Способы реализации «оздоровительных» ценностей в молодежной среде

НОВИКОВА Н.Е., ТИУНОВА О.В.

(Тиунова, О.В. Способы реализации «оздоровительных» ценностей в молодежной среде [Текст] / Н.Е. Новикова, О.В.Тиунова// Материалы V Всероссийской научно-практич. конф. «Развитие физической культуры и спорта в контексте самореализации человека в современных социально-экономических условиях».-  2010.- С.153) 

Мотивация к здоровому образу жизни, самосовершенствованию, физическому развитию и психологической готовности к эффективной учебе, плодотворной  работе или к преодолению сложных повседневных ситуаций должна строиться на основе индивидуальных жизненных ценностей и приоритетов.

Если рассматривать категорию «здоровье», то, в соответствии с определением Всемирной организации Здравоохранения, анализировать нужно две его главных составляющих: здоровье физической и здоровье психическое. В иерархии терминальных ценностей (по методике Рокича), из 18 можно выделить только, включающие очевидный «оздоровительный» компонент – «здоровье», «развитие», «уверенность в себе». Указанные ценности связаны с физическим и психическим состоянием человека, его стремлением к самосовершенствованию, что отражено в авторской инструкции для тестирования: здоровье (психическое и физическое),  развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное самосовершенствование),  уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Для того, чтобы работать с мотивацией юношей и девушек (учитывать в практической работе или пытаться изменять), педагогам, психологам и тренерам важно знать не только иерархию базовых  ценностей современной молодежи, но и представлять наиболее типичные способы и их достижения.

Нами был проведен опрос будущих педагогов – учащихся педагогического колледжа  (17-22 лет). Респондентам (249 человек) был предложен открытый по форме вопрос: «Как бы Вы достигали физического и психического здоровья, гармоничного развития и уверенности в себе?».

Полученные ответы были сгруппированы в несколько блоков: 1) трудовая активность, 2) занятия физкультурой и спортом, 3) методы практической психологии, 4) образование, 5) наличие целей и их достижение, 6) общение с людьми, 7) поддержка окружающих, 8) внешняя привлекательность, 9) здоровый образ жизни, 10) профилактика заболеваний, 11) медикаментозное вмешательство.

Такая последовательность – не случайна: в ее основе – степень предполагаемой активности субъекта (степень «затратности усилий»), где на последних позициях находятся средства, требующие минимальных затрат и не предполагающие активных усилий со стороны индивида.

Оказалось, что одна и та же группа средств, по мнению респондентов, помогает приблизиться к реализации нескольких ценностей.

Так, спорт и физическая культура представлены как средство достижения здоровья, развития и уверенности в себе во всех возрастно-половых группах молодежи.

Трудовая активность, методы практической психологии, образование способствуют достижению всех «оздоровительных» ценностей в группе девушек, юноши не используют данные средства для достижения здоровья.

Общение с людьми, наличие цели и ее достижение используются юношами и девушками только для достижения развития и уверенности в себе.

Поддержка окружающих актуальна - для достижения развития и уверенности в себе у девушек, а у юношей – для уверенности в себе.

Закономерно, что работа над внешностью, как средство достижения здоровья и уверенности в себе, используют только девушки.

Здоровый образ жизни в большей степени актуален у юношей для достижения здоровья и развития, а у девушек – для здоровья. Профилактика значима у девушек для всех трех «оздоровительных» ценностей, у юношей только достижения ценности «здоровья».                Медикаментозное вмешательство является средством достижения здоровья в группе юношей и девушек.

Обращает на себя внимание сравнительно высокий показатель неопределенности внутренней позиции в группе юношей – практически пятая часть из них не представляют приемлемые для себя способы реализации «оздоровительных» ценностей – здоровье, развитие, уверенность. 

Судя по результатам, спорт и физическая культура, а также методы практической психологии являются наиболее важными составляющими саморазвития молодежи.

В целом, реализация трех «оздоровительных» ценностей в группе юношей осуществляется в основном за счет использования занятий физической культурой и спортом - их популярность составляет 70%, в то время как у девушек только 49%.              «Оздоровительные» ценности женская подгруппа предпочитает достигать за счет использования методов и средств практической психологии (66% популярности), у юношей использование этих средств составляет 36%.

Когда мы анализировали способы достижении ценности «здоровье», то обратили внимание на то, что способы реализации здорового образа жизни составляют наибольший процент вариантов ответов и у юношей и у девушек (44% и 37% соответственно). Это дало основание более подробно исследовать понимание данной смысловой категории и основу этого понятия у наших респондентов (108 человек). Им был задан вопрос: «Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»? (выберите главное)». Вопрос по форме был закрытым, но содержал и  «свободную» альтернативу, позволяющую получать дополнительные ответы и, таким образом, выявить более полную информацию.

По каждому полученному компоненту был рассчитан процентный показатель.

Основными составляющими здорового образа жизни учащейся молодежи являются осмысленность жизни. Практически не значимыми оказались вредные привычки. Относительно мало значимы для респондентов - полноценное и правильное питание, а также полноценная духовная жизнь. Представления юношей и девушек о здоровом образе жизни практически не отличаются, за исключением некоторых аспектов. В принципе, вредным привычкам (курение, употребление спиртного, беспорядочная половая жизнь) юноши не придают значения.

Полученные данные интересно сравнить с результатами исследования, проведенного И.В. Дубровиной в 1998 году, по этой же проблеме.

Были рассмотрены два аспекта:

1) изменение составляющих здорового образа жизни;

2) значимость отдельных компонентов здорового образа жизни для юношей и девушек. 

Наше исследование подтвердило, что основными составляющими здорового образа жизни для молодежи являются осмысленность жизни и занятия спортом. Результаты И.В. Дубровиной констатируют, что представления девушек и юношей о «здоровом образе жизни» практически не различаются. В нашем исследовании, занятия спортом и осмысленность жизни более значимы для юношей. В исследовании И.В. Дубровиной, употребление алкоголя, наркотиков и курение относительно мало значимы для молодежи. Результаты нашего опроса подтверждают значимость не употребления наркотиков, в особенности для девушек. Выяснилось также, что современные молодые люди, в частности будущие педагоги, изменили свое отношение к курению и алкоголю. Так, результаты И.В. Дубровиной свидетельствуют о малой значимости не употребления алкоголя и курения для здорового образа жизни. Результаты нашего исследования выявили, что не употребление алкоголя и табака не значимы для юношей, в меньшей степени значимы для девушек.

Представленный выше материал является частью комплексного исследования, посвященного проблеме мотивации молодежи к здоровому образу жизни, самосовершенствованию и формированию активной жизненной позиции.

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика