Изменение критерия формирования соревновательных групп в детско-юношеском спорте
Фомин Г.К.
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта
г. Москва
Достижения в современном спорте невозможны без выстраивания комплексной системы подготовки, фундаментом которой являются детско-юношеские спортивные школы. Процесс совершенствования мастерства у юных спортсменов неразрывно связан с развитием методики подготовки, основанной на современных научных разработках и адаптации мирового опыта с учетом российских особенностей.
В последние годы выступления ведущих команд страны демонстрируют снижающуюся динамику результативности. Одной из причин сокращения количества высококвалифицированных спортсменов является неудовлетворительная работа всей системы детско-юношеских спортивных школ. Их первоочередная задача - выпуск из стен учебного заведения спортсменов, обладающих устойчивыми базовыми техническими навыками, физически развитых, подготовленных тактически и психологически. В учебном процессе все это должно поэтапно формироваться с учетом особенностей развития юного спортсмена.
По данным американских ученых, «пик популярности» занятий спортом приходится на возрастной период 10-13 лет, затем наблюдается длительный спад. К 18 годам только небольшая часть спортсменов продолжает организованно заниматься спортом (Ewing, Seefeldt, 1989 и др.). Интенсивный уход из спорта приходится на пубертатный период, который характеризуется интенсивным физическим развитием ребенка. Известно, что темп физического развития индивидуален и биологический возраст подростков с низкими показателями физического развития может отставать от паспортного на 1–2 года, а у подростков с высоким физическим развитием может опережать паспортный на 1–2 года. В отдельных случаях разница между паспортным и биологическим возрастом может достигать 5–6 лет. (Ильин Е.П., 1983 и др.) Подростки с ранним физическим развитием получают значительное преимущество над своими сверстниками, развитее которых более замедлено. В большинстве видов спорта физическое развитие является едва ли не главной составляющей победы на соревнованиях. Данный факт подталкивает тренеров к смещению внимания в сторону более развитых воспитанников. Зачастую более одаренные, но с поздним развитием подростки, оказываются в роли изгоев и покидают спортивные школы.
Отсутствие внимание со стороны тренера является не единственной причиной потери мотивации у подростков. Невозможность конкурировать на соревнованиях со своими более развитыми сверстниками приводит к потере уверенности в собственных силах и заниженной самооценки.
Исходя из выше сказанного, целесообразно формировать соревновательные группы не по паспортному возрасту, а с учетом биологического развития юного спортсмена. Данный подход позволит сохранить соревновательную мотивацию подростков на всем протяжении совершенствования спортивного мастерства.
Необходима модернизация системы оценки подготовленности юных спортсменов с акцентом на индивидуальную динамику показателей функциональной, двигательной, технико-тактической и психологической подготовки, а также практическая реализация системы психолого-педагогического сопровождения их подготовки на всем протяжении его обучения в ДЮСШ и СДЮШОР.