Повышение эффективности методики физического воспитания на основе учета психоэмоционального состояния занимающихся

О. Тиунова, Л. Царегородцева

(Тиунова О.В., Царегородцева Л.Д. "Повышение эффективности методики физического воспитания на основе учета психоэмоционального состояния занимающихся", Журнал "Спортивный психолог", № 2(5), 2005, с.69-74) 

Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия, характеризующиеся интенсивной учебной нагрузкой, активными со­циальными контактами и стрессовыми ситуация­ми. Рабочий день студента продолжается 10-12 часов, а в период экзаменационной сессии - 15-16 часов. Низкий уровень общей двигательной активности молодёжи, недостаточный объем академических занятий и резкое падение интереса к традиционным занятиям физической культурой ставит перед высшей школой вопрос о создании более гибких подходов к обучению, а поиск наи­более эффективных форм и методов укрепления здоровья студентов средствами физической куль­туры остаётся по-прежнему актуальным.

Для оценки особенностей психического состо­яния группы первокурсников (42 юношей и 12 де­вушек) были использованы три методики: лично­стный опросник Айзенка, тест ЧХТ (черты характе­ра и темперамента), тест ситуативной тревожнос­ти Ч. Спилберга (5).

В обеих группах оказался явно выражен пока­затель экстраверсии (76%> юношей и 100% деву­шек). Крайне выраженными экстравертами явля­ются 40% юношей и 67% девушек. Направлен­ность вовне, эмоциональная зависимость от внешних воздействий, активное познание Ми­ра - все это позволяет надеяться на относитель­ную «податливость», восприимчивость студентов 1 курса к педагогическим воздействиям.

Относительно высокий показатель невротизма свидетельствует о неустойчивом эмоциональ­ном состоянии и необходимости индивидуального подхода, что в частности может выражаться в планировании учебной нагрузки с учетом психо­эмоционального состояния (ПЭС) занимающихся.

Бланковый тест ЧХТ позволил оценить показа­тели эмоциональной реактивности, невротичности и уровня притязаний, а также определить некото­рые типологические особенности личности студентов 17-18 лет. По всем основным признакам мужс­кая и женская подгруппы показали яркую выра­женность следующих показателей: силы нервных процессов со стороны возбуждения, силу нервной системы со стороны нижних порогов чувствитель­ности, силы нервных процессов со стороны тормо­жения, подвижности нервных процессов.

Изучение состояния тревожности показало, что низкий ее уровень присущ 31% юношей и только 17% девушек. Средний уровень тревож­ности выявлен у 43% юношей и 50% девушек, вы­сокий - у 33% девушек и 26% юношей. В связи с тем, что у большинства студентов наблюдается средний и высокий уровень тревожности очевид­на необходимость улучшать их ПЭС, в том числе на занятиях по физическому воспитанию (8).

Возможность дозировать нагрузку, изменяя её интенсивность, характер и продолжительность занятий позволяет использовать плавание для коррекции ПЭС студентов .

Проведенный анализ методик оперативного контроля позволил нам выбрать тест САН в каче­стве экспресс-метода для определения текущего ПЭС на каждом занятии. Благодаря своей информативности, он широко используется как в прак­тике физического воспитания, так и в спорте выс­ших достижений (4,5,7).

Студенты в целом положительно относятся к занятиям плаванием, отмечая улучшение ПЭС (9). Изменения самочувствия, активности и настроения после занятий плаванием оценива­ли 155 юношей и 83 девушки (рис.1). Безуслов­ный интерес занимающихся к этому виду деятель­ности позволяет считать занятия по плаванию на­иболее пригодными для разработки и использо­вания новых методических подходов, улучшаю­щих качество учебного процесса.

Результаты предварительного педагогического эксперимента, в котором приняли участие 36 юношей (17-18 лет), показали, что использо­вание стандартной методики ВУЗа, направлен­ной на обучение и техническое совершенствова­ние основных способов плавания, несуществен­но повышает уровень двигательной подготовлен­ности занимающихся (из десяти показателей дос­товерно при р<0,05 изменились только средне групповые результаты в плавании'на 50 м и в ги-поксической пробе). Однако применение данной методики улучшает ПЭС студентов.

Эти результаты и выявленная динамика инди­видуальных параметров САН дали нам основание предположить, что применение специально раз­работанной методики, учитывающей исходное ПЭС занимающихся, позволит достоверно повы­сить уровень основных показателей физического состояния и двигательной подготовленности.

На основании анализа учебных программ и методик обучения плаванию (1, 2, 3, 6) были разработаны две методики, которые могли бы способствовать не только совершенствованию техники плавания спортивными способами и по­вышению двигательной подготовленности студен­тов, но и коррекции их ПЭС. В качестве экспертов-разработчиков были привлечены 10 преподава­телей, работающих на кафедре физвоспитания МГТУ им. Н.Э. Баумана и являющихся членами ме­тодической комиссии по плаванию данного ВУЗа. Основные средства плавания и дозировка нагру­зок, способствующих повышению или понижению ПЭС, были систематизированы в зависимости от их предполагаемого воздействия (10).

Очевидно, что дифференцированный подбор физических нагрузок может осуществляться на основе двух равноправных теоретических пред­положений:

1)  Студентам с повышенным ПЭС целесооб­
разно предлагать равномерные (спокойные) ре­
жимы работы, стараясь избегать поводов чрез­
мерного возбуждения, риска перетренирован­
ности. Особенно это надо учитывать в тех случаях,
когда студенты вынуждены после занятий по физ-
воспитанию возвращаться к напряжённой учеб­
ной деятельности (что является типичным
для многих технических ВУЗов).

Студентам с пониженным ПЭС необходимы ин­тенсивные, бодрящие, ударные, возбуждающие нагрузки, для того чтобы вывести человека из угне­тённого, «полусонного» состояния и включения в учебный процесс.

2)      Студентам с высоким ПЭС целесообразно
давать относительно повышенные нагрузки, рас­
считывая на то, что при таком ПЭС он «легко», не заметно для себя, справится с этим, что, в свеж очередь, вызовет существенный тренировочные кумулятивный эффект.

Человек с пониженным ПЭС к интенсивной длительной работе не склонен и выполняем её «через силу». Это может снизить его общую мо­тивацию к занятиям. В этом случае ему нужно ре­комендовать равномерную нагрузку.

Эффективность использования двух этих различных методических подходов была определен в ходе годичного педагогического эксперимента, В нем участвовали юноши 1 и 2 курса в количестве 63 человек.

Для проведения эксперимента были выбран три учебные группы специализации  плавания. Занятия в двух из них проводились по разработанным методикам, учитывающим исходного студентов, а в контрольной группе - по стандарт ной программе плавания. В целом же организация и планирование учебно-тренировочных занятий по обеим экспериментальным программам, базировались на основе требований базовой учебной программы ВУЗа по физвоспитанию.

В группу «А» (первый  методический  подход вошло 26 студентов, в группе «Б» (второй мето ческий подход) - 15 юношей. В контрольной пе «К», которая занималась по общепринятой, пичной, методике включено 22 занимающихся.

Все три группы формировались без учета уровня физической подготовленности занимающихся (по самозаписи, что в свою очередь формировало случайную выборку). Достоверных различий в исходных показателях функциональной и двигательной подготовленности обнаружено не было (из десяти показателей, характеризующих физическое состояние и двигательную подготов­ленность в группах «Б» и «К» отличались лишь ре­зультаты гипоксической пробы).

Занятия проходили два раза в неделю по 90 минут.

На каждом занятии в группах «А» и «Б» физи­ческая нагрузка подбиралась дифференцирован­но в зависимости от исходного ПЭС состояния за­нимающихся. И хотя в обеих экспериментальных группах занятия были построены по разным принципам, один и тот же студент получал разно­образные нагрузки, так как в зависимости от своего исходного ПЭС, он попадал в разные подгруппы. В итоге, общий объем нагрузок, вы­полненный студентами в четырех подгруппах, был практически одинаков.

В процессе нашего исследования удалось ус­тановить, что самочувствие студентов значитель­но меняется в течение семестра, особенно - это заметно в его начале и в конце. Очевидно, это связано с изменением привычного режима дея­тельности в начале семестра и интенсивностью учебной нагрузки в его конце.

Активность испытуемых после занятий увели­чивалась не значительно. Резких изменений ак­тивности в течении семестра не наблюдалось, лишь в конце семестра заметно его увеличение.

Настроение студентов также в начале семест­ра значительно не менялось. Лишь к наступлению сессии заметно падение настроения перед нача­лом занятий.

В течение года во всех группах наблюдалась положительная динамика результатов в двига­тельных, функциональных тестах и ПЭС занимаю­щихся. Однако методика, использованная в группе «А», имела большее оздоровительное воздействие, чем традиционная программа занятий в ВУЗе и экспериментальная методика группы «Б».

Сопоставление результатов в эксперименталь­ных и контрольной группах показало эффектив­ность методики, в которой при повышенном исход­ном ПЭС студента, характеризующемся хорошим самочувствием, высокой активностью, оптимисти­ческим настроением, его активность - понижали за счет соответствующим образом подобранных средств в плавания, а при пониженном, характе­ризующемся плохим самочувствием, утомлён­ностью и усталостью, сонливостью, унылым наст­роением - повышали.

Использование данного методического подхода в группе «А» позволило достоверно улучшить следу­ющие показатели: результаты в беге на 3000м и в плавании 50 м вольным стилем, в подтягива­нии на перекладине (р<0,01). Помимо этого улуч­шились показатели в функциональной и гипоксиче-кой пробе, а также максимальная объемная ско­рость выдоха (р<0,05).

Изменения, внесённые в учебный процесс, поз­волили достичь значительного улучшения в сдаче контрольных нормативов. У группы «А» количество положительных оценок в беге на 60 м возросло на 84% , в беге на 3000 м - на 121%, в подтягива­нии на перекладине - на 43%.

В среднем на 82% занятий было отмечено улучшение исходного ПЭС студентов.

Итоговые изменения ПЭС студентов анализи­ровалось на основе подсчета количества заня­тий, после которых каждый из средне групповых показателей САН: а) повышался; б) оставался на исходном уровне; в) снижался, (таблице 1).

Анализ количества занятий, после которых произошли положительные изменения самочув­ствия, активности, настроения подтверждает ли­дирующее положение группы «А» среди трех экспе­риментальных групп. Группа «Б» занимает третье место, хотя и в ней активность и настроение сту­дентов, существенно улучшалось после занятий.

Следует подчеркнуть, что исходный уровень ПЭС в группе «Б» был изначально ниже. Чем в группе «А». В том случае, если бы методика занятий в обеих группах была одинаковой, можно было бы ожидать в группе «Б» более выраженную положительную ди­намику показателей САН. Поскольку методики за­нятий в группах «А» и «Б» (при одинаковом суммар­ном объёме физических нагрузок) имели принци­пиальные различия, столь существенное улучшения ПЭС группы «А» (несмотря на более высокий исход­ный уровень) подтверждает эффективность приме нения экспериментальной методики.

В результате проведенных исследований бы­ла впервые экспериментально обоснована и ап­робирована программа занятий по плаванию, в основу которой положен учет исходного уровня ПЭС студентов.  Описаны составляющие  компоненты данной программы, что позволяет сделать её  использование доступной для  преподавателей-практиков (10).

Нами была изучена правомерность и эффетивность двух принципиально разных методических подходов, выявлен наиболее эффективные, но,  в зависимости от местных условий,  может иметь различное содержательное наполнение. Это касается и подбора средств, и выбора методов физической тренировки, а поскольку разнообразие различных вариантов очень велико, то впроцессе проведения основного педагогического эксперимента мы не ставили задачу выявить наиболее рациональное соотношение времени отводимого на развитие того или иного двигательного качества.

Результаты педагогического эксперимента показали, что физическая нагрузка может быть подобрана дифференцированно, без нарушения требований учебных программ по плаванию в зависимости от исходного психоэмоционального состояния студентов.

Данная методика может быть использована в рамках учебного процесса по физическому воспитанию.

Используемаялитература:

1. АбсалямовТ.М., ЛипскийЕ.В., КомодскийВ.М. Структура соревно­вательной деятельности пловцов-спринтеров как основа оптимиза­ции тренировочного процесса // Проблемы моделирования сорев­новательной деятельности. - М.: Госкомспорт СССР. 1985. - С. 17-26.

2. БулгаковаН.Ж. Теоретические и методические основы обучения плаванию: Лекция для студентов ГЦОЛИФКа. - М., 1989. - 37 с.

3. ГанчарИ.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб­ник: «Четыре четверти». Мн.: Экоперспектива. 1998. - 352 с.

4. ГорбуновГ.Д. Психопедагогика спорта, спорт 1986. - 208 с.

М.: Физкультура и спорт

5. МарищукВ.Л. БлудовЮ.М. ПлахтиенкоВ.А. и др. Методики психо-дианостики в спорте. -М.: Просвещение . 1984.

6.  Платонов B.H. Актуальные проблемы высшей школы и пути перестройки физкультурного образования //Теория и практика физической культультуры. -1990. - №3. - С. 5-10.

7. РодионовA.B. Психология физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов. - М.: Академический проект. «Мир», 2004. - 576

8. ЦарегородцеваЛ.Д., ТиуноваО.В. Коррекция психофизического состояния студентов средствами оздоровительного плавания //Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье-Материалы конгресса,- СПб. 2003,- Том 1, С. 317-318.

9. ЦарегородцеваЛД., ТиуноваО.В. Улучшение психоэмоционального состояния студентов средствами оздоровительного плавания. Теория и практика физической культуры. -2005. -№1.

10. ЦарегородцеваЛ.Д. Коррекция психофизического состояния студентов средствами плавания: Автореф. дис. канд.пед.наук. М. 2005.-23 с.

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика