Изменение критерия формирования соревновательных групп в детско-юношеском спорте

Фомин Г.К.

Всероссийский научно-исследовательский  институт физической культуры и спорта

г. Москва

Достижения в современном спорте невозможны без выстраивания комплексной системы подготовки,  фундаментом которой являются детско-юношеские спортивные школы. Процесс совершенствования мастерства у юных спортсменов неразрывно связан с развитием методики подготовки, основанной на современных научных разработках и адаптации мирового опыта с учетом российских особенностей.

В последние годы выступления ведущих команд страны демонстрируют снижающуюся динамику результативности. Одной из причин сокращения количества высококвалифицированных спортсменов является неудовлетворительная работа всей системы детско-юношеских спортивных школ. Их первоочередная задача - выпуск из стен учебного заведения спортсменов, обладающих устойчивыми базовыми техническими навыками,  физически  развитых, подготовленных тактически и психологически. В учебном процессе все это должно поэтапно формироваться с учетом особенностей развития юного спортсмена.         

По данным американских ученых, «пик популярности»  занятий спортом приходится на возрастной период 10-13 лет, затем наблюдается длительный спад. К 18 годам только небольшая часть спортсменов продолжает организованно заниматься спортом (Ewing, Seefeldt, 1989 и др.). Интенсивный уход из спорта приходится на пубертатный период, который характеризуется интенсивным физическим развитием ребенка. Известно, что темп физического развития индивидуален и биологический возраст подростков с низкими показателями физического развития может отставать от паспортного на 1–2 года, а у подростков с высоким физическим развитием может опережать паспортный на 1–2 года. В отдельных случаях разница между паспортным и биологическим возрастом может достигать 5–6 лет. (Ильин Е.П., 1983 и др.) Подростки с ранним физическим развитием получают значительное преимущество над своими сверстниками, развитее которых более замедлено. В большинстве видов спорта физическое развитие является едва ли не главной составляющей победы на соревнованиях. Данный факт подталкивает тренеров к смещению внимания в сторону более развитых воспитанников. Зачастую более одаренные, но с поздним развитием подростки, оказываются в роли изгоев и покидают спортивные школы.

Отсутствие внимание со стороны тренера является не единственной причиной потери мотивации у подростков. Невозможность конкурировать на соревнованиях со своими более развитыми сверстниками приводит к потере уверенности в собственных силах и заниженной самооценки.

Исходя из выше сказанного, целесообразно формировать соревновательные группы не по паспортному возрасту, а с учетом биологического развития юного спортсмена. Данный подход позволит сохранить соревновательную мотивацию подростков на всем протяжении совершенствования спортивного мастерства.

Необходима  модернизация системы оценки подготовленности юных спортсменов с акцентом на индивидуальную динамику показателей функциональной, двигательной, технико-тактической и психологической подготовки,  а также  практическая реализация системы психолого-педагогического сопровождения их подготовки на всем протяжении его обучения в ДЮСШ и СДЮШОР.  

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика