДР), сложной сенсомоторной реакции (ССМР).
Как видно из таблицы, к числу консервативных признаков здесь можно отнести высоту прыжка с места, скорость одиночного движения, гибкость, артериальное давление, а также большинство нейромоторных характеристик. В то же время силовые характеристики оказались в числе лабильных.
Очевидно, что при попытке объяснить имеющиеся факты и выявить информативные признаки для оценки физического статуса и текущего состояния нужно иметь в виду, что данные таблицы получены не в случайной выборке, а в специально подобранной группе лиц определенного (мышечного) типа телосложения, причем тренировавшихся по специальной программе. Таким образом, как бы сокращается число степеней свободы при изменении рассматриваемых признаков. Например, именно с этим фактом может быть связана лабильность силовых показателей на фоне консервативности других двигательных характеристик. В пользу этого предположения свидетельствует и тот факт, что из числа беговых тестов в этой группе лабильным оказалось лишь время бега на 1000 м (характеристика аэробно-анаэробных возможностей энергетических систем), в то время как чисто аэробные и спринтерские возможности этих лиц (бег на дистанции 3000 и 100 м) в ходе тренировки почти не изменились.
Самыми консервативными оказались показатели латентного времени сложной двигательной реакции и результата в теппинг-тесте. Моторное же время ССМР лабильно. Таким образом, при анализе характеристик нейромоторной системы создается впечатление, что в данной группе испытуемых наиболее консервативны нейронные характеристики и гораздо лабильнее - нейромышечные.
Подводя итоги анализа информативности различных показателей при оценке уровня физического состояния, можно сделать следующие выводы:
1. В основе индивидуальной оптимизации и совершенствования физического здоровья человека должно лежать представление о двух основных компонентах этого понятия, где главная заслуга принадлежит индивидуальному неирофизическому статусу человека, а изменению и совершенствованию подлежит текущее психофизическое состояние.
2. Среди множества тестовых характеристик, традиционно используемых в практике физвоспитания, спорта и оздоровительной физической культуры, следует различать консервативные показатели, характеризующие физический статус человека, и лабильные, определяющие уровень его физической тренированности, т.е. текущее физическое состояние.
3. Физический статус определяется совокупностью консервативных типологических признаков (вероятно, врожденных и генетически детерминированных), определяющих пределы адаптивности лабильных (подверженных лабильной тренировке при систематических воздействиях) признаков.
- Из числа потенциально консервативных признаков можно выделить часть характеристик статуса, неизменно консервативных для всех людей независимо от его типологии. Для лиц, принадлежащих к различным типологическим группам (например, по типу телосложения), одни и те же признаки могут быть как консервативными, так и лабильными.
- Для полноценного описания нейрофизического статуса и текущего психофизического состояния организма необходим достаточно широкий набор тестов, только в комплексе являющихся информативными. Эти тесты должны быть способны охарактеризовать телосложение, основные свойства центральной нервной системы, тип реакции вегетативной нервной системы, особенности энергетического обеспечения, уровень двигательной подготовленности.
Иначе говоря, необходимо иметь строго количественную комплексную(с учетом разных аспектов состояния) оценку, которая должна быть: а) получена на основе объективных и информативных тестовых процедур и б) сравнима с некоторым априори известным критерием оптимальности состояния данного человека.
В то же время нельзя не учитывать, что любое стандартное воздействие, в том числе и связанное с мышечной деятельностью, вызвает совершенно различную реакцию у разных индивидов. Этот факт общеизвестен, однако обычно остается вне поля зрения исследователей. Лишь в последнее время оздоровительная физкультура из массовой становится индивидуализированной. При таком подходе возрастает актуальность задачи интегральной оценки физического состояния, поскольку без ее решения невозможно обеспечить выполнение главного требования: максимальная полезность для каждого занимающегося предлагаемых персональноемунагрузок.
Конкретные индивиды любой типологической равновидности в реальных условиях существования подвергаются разнообразным внешним воздействиям, в том числе и физическим нагрузкам. Возникает адаптационная реакция соответствующих органов и систем организма, специфичная для данной типологии, изменяется его текущее состояние. Динамика текущего состояния чрезвычайно лабильна и в пределах, лимитированных нейрофизическим статусом, тесно связана с характером и интенсивностью внешних воздействий. Именно такая адаптивность органов и систем организма определенного типа лежит в основе сегодняшних и будущих олимпийских рекордов. Очевидно, что при оздоровительной тренировке в совершенствовании (т.е. адаптивной перестройке на тканевом и органном уровнях) нуждаются именно эти значительно более подвижные составляющие, в соотношении, зависящем не только от конкретной задачи занятий, но и от индивидуального нейрофизического статуса. Лишь в этом случае можно говорить об оптимальности режима оздоровительной тренировки для данного человека.
Литература
- 1. АнохинП. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.
- 2. АуликИ.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М.: Медицина, 1979.
- 3. Ба-евский P.M., Берсенева А. П., Палеев Н.Р. Оценкаадаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследовааниях населения: экспресс-информация. -М.: ВНИИМИ, 1987.
- 4. БарникотН. Биологическая изменчивость в популяциях современного человека //Биология человека. М.: Мир, 1979, с. 229-365.
- 5. Белоцерковский З.Б., КозыреваО. В. "Теор. и практ. физ. культ.", 1984, № 3.
- 6. БлагушП. К теории тестирования двигательных способностей. — М.: ФиС, 1976.
- 7. Бу-накВ.В. Антропология. - М.: Медгиз, 1941.
- 8. Вай-ндрухФ.А., СмирноваН.С. "Вопр. антропол.", 1972, вып. 42.
- 9. ВикторовФ.В. "Теор. и практ. физ. культ.", 1990, № 1.
- 10. Всемирная организация здравоохранения. Привычная двигательная активность и здоровье: региональные публикации ВОЗ. — Копенгаген, 1982.
- 11. ГодикМ. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: ФиС, 1980.
- 12. "Готов к труду и обороне СССР". "Советский Спорт" от 18 января 1985 г.
- 13. Гундаров И.А., Киселева Н.В., КоринаО. С. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни: Обзорная информация. - М.: ВНИИМИ, 1989.
- 14. ДильманВ.М. Четыре модели медицины. Л.: Медицина, 1987.
- 15. Душанин С.А., Пирогова Е.А., ИващенкоЛ. Я. Самоконтроль физического состояния. -Киев: Здоровье, 1980.
- 16. ЕзекиелМ., ФоксК.А. Методы анализа корреляции и регрессий. - М.: Статистика, 1966.
- 17. ЗайцеваВ.В. В кн.: Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре: Сб. научн. тр./Под общ. ред. В.Д.Сонькина. - М.: 1991, с. 3-27.
-18. ЗациорскийВ.М. Кибернетика, математика, спорт. - М.: ФиС, 1969.
-19. ЗациорскийВ.М. "Теор. и практ. физ. культ.", 1988, № 5.
- 20. ЗациорскийВ.М. В кн.: Биомеханика: Учебн. для ин-тов физкультуры. М., 1979, с. 91-119; 235-254.
- 21. ЗациорскийВ.М. Основы спортивной метрологии. - М.: ФтС, 1979.
- 22. ИващенкоЛ. Я., СтрапкоН.П. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. -Киев: Здоровье, 1988.
- 23. КазначеевВ. П. Очерки теории и практики экологии человека. - М.: Наука,
1983.
-24. Карпман В.Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.:
ФиС, 1988.
- 25. Конради Г.П., Слоним А. В., ФарфельB.C. Общие основы физиологии труда. - М.:
Гос. изд. биол. и мед. лит., 1934.
- 26. КорольковА.А., ПетленкоВ.В. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. - М.:
Медицина, 1977.
- 27. КуршаковаЮ.С. Автореф. докт.дис. М., 1987.
- 28. МайрЭ. Систематика и происхождение видов. - М.: ИЛ, 1947.
- 29. МинцерО.П., МовчанюкВ. О. Тез. Всес. науч.-практ. конф. "Физическая культура и здоровый образ жизни". М.,
1990, с. 58.
- 30. МоноЖ., ПотьеД. Физиология труда (эргономия)/Под ред. Шеррер Ж. М., 1973,
с. 170-252.
- 31. НикитюкБ.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. — М.: На
ука, 1978.
-32. Никишин И.В., Чернышев СВ. В кн.: Моделирование и комплексное тестирование в оздо
ровительной физической культуре: Сб. научн. тр./Под общ. ред. В.Д.Сонькина. М., 1991, с. 161-164.
- 33. ПлатоновВ.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986.
- 34. Розен 3. Проблема оптимальности в биологии - М.: Мир, 1969.
- 35. РозенблатВ. В. Проблема утомления. - М.: Медицина, 1975.
- 36. Сбруев Ю.И., Кудрявцев В. В., СтепанчиковаБ. В. Организация и методика комплексной оценки физического состояния населения (метод, реком.). М., 1986.
- 37. СмирновЮ.И. "Теор. и практ. физ. культ.", 1983, №9.
- 38. СонькинВ.Д. "Теор. и практ. физ. культ." 1991, № 2.
- 39. ТэннерДж. В кн.: Биология человека /Дж.Харрисон, Дж.Уайнер, Дж.Теннер и др. М., 1979, с. 366-471.
- 40. Туманян Г.С, Мартиросов Э.Г. Телосложение испорт. - М.: ФиС, 1976.
- 41. УрманцевЮ.А. Симметрия природы и природа симметрии. - М.: Наука, 1974.
- 42. ФалалеевА. Г. "Физиология человека, 1988, т. 14, № 2.
- 43. Физиология мышечной деятельности: Учеб. для ин-тов физ. культ. /Под общ.
ред. Я.М.Коца. - М.: ФиС, 1982.
- 44. Фрейд 3. Я и Оно. Труды разных лет. Т.1 - Тбилиси: Мерани, 1991.
- 45. ФрессП., ПиажеЖ. Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1970.
- 46. Функциональные системы организма /Под ред. К.В.Судакова. - М.: Медицина, 1987.
- 47. ХаритоноваЛ. Г. Типы адаптации в спорте. - Омск: ОГИфК, 1991.
- 48. Хилл А. Механика мышечного сокращения: Пер. с англ. - М.: Мир, 1972.
- 49. ХрисанфоваЕ.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. — М.: Изд. МГУ, 1990.
- 50. ЧайковскийЮ. В. "Путь". Междунар. филос. журн., 1992. № 1.
- 51. ЧтецовВ.П. Конституция человека //Морфология человека и животных. Антропология. Т. 6. - Итоги науки и
техники. - М.: ВИНИТИ, 1974, с. 71-99.
- 52. ШварцВ.Б., ХрущевСВ. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - М.: ФиС, 1984.
- 53. ШмальгаузенИ. И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. - М.: На
ука, 1982.
- 54. Шмидт- НильссенК. Размеры животных: почему они так важны? - М.: Мир, 1987.
- 55. Штефко В. Г., Островский А. Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов. - М.-Л.:
Медгиз, 1929.
- 56. ЩедринаА. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд. , 1989.
- 57. ЮнгК. Г. Архетип и символ. -М.: RENAISSANCE, 1991.
- 58. Язви-ковВ.В., СергеевЮ.П., Никитина Т.В., Башкиров В.Ф. Тез. докл. XV Всес. научн. конф. по физиол. и биохим. спорта.
М., 1978, с. 190.
- 59. Andersen K.L., Rutenfranz J. Physiological indiced of performance capacity //WHO.