Использование специальных методов психической саморегуляции

Шейнов А.А., Мурзаев В.А., Тиунова О.В.

(Шейнов А.А., Мурзаев В.А., Тиунова О.В. «Использование специальных методов психологической саморегуляции в подготовке скалолазов». В кн.: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки», посвященный 75- летию ВНИИФК, 2008, с.190-192)

В связи с ростом популярности экстремальных видов спорта появилась потребность в научно-методическом обеспечении подготовки спортсменов целого ряда специализаций. По мнению отечественных и зарубежных специалистов (Кузнецова с соавт., 2006; Boyd, Munroe, 2003 и др.), скалолазание – это вид спорта, в котором гармонично сочетаются три компонента спортивной подготовки: физическая, техническая и психологическая.

Для успешного выступления на крупных соревнованиях психическая подготовка спортсмена играет решающую роль. В последние годы за рубежом проводятся серьезные исследования, связанные с психологическими аспектами скалолазания (Barton, 1996; Hardy, Сallow, 1999; Jones, Mace, Bray, McRae, Stockbridge, 2002; Eric J.Horst, 2008 и др.).

Поскольку маршрут, на котором проводятся соревнования, заранее спортсмену неизвестен - от него требуется умение в течение пятиминутного просмотра создать образ преодолеваемой трассы, подготовить рациональный  маршрут ее прохождения, а в ожидании старта мысленно «закрепить» выбранный вариант. Данные зарубежных исследователей содержат противоречивую информацию об эффективности использования приемов визуализации. Одни авторы (Barton, 1996; Jones etc., 2002)  не  выявили достоверных различий после цикла специальных занятий в экспериментальных группах «скалолазов-новичков». Материалы других, напротив, подтвердили значительную эффективность использования кинестетической и зрительной визуализации (Hardy,  Callow, 1999).

 

В первой части нашего исследования была определена эффективность методики визуализации, специально разработанной для спортсменов-скалолазов.

Экспериментальная часть работы проводилась на базе спортивного клуба МАИ. В ней приняли участие 30 мужчин (II-III спортивный разряд, 22-30 лет):  15 человек вошли в  контрольную группу, 15 – в экспериментальную. Квалификация, возраст и уровень физической подготовки в двух группах достоверно не отличался. Спортсмены экспериментальной группы выполняли тренировочную программу, рассчитанную на 20 дней. Перед каждой попыткой прохождения маршрута в стиле on-sight («с первого взгляда», с первой попытки), спортсмену давалось задание не только просмотреть, но и визуализировать маршрут, стремясь к наиболее полному воспроизведению чувственной информации (тактильной, кинестетической, зрительной и др.). В среднем сеанс визуализации составлял 10-15 минут.  Участники контрольной группы выполняли такую же тренировочную программу, но перед прохождением трассы только просматривали её.

Результаты участников оценивали по следующим критериям: количество перехватов, сделанных испытуемыми, и количество технических ошибок (не найденное место отдыха, лишние движения на трассе и т.д.). Статистическая обработка результатов этой и последующих экспериментальных серий проведена с использованием статистической программы SPSS.

На рисунке 1 представлены средние значения результатов прохождения трассы участниками двух групп.

Исходные показатели спортсменов обеих групп практически не различались и составляли 14,5 и 15 перехватов. После обучения приемам визуализации результаты экспериментальной группы достоверно улучшились и достигли в среднем 16,5 перехватов. Очевидно, что такой результат положительно скажется и на общем итоге выступления спортсмена-скалолаза. Количество перехватов в контрольной группе существенно не изменилось.

Во второй части исследования была определена эффективность методики аутогенной тренировки, разработанной специально для спортсменов-скалолазов.

В эксперименте приняли участие 9 мужчин (II-III спортивный разряд, 19-22 лет). В течение 10 тренировочных дней эта группа спортсменов прошла обучение приемам релаксации и последующей мобилизации при помощи формул аутотренинга. После разминки, перед началом обычной тренировки, под воздействием вербальных формулировок испытуемые входили в состояние релаксации (10 мин.), а после этого – использовали методику мобилизации (15 мин.).

До и после эксперимента был проведен замер длительности виса на пальцах на зацепках без помощи ног, что позволяло получить результат, исключающий влияние случайных факторов и недостатков техники.  Перед выполнением этого контрольного задания фиксировался пульс в покое, определялся коэффициент вегетативного баланса (восьмицветовой  тест Люшера), выявлялась субъективная оценка актуальных психических состояний по шкале «СОПАС-8», позволяющей определить 8 факторов психического состояния (P – психическое спокойствие; E – чувство силы и энергии; A- стремление к акции, действию; O – импульсная реактивность; N – психическое беспокойство, напряжение; U – опасения, тревога, тревожное ожидание; D – депрессия и изнуренность; S – удрученность, подавленность).

В ходе проведения сравнительного исследования были получены следующие результаты:

1. Средний показатель длительности виса достоверно увеличился на 24,3%, что составляет  5 секунд  (Рис. 2). Исходя из специфики скалолазного спорта, этот прирост можно считать существенным и   способствующим результативности прохождения всей дистанции.

2. Среднее значение ЧСС,  достоверно повысилось в среднем на 22 уд/мин. (Рис. 3), что может свидетельствовать об ускоренном выходе спортсменов на уровень «оптимального боевого состояния».

3. Тест Люшера дал аналогичные показатели: у 7 из 9 спортсменов повысился коэффициент вегетативного баланса (Рис. 4).

4. Изменились показатели психического состояния: увеличилось «психическое спокойствие», «чувство силы и энергии», «стремлению к действию». Одновременно с этим снижались показатели, иллюстрирующие тревогу, страх и беспокойство (Рис. 5).

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты подтвердили эффективность использования приемов визуализации и аутогенной тренировки в процессе подготовки скалолазов начальной квалификации.

Есть все основания предполагать, что системное использование методов психической тренировки спортсменами-скалолазами высокой квалификации, также повысит результативность их выступлений.

 Результаты анализа литературных данных, изучение опыта отечественных и   зарубежных исследователей, тренеров и спортсменов, а также результаты собственных экспериментальных исследований, частично изложенные в данной статье, могут послужить отправной точкой для создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения сборных команд России по скалолазному спорту.

 

 

 

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика