Дифференцированная оценка развития моторики у юнешей разного типа телосложения

В. В. Зайцева, В. Д. Сонькин, И. В. Бурчик, Г. М. Маслова, Д. А. Фильченков, 0.В.Тиунова

(Зайцева В.В., Сонькин В.Д., Бурчик М.В., Маслова Г.М., Фильченков Д.А., Тиунова О.В. Дифференцированная оценка развития моторики у юнешей разного типа телосложения. Сборник научных трудов ВНИИФК за 1995 год, -М., 1996, т. 2, с.29-39)

Принято считать, что скелетные мышцы проходят основные ста­дии развития в пренатальном и раннем детском возрасте, а в даль­нейшем изменяется лишь количественно. Между тем, полученные за последние годы данные показывают, что это далеко не так. Процес­сы полового созревания оказывают глубокое влияние на качествен­ное развитие скелетной мускулатуры (Р. В. Тамбовцева, З.Т.Мусае-ва, 1985), и лишь в юношеском возрасте формируется дефинитивная композиция мышц (Р.В.Тамбовцева, 1988; И.А.Корниенко и др.,1990, 1994). Одновременно происходят существенные изменения вегета­тивных систем обеспечения мышечной деятельности, что приводит в конечном итоге к резкому увеличению работоспособности, особенно в зонах анаэробного энергообеспечения (В. Д. Сонькин, 1990).

Так, например, за период от 7 до 17 лет в четырехглавой мышце бедра доля окислительных волокон I типа снижается в 3 раза, тогда как доля волокон типа ПВ -увеличивается почти в 4 раза (Р. В. Тамбовцева, 1988). В этот же период удельная мощность энергетических источников в скелетных мышцах возрастает пример­но в 2 раза, утилизация кислорода легкими - в 2.4 раза, кисло­родный пульс - в 3 раза, максимальный пульсовой и кислородный: долг - примерно в 2 раза, а объем работы, которая может быть выполнена при относительно одинаковой мощности нагрузки - более чем в 10 раз (В. Д. Сонькин, 1990).

Хотя все изменения, происходящие в организме юношей, подчи­няются общим законам возрастного развития, их темпы могут су­щественно варьировать в зависимости от индивидуальных и типоло­гических особенностей, а также от направленности и интенсивнос­ти физической тренировки. . По мнению антропологов, различия в телосложении - это проявление генетически предопределенных раз­личий в темпах индивидуального развития. Следовательно, эти особенности необходимо учитывать для правильной организации фи­зического воспитания в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования в юношеском возрасте, когда закан­чивается формирование соматотипических особенностей, темп раз­вития двигательных качеств зависит от телосложения. Это сказы­вается на проявлении физических возможностей и характере адап­тации к физическим нагрузкам, и должно отражаться в результатах оценивания двигательной подготовленности.

Задача исследования - выяснить, как влияют особенности со-матотипа юношей на возрастную динамику их двигательных возмож­ностей, в том числе под влиянием типоспецифичной физической тренировки, а также предложить способ дифференцированной оценки двигательной подготовленности.

Методика исследования                                                                         

В исследовании приняли участие 196 юношей, учащихся IX, X и XI классов средней школы г.Москвы. По результатам антрополо­гического обследования юноши были разделены на 3 соматотипичес-кие группы: А (астенический и торакальный тип телосложения, 42%), М (мышечный тип, 42%) и Д (дигестивный тип, 16%). Для оценки двигательных возможностей юношей использовали тесты: кистевая динамометрия (кГ); становая динамометрия (кГ); бег на 100 м (с); бег на 1000 м (с); прыжок в длину с места (см); тест Маргариа "лестница" (с); поднимание туловища до угла%0° в те­чение 1 минуты из исходного положения лежа на спине.I  руки за голову (раз); подтягивания на высокой перекладине (раз); сгиба­ния рук в упоре лежа с прямой спиной и опорой на носки в тече­ние 15 с (раз); тест "падающая линейка" (см); гибкость позво­ночного столба при наклоне вперед сидя (см).

По результатам беговых тестов на 100 и 1000 м с помощью разработанной ранее методики (В.Д.Сонькин, 1990) были рассчитаны эргометрические характеристики, позволяющие оценить интеграль­ную мышечную работоспособность (ИМР) юношей (рис.1). Этот пока­затель представляет собой определенный интеграл функции: t= eAb/VAa (уравнение Мюллера) в диапазоне от V=l до V=Vmax, то есть практически во реем ди­апазоне доступных человеку скоростей передвижения.

Рис.1. Графическое представление уравнения Мюллера в лога­рифмическом масштабе при расчете интегральной работоспособ­ности организма по результатам двухнагрузочной пробы чувствительным к возрастным и адаптационным изменениям физичес­ких возможностей организма (Корниенко и др., 1994).

 

Для проведения педагогического эксперимента были сформиро­ваны 9 экспериментальных и 9 контрольных групп (по 3 соматоти-пические группы в каждой из 3 возрастных групп). Педагогичес­кий эксперимент проходил в три этапа: 1 этап - активного воз­действия (сентябрь -октябрь); 2 этап - ближнего последействия (ноябрь-декабрь); 3 этап - отдаленного последействия (ян­варь-май) . Тестирование проводили в начале учебного года (сен­тябрь), ив конце каждого из этапов эксперимента.

Рис.2. Возрастное изменение интегральной мышечной работо­способности у юношей разных типов телосложения

Смысл педагогического эксперимента заключался в следующем. Сначала были выявлены различия, которые существуют в структуре двигательной подготовленности между юношами различного телосло­жения, и определены те двигательные качества (сила, выносли­вость или скоростно-силовые качества), которые для каждого из типов телосложения являются "ведущими". Затем была организована 2-месячная тренировка в режиме школьных уроков физической куль­туры (4 часа в неделю). причем каждая соматотипическая группа подчала около 70% нагрузок, стимулирующих развитие наиболее сильных сторон моторики в данной группе. Контрольные группы по­лучали такой же объем двигательной нагрузки, но использовали относительно равно; аэотношение средств особенности типов те­лосложения не учитывались. В последующие месяцы все участники эксперимента занимались по единой программе.

Рис.5. Соотношение динамики темпов прироста двигательной подготовленности в экспериментальной и контрольной груп­пах юношей разных типов телосложения (усредненные данные по группе тестов)

Рис.6. Номограмма для определения типа телосложения юно­шей 16-17 лет по данным окружности грудной клетки и дли­ны тела - точки, соответствующие результатам измерений, соединяются прямой, пересекаясь со средней шкалой типов: А-Т - астено-торакальный, М - мышечный, Д - дигестивный

Для обработки результатов использовали математический аппа­рат прикладных статистических пакетов АРМСТАТ и СТАТГРАФ.

Результаты и обсуждение

В целом рассматриваемый возрастной период 15-17 лет харак­теризуется интенсивными приростами в развитии всей двигательной сферы. На фоне замедления ростовых процессов продолжается уве­личение массы и функциональных возможностей скелетных мышц, что обеспечивает существенное расширение двигательных возможностей. При этом темп развития разных сторон моторики, как оказалось, существенно зависит от телосложения.

Некоторые различия в структуре физических возможностей у представителей разных соматотипов выявляются уже в возрасте 15 лет (IX класс). Так, сила кисти у юношей М-типа на 20*, а. Д-типа на 36% выше, чем у А-типа. Имеются достоверные различия в становой силе, гибкости, количестве отжиманий. Однако интег­ральный показатель ИМР в этом возрасте практически одинаков у юношей всех трех типов телосложения. Тем интересней? что темп возрастного увеличения ИМР существенно различается у юношей разного телосложения (рис.2): самый высокий темп роста показа­теля отмечен у М-типа, и почти вдвое ниже - у юношей Д-типа. Следует подчеркнуть, что это различие выявлено на фоне одинако­вого для всех режима занятий физической культурой, то есть при­чина такого различия лежит внутри и, возможно, в этом проявля­ются генетически предопределенные особенности конституции. Раз­личия в структуре моторики к 17 гадам становятся столь опреде­ленными, что методом кластерного анализа по результатам одних лишь двигательных тестов удается разбить всех юношей на 3 груп­пы, практически идентичные с соматотипическими группами, сфор­мированными на основании антропометрических измерений.

Развитие отдельных характеристик моторики юношей в период 15-17 лет протекает гетерохронно. Это может быть проиллюстри­ровано динамикой результатов ряда двигательных тестов у юношей разного телосложения за период наблюдения (рис. 3). С одной сто­роны, с возрастом темп прироста результатов в большинстве двигательных тестов существенно снижается, что может свидетельст­вовать о возрастном уменьшении потенциала развития моторики. С другой - возрастная динамика результатов существенно отличается у представителей разных соматотипов. Это, безусловно, является проявлением глубоких внутренних различий в организации мышечной функции и ее вегетативного и энергетического обеспечения.

Давно замечено, что чемпионы в разных видах спорта обладают ярко выраженными особенностями телосложения. Стайеры, особенно марафонцы, принадлежат к астено-торакальному типу; борцы, тяже­лоатлеты - к дигестивному. Эти же тенденции были обнаружены и у юношей 15-17 лет. У представителей каждого из типов телосложе­ния были выявлены свои относительно "сильные" и "слабые" сторо­ны моторики: у лиц астенического телосложения лучше всего раз­вита выносливость» хуже всего - сила и гибкость; у юношей мы­шечного типа "ведущими" являются скоростно-силовые качества, "отстающими" - гибкость и сила; у школьников дигестивного типа наиболее развита сила, наименее - быстрота и выносливость. Уча­щимся с выраженным астено-торакальным или дигестивным типом те­лосложения практически никогда не удается выполнить некоторые контрольные нормативы несмотря на все их старания, что объясня­ется особенностями строения тела и нервно-мышечного ^аппарата. "Исправить" это нельзя, а вред здоровью и психике таких ребят можно нанести непоправимый. Обычно в классе их заметно меньше половины и из-за большой загруженности учителя они получают меньше внимания, да и сами часто пропускают не слишком приятные для них уроки физкультуры.

Это наблюдение стало для нас основой критического анализа оценочных шкал, применяемых в массовом физическом воспитании. Принятые у нас и за рубежом шкалы оценок и нормативы двигатель­ной подготовленности основаны на средне-статистическом подходе. Они построены на результатах большинства, представленного людь­ми мышечного телосложения и близких к нему смешанных типов и из-за этого теряют свои ориентирующие и стимулирующие функции. Поэтому, чтобы соотнести нормативные требования с потенциальными возможностями старшеклассников, мы построили (на основе ме­тода сигмальных отклонений) типологические шкалы и нормативы двигательной подготовленности для трех основных типов телосло­жения в отдельности (рис.4). Это позволило, с одной стороны, повысить требования к двигательно более одаренным мышечникам, а с другой - дифференцировать оценку и требования для астеников и дигестивников в соответствии с их врожденными свойствами.

Учитывая выявленные особенности двигательных возможностей, наиболее свойственные юношам разных типов телосложения, мы раз­работали типоспецифичные методики проведения занятий и методи­ческие приемы для разделения класса на типологические группы.

Принято считать, что наиболее эффективно такое построение методики тренировки, которое способствует развитию "отстающих" двигательных качеств. Мы же предположили, что стимулирование развития тех свойств, которые в данный возрастной период наибо­лее интенсивно развиваются, может способствовать существенному повышению эффективности тренировочного процесса. Для проверки этой гипотезы был проведен педагогический эксперимент, в кото­ром юношам А-типа предлагались преимущественно нагрузки на вы­носливость; юношам М-типа - скоростно-силовые нагрузки: юношам Д-типа - силовые нагрузки. Экспериментальное воздействие про­должалось только 2 месяца, после чего все юноши продолжали за­ниматься по программе контрольных групп, что позволило просле­дить как непосредственный эффект тренировочного цикла занятий, так и его последействие. Результаты представлены на рис. 5.

По сравнению с контрольной группой, прирост показателей двигательной подготовленности во всех экспериментальных группах был существенно выше как в первые 2 месяца, когда проходила ак­тивная фаза эксперимента, так и в дальнейшем. Таким образом по­казано, что даже кратковременное воздействие, если оно адекват­но возможностям развивающегося организма, дает значительный тренировочный эффект. Особо примечательно то, что во всех трех экспериментальных группах, независимо от направленности педаго­гического воздействия, более всего за учебный год выросла общая выносливость, которая связана с широким спектром морфо-функцио-нальных свойств организма. Иначе, примененная типоспецифичная методика обеспечила глубокое воздействие на адаптационные ре­сурсы организма, значительно более эффективное, чем традицион­ный режим физического воспитания, направленный на равномерное развитие всех физических качеств, способствовала повышению дви­гательной подготовленности юношей. Эти результаты являются но­вым аргументом в пользу теории сенситивных периодов развития, которая позволяет наиболее эффективно использовать те возмож­ности, которые открывает каждый этап возрастного развития.

Итак, совершенствование моторики в возрасте 15-17 лет опре­деляется не только законами возрастного развития, но и типоло­гическими особенностями. Выявленные различия, видимо, генети­чески обусловлены и их необходимо учитывать и при оценке ре­зультатов двигательных тестов, и при планировании тренировочных нагрузок. В этом возрасте важно строить методику физического воспитания, чтобы она была типоспецифичной, т. е. избирательно направленной на развитие свойств моторики, наиболее интенсивно развивающихся у юношей соответствующего типа телосложения. Это особенно важно для представителей астено-торакального и дигес-тивного типов, у которых -прирост темпов развития моторики при типоспецифичной методике по сравнению с традиционной оказался значительно выше (в 1.5 раза), чем у мышечников (см.рис.5).

При проведении уроков физического воспитания по типоспеци-фичным методикам класс разделяется на 3 группы в зависимости от типа телосложения. Во время урока в каждой из групп больше вре­мени отводится на те виды активности и режимы нагрузки, которые свойственны каждой из них. Более привычный и приятный вид наг­рузки позволяет повысить ее интенсивность и за счет этого полу­чить больший эффект занятий. А осуществить такую типоспецифич-ную работу при проведении занятий одним учителем в одном спор­тивном зале можно, например, путем широкого применения извест­ного метода круговой тренировки, при занятиях подвижными играми - за счет разного амплуа игроков. Даже двухмесячный цикл орга­низации занятий "навстречу природе" в начале учебного года дает мощный "толчок" развитию интереса учащихся к физической культу­ре и позволяет не только существенно повысить двигательные ка­чества (и "ведущие", и "отстающие"), но и сохранить высокий темп их прироста в дальнейшем. Тот факт, что во всех группах, независимо от преимущественной направленности занятий, выросли показатели выносливости, указывает, что при типоспецифическом направленном развитии ведущих двигательных качеств значительно расширяются функциональные возможности организма школьников в целом, т.е. укрепляется здоровье.

Заключение

Описанный метод и его компоненты на протяжении- 3-х лет применяются в московском лицее N 1502. За это время школьники полностью перестали пропускать уроки физкультуры, повысилась успеваемость, снизилось количество заболеваний. Проведенное анкетирование-показало рост психологической комфортности стар­шеклассников, повышение их интереса к урокам. На I московских детских олимпийских играх сборные команды лицея по волейболу и баскетболу стали призерами. Средний темп прироста комплекса двигательных качеств за год применения типоспецифичных методик в два с лишним раза выше, чем при традиционной методике.

Чтобы сделать предлагаемый метод общедоступным, мы разра­ботали некоторые инструменты в помощь учителю физкультуры. В их числе таблицы и номограммы (рис.6) для определения типа телосложения старшеклассников по результатам измерений роста, веса и обхватов грудной клетки и талии, а также таблицы для типологической оценки двигательной подготовленности, методи­ческие рекомендации. Конечно, наряду с этим предполагается об­разовательная работа С самими учащимися. Им необходимо расска­зать об особенностях разных типов телосложения, о преимущест­вах и недостатках каждого из них, вырабатывая тем самым разум­ное отношение к себе и своим возможностям, помогая преодоле­вать сформировавшиеся комплексы.

 

 

 

 

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика