Повышение эффективности методики физического воспитания на основе учета психоэмоционального состояния занимающихся
О. Тиунова, Л. Царегородцева
(Тиунова О.В., Царегородцева Л.Д. "Повышение эффективности методики физического воспитания на основе учета психоэмоционального состояния занимающихся", Журнал "Спортивный психолог", № 2(5), 2005, с.69-74)
Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия, характеризующиеся интенсивной учебной нагрузкой, активными социальными контактами и стрессовыми ситуациями. Рабочий день студента продолжается 10-12 часов, а в период экзаменационной сессии - 15-16 часов. Низкий уровень общей двигательной активности молодёжи, недостаточный объем академических занятий и резкое падение интереса к традиционным занятиям физической культурой ставит перед высшей школой вопрос о создании более гибких подходов к обучению, а поиск наиболее эффективных форм и методов укрепления здоровья студентов средствами физической культуры остаётся по-прежнему актуальным.
Для оценки особенностей психического состояния группы первокурсников (42 юношей и 12 девушек) были использованы три методики: личностный опросник Айзенка, тест ЧХТ (черты характера и темперамента), тест ситуативной тревожности Ч. Спилберга (5).
В обеих группах оказался явно выражен показатель экстраверсии (76%> юношей и 100% девушек). Крайне выраженными экстравертами являются 40% юношей и 67% девушек. Направленность вовне, эмоциональная зависимость от внешних воздействий, активное познание Мира - все это позволяет надеяться на относительную «податливость», восприимчивость студентов 1 курса к педагогическим воздействиям.
Относительно высокий показатель невротизма свидетельствует о неустойчивом эмоциональном состоянии и необходимости индивидуального подхода, что в частности может выражаться в планировании учебной нагрузки с учетом психоэмоционального состояния (ПЭС) занимающихся.
Бланковый тест ЧХТ позволил оценить показатели эмоциональной реактивности, невротичности и уровня притязаний, а также определить некоторые типологические особенности личности студентов 17-18 лет. По всем основным признакам мужская и женская подгруппы показали яркую выраженность следующих показателей: силы нервных процессов со стороны возбуждения, силу нервной системы со стороны нижних порогов чувствительности, силы нервных процессов со стороны торможения, подвижности нервных процессов.
Изучение состояния тревожности показало, что низкий ее уровень присущ 31% юношей и только 17% девушек. Средний уровень тревожности выявлен у 43% юношей и 50% девушек, высокий - у 33% девушек и 26% юношей. В связи с тем, что у большинства студентов наблюдается средний и высокий уровень тревожности очевидна необходимость улучшать их ПЭС, в том числе на занятиях по физическому воспитанию (8).
Возможность дозировать нагрузку, изменяя её интенсивность, характер и продолжительность занятий позволяет использовать плавание для коррекции ПЭС студентов .
Проведенный анализ методик оперативного контроля позволил нам выбрать тест САН в качестве экспресс-метода для определения текущего ПЭС на каждом занятии. Благодаря своей информативности, он широко используется как в практике физического воспитания, так и в спорте высших достижений (4,5,7).
Студенты в целом положительно относятся к занятиям плаванием, отмечая улучшение ПЭС (9). Изменения самочувствия, активности и настроения после занятий плаванием оценивали 155 юношей и 83 девушки (рис.1). Безусловный интерес занимающихся к этому виду деятельности позволяет считать занятия по плаванию наиболее пригодными для разработки и использования новых методических подходов, улучшающих качество учебного процесса.
Результаты предварительного педагогического эксперимента, в котором приняли участие 36 юношей (17-18 лет), показали, что использование стандартной методики ВУЗа, направленной на обучение и техническое совершенствование основных способов плавания, несущественно повышает уровень двигательной подготовленности занимающихся (из десяти показателей достоверно при р<0,05 изменились только средне групповые результаты в плавании'на 50 м и в ги-поксической пробе). Однако применение данной методики улучшает ПЭС студентов.
Эти результаты и выявленная динамика индивидуальных параметров САН дали нам основание предположить, что применение специально разработанной методики, учитывающей исходное ПЭС занимающихся, позволит достоверно повысить уровень основных показателей физического состояния и двигательной подготовленности.
На основании анализа учебных программ и методик обучения плаванию (1, 2, 3, 6) были разработаны две методики, которые могли бы способствовать не только совершенствованию техники плавания спортивными способами и повышению двигательной подготовленности студентов, но и коррекции их ПЭС. В качестве экспертов-разработчиков были привлечены 10 преподавателей, работающих на кафедре физвоспитания МГТУ им. Н.Э. Баумана и являющихся членами методической комиссии по плаванию данного ВУЗа. Основные средства плавания и дозировка нагрузок, способствующих повышению или понижению ПЭС, были систематизированы в зависимости от их предполагаемого воздействия (10).
Очевидно, что дифференцированный подбор физических нагрузок может осуществляться на основе двух равноправных теоретических предположений:
1) Студентам с повышенным ПЭС целесооб
разно предлагать равномерные (спокойные) ре
жимы работы, стараясь избегать поводов чрез
мерного возбуждения, риска перетренирован
ности. Особенно это надо учитывать в тех случаях,
когда студенты вынуждены после занятий по физ-
воспитанию возвращаться к напряжённой учеб
ной деятельности (что является типичным
для многих технических ВУЗов).
Студентам с пониженным ПЭС необходимы интенсивные, бодрящие, ударные, возбуждающие нагрузки, для того чтобы вывести человека из угнетённого, «полусонного» состояния и включения в учебный процесс.
2) Студентам с высоким ПЭС целесообразно
давать относительно повышенные нагрузки, рас
считывая на то, что при таком ПЭС он «легко», не заметно для себя, справится с этим, что, в свеж очередь, вызовет существенный тренировочные кумулятивный эффект.
Человек с пониженным ПЭС к интенсивной длительной работе не склонен и выполняем её «через силу». Это может снизить его общую мотивацию к занятиям. В этом случае ему нужно рекомендовать равномерную нагрузку.
Эффективность использования двух этих различных методических подходов была определен в ходе годичного педагогического эксперимента, В нем участвовали юноши 1 и 2 курса в количестве 63 человек.
Для проведения эксперимента были выбран три учебные группы специализации плавания. Занятия в двух из них проводились по разработанным методикам, учитывающим исходного студентов, а в контрольной группе - по стандарт ной программе плавания. В целом же организация и планирование учебно-тренировочных занятий по обеим экспериментальным программам, базировались на основе требований базовой учебной программы ВУЗа по физвоспитанию.
В группу «А» (первый методический подход вошло 26 студентов, в группе «Б» (второй мето ческий подход) - 15 юношей. В контрольной пе «К», которая занималась по общепринятой, пичной, методике включено 22 занимающихся.
Все три группы формировались без учета уровня физической подготовленности занимающихся (по самозаписи, что в свою очередь формировало случайную выборку). Достоверных различий в исходных показателях функциональной и двигательной подготовленности обнаружено не было (из десяти показателей, характеризующих физическое состояние и двигательную подготовленность в группах «Б» и «К» отличались лишь результаты гипоксической пробы).
Занятия проходили два раза в неделю по 90 минут.
На каждом занятии в группах «А» и «Б» физическая нагрузка подбиралась дифференцированно в зависимости от исходного ПЭС состояния занимающихся. И хотя в обеих экспериментальных группах занятия были построены по разным принципам, один и тот же студент получал разнообразные нагрузки, так как в зависимости от своего исходного ПЭС, он попадал в разные подгруппы. В итоге, общий объем нагрузок, выполненный студентами в четырех подгруппах, был практически одинаков.
В процессе нашего исследования удалось установить, что самочувствие студентов значительно меняется в течение семестра, особенно - это заметно в его начале и в конце. Очевидно, это связано с изменением привычного режима деятельности в начале семестра и интенсивностью учебной нагрузки в его конце.
Активность испытуемых после занятий увеличивалась не значительно. Резких изменений активности в течении семестра не наблюдалось, лишь в конце семестра заметно его увеличение.
Настроение студентов также в начале семестра значительно не менялось. Лишь к наступлению сессии заметно падение настроения перед началом занятий.
В течение года во всех группах наблюдалась положительная динамика результатов в двигательных, функциональных тестах и ПЭС занимающихся. Однако методика, использованная в группе «А», имела большее оздоровительное воздействие, чем традиционная программа занятий в ВУЗе и экспериментальная методика группы «Б».
Сопоставление результатов в экспериментальных и контрольной группах показало эффективность методики, в которой при повышенном исходном ПЭС студента, характеризующемся хорошим самочувствием, высокой активностью, оптимистическим настроением, его активность - понижали за счет соответствующим образом подобранных средств в плавания, а при пониженном, характеризующемся плохим самочувствием, утомлённостью и усталостью, сонливостью, унылым настроением - повышали.
Использование данного методического подхода в группе «А» позволило достоверно улучшить следующие показатели: результаты в беге на 3000м и в плавании 50 м вольным стилем, в подтягивании на перекладине (р<0,01). Помимо этого улучшились показатели в функциональной и гипоксиче-кой пробе, а также максимальная объемная скорость выдоха (р<0,05).
Изменения, внесённые в учебный процесс, позволили достичь значительного улучшения в сдаче контрольных нормативов. У группы «А» количество положительных оценок в беге на 60 м возросло на 84% , в беге на 3000 м - на 121%, в подтягивании на перекладине - на 43%.
В среднем на 82% занятий было отмечено улучшение исходного ПЭС студентов.
Итоговые изменения ПЭС студентов анализировалось на основе подсчета количества занятий, после которых каждый из средне групповых показателей САН: а) повышался; б) оставался на исходном уровне; в) снижался, (таблице 1).
Анализ количества занятий, после которых произошли положительные изменения самочувствия, активности, настроения подтверждает лидирующее положение группы «А» среди трех экспериментальных групп. Группа «Б» занимает третье место, хотя и в ней активность и настроение студентов, существенно улучшалось после занятий.
Следует подчеркнуть, что исходный уровень ПЭС в группе «Б» был изначально ниже. Чем в группе «А». В том случае, если бы методика занятий в обеих группах была одинаковой, можно было бы ожидать в группе «Б» более выраженную положительную динамику показателей САН. Поскольку методики занятий в группах «А» и «Б» (при одинаковом суммарном объёме физических нагрузок) имели принципиальные различия, столь существенное улучшения ПЭС группы «А» (несмотря на более высокий исходный уровень) подтверждает эффективность приме нения экспериментальной методики.
В результате проведенных исследований была впервые экспериментально обоснована и апробирована программа занятий по плаванию, в основу которой положен учет исходного уровня ПЭС студентов. Описаны составляющие компоненты данной программы, что позволяет сделать её использование доступной для преподавателей-практиков (10).
Нами была изучена правомерность и эффетивность двух принципиально разных методических подходов, выявлен наиболее эффективные, но, в зависимости от местных условий, может иметь различное содержательное наполнение. Это касается и подбора средств, и выбора методов физической тренировки, а поскольку разнообразие различных вариантов очень велико, то впроцессе проведения основного педагогического эксперимента мы не ставили задачу выявить наиболее рациональное соотношение времени отводимого на развитие того или иного двигательного качества.
Результаты педагогического эксперимента показали, что физическая нагрузка может быть подобрана дифференцированно, без нарушения требований учебных программ по плаванию в зависимости от исходного психоэмоционального состояния студентов.
Данная методика может быть использована в рамках учебного процесса по физическому воспитанию.
Используемаялитература:
1. АбсалямовТ.М., ЛипскийЕ.В., КомодскийВ.М. Структура соревновательной деятельности пловцов-спринтеров как основа оптимизации тренировочного процесса // Проблемы моделирования соревновательной деятельности. - М.: Госкомспорт СССР. 1985. - С. 17-26.
2. БулгаковаН.Ж. Теоретические и методические основы обучения плаванию: Лекция для студентов ГЦОЛИФКа. - М., 1989. - 37 с.
3. ГанчарИ.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учебник: «Четыре четверти». Мн.: Экоперспектива. 1998. - 352 с.
4. ГорбуновГ.Д. Психопедагогика спорта, спорт 1986. - 208 с.
М.: Физкультура и спорт
5. МарищукВ.Л. БлудовЮ.М. ПлахтиенкоВ.А. и др. Методики психо-дианостики в спорте. -М.: Просвещение . 1984.
6. Платонов B.H. Актуальные проблемы высшей школы и пути перестройки физкультурного образования //Теория и практика физической культультуры. -1990. - №3. - С. 5-10.
7. РодионовA.B. Психология физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов. - М.: Академический проект. «Мир», 2004. - 576
8. ЦарегородцеваЛ.Д., ТиуноваО.В. Коррекция психофизического состояния студентов средствами оздоровительного плавания //Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье-Материалы конгресса,- СПб. 2003,- Том 1, С. 317-318.
9. ЦарегородцеваЛД., ТиуноваО.В. Улучшение психоэмоционального состояния студентов средствами оздоровительного плавания. Теория и практика физической культуры. -2005. -№1.
10. ЦарегородцеваЛ.Д. Коррекция психофизического состояния студентов средствами плавания: Автореф. дис. канд.пед.наук. М. 2005.-23 с.