Улучшение психофизического состояния студентов средствами оздоровительного плавания

Л.Д. Царегородцева, О. В. Тиунова

(Царегородцева Л.Д., Тиунова О.В. "Улучшение психофизического состояния студентов средствами оздоровительного плавания", Журнал "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка", № 1, 2005, с.22-26) 

Формирование сознательного отношения студентов к свое­му здоровью, развитие потребности в систематических заняти­ях физическими упражнениями, формирование уверенности в своих силах и возможность преодолевать значительные физи­ческие нагрузки, особенно в условиях повышенной нервно-эмо­циональной и психической напряженности — одна из важней­ших задач процесса физического воспитания в вузе.

Многие авторы считают, что студенты с изначально более высокой физической подготовленностью лучше адаптируются к новым условиям, возникающим на начальном этапе обучения, и это положительно отражается на их самочувствии, психичес­ком состоянии, учебе. Существует очевидная взаимо­связь между физическим и психическим состоянием учащейся молодежи. На протяжении ряда лет учеными и практи­ками разрабатываются новые подходы к организации и прове­дению занятий, учитывающих психофизическое состояние сту­дентов (ПФС).

В рамках учебного процесса нами была предпринята попыт­ка коррекции психофизического состояния студентов средства­ми оздоровительного плавания.

На основании анализа учебных программ, рекомендаций по обучению плаванию, а также проведению многолетних педагогических наблюдений были разработаны две методики, ко­торые, по нашему предположению, могут способствовать изме­нению ПФС студентов в процессе занятий. Пример такого под­хода представлен в табл. 1.

В 1999 —2002 гг. на базе физкультурно-оздоровительного центра «Бауманец» был проведен педагогический эксперимент, в котором определяли эффективность использования средств  плавания для улучшения физического и психического состояния студентов. В эксперименте участвовали юноши 1-го и 2-го кур­сов (62 человека). Все они были разделены на 3 группы: две экс­периментальные (А и Б) и одну контрольную (К), в которой заня­тия проводились по типовой программе вуза по плаванию.

В группе А при исходном ПФС испытуемые, характеризующие­ся хорошим самочувствием, высокой активностью, оптимистическим настроением, в основной части урока использовали в большем объе­ме нагрузки, переменные по характеру и интервальные по режиму.

При пониженном ПФС, характеризующемся плохим само­чувствием, утомленностью, усталостью и сонливостью, занима­ющимся в основном предлагались стандартные по характеру и непрерывные по режиму выполнения двигатель­ные задания.

В группе Б был использован противополож­ный подход.

Группы формировались на основании самозапи­си студентов. Физическая нагрузка в дальнейшем подбиралась в зависимости от их исходного физического состояния и особенностей ПФС. Для оценки ПФС до и после каждого занятия использовался тест САН (самочувствие, активность, настроение).

Физическое состояние студентов оценивали в соответствии с нормативами учебной програм­мы вуза. Одновременно с физическими парамет­рами проводили тестирование: фиксировали мак­симальную объемную скорость выдоха (МОСВ) с помощью пикфлоуметра «Феррарис», функцио­нальную (20 приседаний за 40 с) и гипоксическую пробу (пробу Штанге). Динамика двух первых по­казателей представлена на рис. 1 и 2.

Главная методическая особенность занятий в обеих экспериментальных группах состояла в сле­дующем: несмотря на то, что занятия в экспериментальных группах были построены по разным прин­ципам, один и тот же студент получал разнообраз­ные нагрузки, так как в зависимости от  своего ис­ходного ПФС он попадал в разные подгруппы. В итоге общий объем нагрузок, выполненный студентами в четырех подгруппах, был практически оди­наков. Методика, предложенная в группе А позво­лила достоверно ( р< 0,01) улучшить скоростные качества (бег 60 м, плавание 50 м в/с), общую вы­носливость (бег 3000 м) и силовую выносливость занимающихся (количество подтягиваний на пере­кладине). Табл.2 иллюстрирует эту динамику.

Показатели функциональной пробы во всех группах в конце года достоверно улучшились, при этом наибольшее снижение частоты пульса на первой и третьей минуте восстановления наблю­дается в группе А (см. рис. 1)

В группе А зафиксировано существенное уве­личение максимальной объемной скорости выдо­ха (р<0,01). В других группах данный показатель существенно не изменился (см. рис. 2)

Показатель гипоксической пробы остался на прежнем уровне во всех группах.

На рис. 3 представлены результаты в плавании 50 м вольным стилем по трем группам испытуемых. Эти рисунки показывают конкретный результат каж­дого участника эксперимента. Такая форма сопос­тавлений позволяет увидеть, что наибольший прирост произошел у тех студентов, которые показали пер­воначальный результат хуже 40 с. Прирост результа­тов в плавании на 50 м в группах составил: в группе А — более 8%, а в группе В — 2,4%,  в группе К - 28%. В результате педагогического эксперимента была подтверждена гипотеза о том, что физичес­кие упражнения (средства оздоровительного пла­вания) влияют на ПФС занимающихся.

Методика, примененная на занятиях с груп­пой А (когда при исходном чрезмерно повышен­ном ПФС его понижали за счет специальных фи­зических упражнений и наоборот) позволяет улуч­шить физическую подготовленность студентов и их функциональное состояние.

Использование методики САН является не­обходимой и достаточной процедурой определе­ния ПФС учащихся. Поскольку ее использование и обработка результатов не представляют слож­ности для педагога практика.

Литература

/. Бянкина Л.В. Формирование оптимальной системы учебной де­ятельности у студентов физкультурного вуза: Автореф. канд. дис. Хабаровск, 1999.

2.Вайник Г.А. Дифференцированный подход в физическом вос­питании студентов на основе контроля их психофизического со­стояния: (напримере групп ОФП): Канд. дис. СПб., 1995. — 174с.

3.Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999, №10, с. 2-5.

4.Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пос. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991 г. — 128 с.

5.Гагин Ю.А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте: Автореф. канд. дис. СПб., 1996.

6.Гапчар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. — Минск: Четыре четверти; Экоперспектива, 1998. — 352с.

7.Жбанков О.В., Толстой Е.В. Технология контроля психофизи­ческого состояния студентов и управление им // Теория и прак­тика физ. культуры. 1997, № 8, с. 40-43 

8.Коваленко В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической подготовки студентов/Фи­зическая культура и спорт в Российской Федерации (студенчес­кий спорт) /Сб. ст. — М: Полиграф сервис, 2002.

9.Лотоненко А.В. Молодежь и физическая культура. — М.: — ФОН, 1996. - 317 с.

10.Льдокова Г.М., Динамика негативных психических состояний студентов СПУЗ в ситуациях учебной деятельности с неопреден-ным исходом: Автореф. канд. дис. Казань, 2000 — 18 с.

11.Марищук В.Л. Блудов ЮМ. Плахтиенко В.А. и др. Методики психодианостики в спорте. — М.: Просвещение, 1984.

12.Платонов В.П. Плавание. — Киев: Олимпийская литература. 2000. - 495 с.

13.Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социаль­но-экономических дисциплин в государственном образователь­ном стандарте высшего профессионального образования второ­го поколения. Издание официальное. М., 2000.

14. РогалёваЛ.Н., Малкин В.Р., Беляева В.В. Психофизическая куль­тура — новая идеология физической культуры в вузе: Матер, междунар. конф. «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». — М.Изд-во Московского университета, 2000, с. 16-21.

15.Хлупина Л.И. Роль физического воспитания в адаптации сту­дентов к условиям вуза: Канд. дис. Л., 1980.

16.Царегородцева Л.Д., Жукова Е.М, Тиунова О.В. Исследова­ние индивидуального физического и психофизического состо­яний студентов в процессе занятий плаванием: Матер, между­нар. конф. «Организация и методика учебного процесса, физ­культурно-оздоровительной и спортивной работы». Матер, междунар. конф. Ч. 2. — М.:Изд-во Московского университе­та, 2000, с. 16-21.

17.ЯкубовскаяА.Р., Изаак СИ. Коррекция психофизического со­стояния лиц пожилого возраста методом комплексного исполь­зования двигательных и психорегулирующих средств воздей­ствия: Метод, реком. 2001.

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика