Модель рациональной классификации физических нагрузок

О.В.Тиунова, В.Д.Сонькин.

(Тиунова О.В., Сонькин В.Д. Модель рациональной классификации физических нагрузок. Сборник научных трудов "Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре", ВНИИФК, -М., 1991, с. 45-57)

Физическая нагрузка (ФН) - понятие комплексное, много­мерное. Классифицировать ее значит представить в виде упоря­доченной совокупности общих, наиболее существенных и, глав­ное, количественно измеряемых признаков. Рациональная клас­сификация ФН позволит подробно описать и широко использовать передовой тренерский опыт, корректно строить методики заня­тий, даст возможность систематизировать все разнообразие фи­зических упражнений, исключит многочисленные терминологичес­кие разночтения, а вместе с ними и часть споров об эффектив­ности и механизмах действия ФН.

В практике физкультурно-оздоровительной работы ФН груп­пируются по самым разным признакам: по принадлежности к ши­роко распространенным видам спорта (бег, футбол и т.п.); по воздействию на те или иные двигательные качества (выносли­вость, сила и др.); по объему и интенсивности; по некоторым биомеханическим признакам (циклические, ациклические упраж­нения) ; по степени вовлечения в физическую работу мышечной массы (локальная, региональная, глобальная); по отношению к основной специализации (общеподготовительные, специальнопод-готовительные упражнения).   Эти   частные   классификации до­полняют друг друга, но функционально они практически не свя­заны и не облегчают составление рациональной методики физи­ческой подготовки человека.

 

Попытка классифицировать ФНкомплексно (в четырех плоскостях) была предпринята М.А.Годиком (2). К числу наиболее существенных признаков классификации он отнес    специализированность, направленность, координационную сложность и величину ФН. Однако, на наш взгляд, эти дискрипторы (классифика­торы) неоднозначны и не все из них поддаются количественному выражению,

На основании анализа существующих подходов к системати­зации ФНмы разработали новый вариант их рациональной класси­фикации. В его основу положены существенные для составления программ занятий признаки, обеспечивающие корректную дозиров­ку и последующий анализ выполняемой физической работы.

Принято считать, что любой вид ФН достаточно полно ха­рактеризуется следующими пятью компонентами (I, 2, 3): интен­сивностью, продолжительностью упражнения и интервала отдыха, его характером и общим числом повторений. В зависимости от их сочетаний будут различными не только величина, но и характер ответных реакций организма. Эти компоненты, на наш взгляд, могут быть несколько дополнены и положены в основу рациональ­ной классификации ФН.

Классификаторы ФН  (перечень дискрипторов):

степень охвата мышечных групп (локальная, региональная, глобальная);

интенсивность (зоны относительной мощности, % МПК и т.п.);

объем (предельный, непредельный);

характер нагрузки (стандартная, переменная с варьирую­щейся, возрастающей или убывающей интенсивностью);

режим, т.е. наличие отдыха (непрерывная, интервальная).

Интервальная работа, в свою очередь, характеризуется до­полнительно:

формой отдыха (активный, пассивный);

характером интервалов отдыха (стандартный, переменный -увеличивающийся и сокращающийся);

длительностью отдыха (экстремальный, жесткий, ординар­ный).

Схемы I и 2 иллюстрируют предлагаемую классификацию, рис. 1, 2, являясь многомерными, дают возможность рассмот­реть все сочетания объективных признаков ФНдля более деталь­ного юс изучения и рационального использования. Три признака ФН - интенсивность, объем и характер относятся к любому виду физической работы, независимо от объема задейст­вованных мышечных групп. То же самое касается и другого со­четания признаков объем, характер, режим, но они характеризуют и работу каждой зоны относительной мощности.

Предлагаемый нами алгоритм классификации ФНодновремен­но позволяет дать развернутую и, главное, однозначную кон- . кретную характеристику любому методу воспитания физических качеств. Он включает пять, а в случае интервальной работы во­семь конкретных признаков, каждый из которых может быть выра­жен количественно. По аналогии с рациональной номенклатурой органических соединений,, принятой в химии, мы предлагаем опи­сывать конкретные методы и ФНкак аддитивный набор классифи­каторов (дискрипторов), например, следующим образом: работа глобального характера (бег 1000 м), субмаксимальной и боль­шой;: интенсивности (70 и 50 %       МПК), непредельная по объе­му, переменного характера с варьирующейся интенсивностью (50 м - со скоростью "А", 50 м - со скоростью "Б"), выполня­емая в интервальном режиме: через каждые 200 м - активный по форме и стандартный по характеру отдых до полного восстанов­ления.

Итак, обозначенные на схеме 1 признаки ФНхарактеризуют одновременно и методы воспитания физических качеств. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые их сочетания в этом отношении бессмысленны и в практике физкультурно-оздоро­вительной работы встречаются редко. Например, непредельная по объему переменная с убывающей интенсивностью работа, выполня­емая в интервальном режиме с увеличивающимися интервалами отдыха. Трудно представить себе использование подобной нагрузки для развития того или иного двигательного качества.

Традиционно в теории и методике физического воспитания принято выделять три типа методов: методы строго регламенти­рованного упражнения, игровой и соревновательный (5, 6, 7, 9). Методы строго регламентированного упражнения, в свою очередь, подразделяются на пять групп в зависимости от характера и ре­жима ФН: стандартно-непрерывные, стандартно-интервальные, пе­ременно-непрерывные, переменно-интервальные и комбинированные. Предлагаемый нами алгоритм классификации ФНи описания мето­дов упражнений позволяет критически пересмотреть содержание такой классификации.

Во-первых, игровой и соревновательный методы полностью описываются с помощью предлагаемых нами характеристик и вряд ли имеют собственный строгий терминологический смысл. Напри­мер, большая часть подвижных и спортивных игр войдет в груп­пу переменных непрерывных методов упражнения. Также нецелесо­образно, на наш взгляд, выделять группу "комбинированных ме­тодов упражнения". Отнесенный к ней метод "повторного упраж­нения с убывающими интервалами отдыха" целесообразнее вклю­чать в группу стандартно-интервальных методов; "стандартно-вариативный" ("повторно-переменный",  "стандартно-переменный") метод явно входит в группу переменных непрерывных упражнений; метод "повторно-прогрессирующего упражнения", когда за счет снижения объема выполняемой работы от подхода к подходу уве­личивается интенсивность нагрузки, мы включаем в группу пе­ременных (с возрастающей интенсивностью) интервальных мето­дов. В группу переменных интервальных методов включают метод "редуцирующего" упражнения, обозначающий стандартную интер­вальную работу постоянной интенсивности, но с уменьшающимся объемом в каждом подходе. Мы полагаем, что он входит скорее в группу стандартной интервальной работы достаточно большой интенсивности, когда уменьшение ее объема является единственным способом сохранения высокой интенсивности ФН.

Во-вторых, названия конкретных методов часто дублируют друг друга, становясь почти литературными синонимами и те­ряя, таким образом, характер терминов. Например, методы "дли­тельного равномерного упражнения", "равномерной" или "темпо­вой" тренировки, метод "стандартно-поточного упражнения" оз­начают одно и то же: стандартную непрерывную работу. Метод "прогрессирующего" и "повторно-прогрессирующего" упражнения, "интервального упражнения с прогрессирующей нагрузкой" под­разумевают увеличение нагрузки от повторения к повторению и иного содержания не несут. Напомним, что говорят все эти оп­ределенна только о характере и режиме нагрузки, а для воспи­тания физических качеств этой информации недостаточно. Поня­тие "повторно интервальное упражнение" вообще лишено практи­ческого смысла, тале как неясно даже, каков характер выполня­емой работы. На наш взгляд, уточнения требуют и некоторые другие общепринятые понятия. Например, известный термин "ме­тод сопряженного воздействия" на самом деле означает не ме­тод, а предполагаемый конечный эффект применения комплекса ФН.  Понятие "метод избирательного воздействия также не оз­начает конкретный метод, а только указывает на использование специальных упражнении. Лишь физическая тренировка в целом, в зависимости от подбора упражнений, может иметь или интег­ральный, или избирательный характер.

В методической литературе, как правило, отсутствуют подробные описания методов развития физических качеств, а обилие терминологических вариаций и расплывчатость некото­рых формулировок отнюдь не облегчают и без того сложный про­цесс программирования физической тренировки.

Точное описание ФНалгоритм того или иного метода раз­витая двигательных качеств не может являться самоцелью. Клас­сификация ФН имеет смысл в том случае, если позволяет их упорядочить и в дальнейшем избирательно воздействовать на раз­витие силы, быстроты, выносливости и других качеств. Однако если это влияние не может быть выражено количественно, приз­нак "налравленность на развитие двигательного качества" вклю­чать в число классификаторов рано. Но может быть того объема информации, который содержится в нашей классификации, доста­точно для определения этой "качественной" направленности наг­рузок? Этот вопрос требует специального рассмотрения.

Прежде всего следует разделить все двигательные качест­ва на две группы, различающиеся по физиологическому базису. Сила, быстрота и выносливость во всех своих проявлениях так или иначе зависят от энергетических возможностей скелетных мышц, поэтому эта группа качеств может быть названа "энергозависимыми". Не случайно они обычно рассматриваются совмест­но, что является отражением объективной общности их биологической природы.

Гибкость как качество определяется механическими свой­ствами мышц, скелета к как таковое может быть измерено. Со­ответственно и ФН, направленные на развитие гибкости, долж­ны в качестве признаков классификации содержать указание на степень растяжения мышц того или иного звена тела. В качест­ве дискриптора здесь может выступать амлплитуда движений.

Качество "равновесие" зависит от свойств вестибулярно­го аппарата, проприорецепции и тонкой координации мышц. В конечном счете, эти способности зависят от нерв­ных процессов. В качестве дискриптора при описаний, нап­равленных на развитие качества равновесия, может выступать угловое ускорение.

Качество ловкости зависит от координации сократитель­ной активности мышц-синергистов под контролем зрительного, тактильного и проприоцептивного анализаторов. Немалую роль здесь играют быстрота реакции, скорость и качество межцент­ральных связей в ЦНС и другие параметры нервных процессов. Выделение даскриптора для описания ФН,  направленных на раз­витие ловкости, затруднено, так как техника движений и сте­пень их координационной сложности с трудом поддаются коли­чественному учету.

Возможно, в данном случае применима балльная оценка, однако такой подход требует дальнейшего уточ­нения. Таким образом, основная классификация ФН (см. схему 1) Монет быть дополнена еще тремя дискрипторами: амплитуда движе­ний, угловое ускорение, координационная сложность.

В практической работе по развитию энергозависимых качеств методисты исходят из традиционных принципов подбора упражнений: длительные циклические нагрузки развивают выносливость, упраж­нения с отягощениями положительно влияют на силу мышц, беговые ускорения способствуют увеличению быстроты и т.п. Очевидно, что нагрузки, соответствующие зоне максимальной относительной мощности, не имеют отношения к развитию общей выносливости, а в зоне умеренной относительной мощности невозможно воздейство­вать на скоростные качества. Все это свидетельствует в пользу предположения о том, что воздействие ФН связано в первую оче­редь с интенсивностью. Этот принцип был положен в основу клас­сификации упражнений для развития силы, быстроты и выносливос­ти, предложенной Л.И. Ватутиной (8). Однако ею не было принято во вникание, что выполнение силовых и скоростных нагрузок тре­бует принципиально различной организации физиологических про­цессов в скелетных мышцах.

Как известно, интенсивность ФН может определяться двумя факторами: величиной единичного усилия и частотой повторений движения. В первом случае физиологический механизм связан с "концентрацией усилия" (4), т.е. способностью одновременно ре­крутировать максимальное количество двигательных едишщ, обес­печив их синхронное сокращение. Сила в этом случае будет про­порциональна суммарной площади поперечного сечения всех сокра­тившихся мышечных волокон, и именно она будет являться интен­сивным фактором (показателем интенсивности нагрузки). Во вто­ром случае, когда интенсивность определяется не единичным уси­лием, а частотой его повторений, физиологический механизм свя­зан с уменьшением периода рефракторности мышц, то есть со ско­ростью ресинтеза макроэргов и восстановления мембранного по­тенциала, а значит - непосредственно зависит от организации метаболизма внутри мышечных волокон. Кроме того, частота сок­ращений мышц может быть связана с возможностью переключения с одних двигательных едишщ на другие, то есть с такой организаией мышечного сокращения, когда (при умеренном усилии) только часть двигательных единиц рекрутируется в каждом цик­ле, а их набор от цикла к циклу постоянно обновляется, обес­печивая тем самым отдых и восстановление энергетического по­тенциала отработавших мышечных волокон.

Из этого краткого экскурса в физиологию мышечного сокра­щения ясно, что механизмы, лежащие в основе проявления силы и быстроты, совершенно различны. Столь же различны и те ФН, которые могут способствовать развитию этих двигательных ка­честв. Схематично это изображено на рис. 3. По оси ординат на этой схеме помещена интенсивность (мощность) нагрузки, выраженная в четырех традиционных зонах относительной мощнос­ти. На оси абсцисс слева - величина единичного усилия, спра­ва - время одиночного сокращения (величина, обратно пропорци­ональная частоте движений). Чем больше единичное усилие, тем, при прочих равных, выше интенсивность нагрузки; напротив, чем больше время одиночного движения - тем интенсивность наг­рузки ниже. Образующаяся "пирамида" состоит из четырех слоев, каждый из которых соответствует одной из зон мощности. Ниж­ний слой представляет группу ФН, направленных на развитие общей выносливости - независимо от того, регулируется наг­рузка изменением одиночного усилия или же частотой движений при неизменной их амплитуде. Второй слой включает ФН, нап­равленные на развитие "скоростной" и "силовой" выносливости. Третий слой - это те ФН, которые специфически предназначены для развития собственно силы и быстроты. И, наконец, нагруз­ки, входящие в 4-й слой, вновь не могут быть отдифференцированы по своему воздействию, а те свойства, которые они развивают, принято называть "скоростно-силовыми качествами". Фундаментальные причины такой взаимосвязанности ФН, натрав-ленных на развитие двигательных качеств, лежит., как уже под­черкивалось, в физиологии мышечного сокращения и выражается, в частности, уравнением А.Хилла (10),связывающим скорость одиночного сокращения с величиной единичного усилия.

Разработанный нами алгоритм классификации ФН позволяет систематизировать огромное разнообразие методов физического воспитания и собственно физических нагрузок и монет служить основой рационального построения тренировочного процесса. А поскольку зсе дискрипторы по определению являются измеряемы­ми величинами, их использование приблизит возможность ком­пьютерного моделирования тренировочного процесса.

 

Литература

  1. Волков Н.И., Зациорский В.М. Некоторые вопросы тео­рии тренировочных нагрузок // Теория и практика физической культуры. - 1964. - 6.
  2. Родв М.А. Контроль тренировочных и соревнователь­ных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, IS80. - 136 с.
  3. Зациорский В.М.  Физические качества спортсмена. Физкультура и спорт, 1966. - С. 124.
  4. Косилов С.А. Физиологические основы режима труда и отдыха. - В кн.: Психофизиологические и эстетические осно­вы НОТ.  - М.: 1971.

  5. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебн. по-   ' собие для институтов' физической культуры. - М.: Физкультура и спорт,  1977. - С.  37-40.
  6.  Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн.физ.культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. - М.: Физ­культура и спорт, 1986. - С.  37-43.
  7. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсме­нов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С.  51-52.
  8. Ратушная Л.И. Комплексное развитие основных двигатель­ных качеств юношей 16-17 лет на уроках физической культуры в общеобразовательной школе: Дисс. на соиск.уч.степ.канд.пед. наук. - М., 1985.
  9. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ.культуры / Под ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новико­ва. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - Т. I. - С. 92-108.
  10.   Hill A.L.  Muscular movements in man:  the factors governing speed  and recovery from fatigue.  New York:  Kc Graw Hill,  1927, pp.  27-66.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика