Опыт использования статистического анализа соревновательной деятельности в системе подготовки каратистов

У.Ю. Пашкова

Детско-юношеская спортивная школа «Орел-Карат», педагог-психолог, Россия, г Орел.

(Пашкова У.Ю. Опыт использования статистического анализа соревновательной деятельности в системе подготовки каратистов // Апробация, №2 (41), 2016, с.107-110).

Ссылка на выпуск журнала: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1561019 

Контактные данные автора: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт «Орел-Карат»: www.orelkarat.ru

Аннотация.

В статье описывается методика статистического анализа соревновательных характеристик в спортивных единоборствах, разработанная для спортивного каратэ. Приводятся формы протоколов для фиксации данных и расчетные формулы коэффициентов активности, эффективности и разнообразия технических действий.  Рассматриваются возможности и потенциал использования методики спортивными психологами и тренерами. 

Ключевые слова: статистические методы, модельные характеристики соревновательной деятельности.

Обоснование методики

Спортивная подготовка в любом виде спорта представляет собой единство двух систем: системы тренировок и системы соревнований [2]. Эффективное управление в спорте обязательно предполагает контроль и учет обоих этих компонентов, так как каждый из них является важным звеном единой цепочки организации спортивной подготовки. Динамические связи этих составляющих могут быть представлены в следующем общем виде:

Как мы видим, результат выступления спортсмена на соревновании зависит от эффективности системы управления спортивной подготовкой и тренировок. Но и сам результат не является конечным звеном, замыкающим эту цепочку: итог состязаний становится предметом анализа со стороны контрольно-оценочного компонента, который, используя механизм обратной связи, позволяет корректировать управление этими процессами.

Тренерско-преподавательский состав спортивной организации рано или поздно сталкивается с необходимостью выбора критериев и средств контроля результатов спортивной подготовки. И если на уровне детского и юношеского спорта основное значение имеют успешность овладения техникой и возможность участия в соревнованиях, то в спорте высших достижений вопрос определения критериев оценки спортивной подготовки значительно сложнее. Успех в соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации начинает зависеть уже не столько от уровня их технической базы (поскольку в этой категории попросту не может оказаться тот, кто еще не стал мастером своего дела), сколько от виртуозности ее использования.

Спортивное каратэ, относясь к группе спортивных единоборств, отличается координационной сложностью, высоким разнообразием техник и значительным количеством их сочетаний. Именно поэтому система судейства в соревнованиях по кумитэ (поединкам каратистов) довольно сложна, а требования к оцениваемой технике многочисленны [1]. Успех в соревновательной деятельности напрямую связан с тактическим мастерством спортсмена, его умением выбрать правильную стратегию для каждого конкретного соперника и гибкостью в использовании разных тактических решений. В связи с этим, система общей и соревновательной подготовки в каратэ должна строиться с учетом всех этих составляющих и иметь соответствующие эффективные критерии их оценки и контроля.

Описание методики и процедура проведения

В работе со спортсменами ДЮСШ «Орел-Карат» г. Орла успешно используется методика статистического анализа соревновательной деятельности каратистов, которая и будет рассматриваться далее. Она основана на анализе модельных характеристик соревновательной деятельности в спортивных единоборствах, которые приведены в учебном пособии «Современная система спортивной подготовки» Ф.П Суслова [2; 65]. Эти характеристики отражают: эффективность технико-тактических действий, их активность, объем и разнообразие. Исследование соревновательного материала проводится в три этапа.

1 этап: составление протокола технико-тактических действий. Для оценки модельных параметров вначале необходимо записать технико-тактические  действия, которые совершает спортсмен в течение всего боя. Психолог (или тренер) совместно со спортсменом просматривают видеозапись боя и фиксируют каждое действие в специальную таблицу (Табл. 1), относя его к атакующим или защитным. Для единообразия в понимании разных протоколов список технико-тактических элементов в каждой группе обговаривается заранее с тренером и спортсменами (у нас он состоит из 10 атакующих действий, включающих атаки руками, атаки ногами и бросковую технику, а также 8 защитных приемов). В соседних столбцах таблицы отмечается, выигрышное или проигрышное было действие, указывается оценка за атаку (+1 балл,+2 балла или +3 балла), а также «+» в защите, либо отрицательный результат в атаке и пропуск в защите (-1 балл,-2 балла,-3 балла).

2 этап: количественный анализ данных. Первичная обработка данных протокола заключается в простом подсчете общего количества действий, количества успешных действий (атак на оценку и эффективных защит) и количества используемых приемов (то есть какие виды действий использовал спортсмен и сколько раз).

Далее с помощью простых формул высчитываются коэффициенты основных характеристик:

  1. Активность действий:

Акт. = «Чистое» время боя (сек)/Кол-во действий,

показывает «плотность» атак и защит, т.е. среднее время, затраченное на одно атакующее или защитное действие.

Например, за 180 секунд боя спортсмен провел 18 атак. Таким образом, его атакующая активность будет соответствовать 10 секундам, что означает, что в среднем он готовил и выполнял атаки каждые 10 секунд.

  1. Эффективность действий:

Эф. = Кол-во успешных действий/Общее кол-во действий х 100%, определяет надежность (результативность) действий.

Например, из 18 атак 2 действия были выполнены на оценку. Таким образом, в данном случае эффективность атак определяется как (2:18)х100% и равна 11%.

  1. Разнообразие действий:

а) Количество использованных приемов,

б) Процентное отношение к общему количеству использованных действий:

- Прием А = частота использования приема А/общее количество действий х 100%,

- Прием Б = частота использования приема Б/общее количество действий х 100%,

- Прием В = …

Например, проведя 18 атак, спортсмен 6 раз использовал прием «гьяку цки», 4 раза «маваши гери», 7 раз «кидзами цки» и один раз применил бросковую технику. Тогда разнообразие атакующих действий равно 4 приемам, а частота их использования представляет собой такое распределение:

- Кидзами цки – (7:18)х100% = 39% от общего количества атакующих действий,

- Гьяку цки – (6:18)х100% = 33%,

- Маваши гери – (4:18)х100% = 22%,

- Броски – (1:18)х100% = 6%.

3 этап: оценка первичных показателей. При интерпретации полученных коэффициентов важно помнить, что сами по себе они не являются «плохими» или «хорошими». Их оценка носит сравнительный характер и проводится с учетом тех задач, которые ставились перед спортсменом. Так, применение только трех атакующих приемов в течение всего боя само по себе не может оцениваться как недостаток разнообразия технико-тактических действий, если их эффективность оказалась высока. Это будет означать, что спортсмен, напротив, грамотно оценил технические возможности соперника и использовал только те приемы, которые были результативными. Также чрезмерно высокий показатель активности можно рассматривать как вероятную причину поражения в бою, поскольку спортсмен слишком часто совершал неподготовленные атаки и не смог сохранить силы до конца боя.

Пожалуй, только коэффициент эффективности атакующих и защитных действий интерпретируется однозначно как высокий или низкий, и напрямую связан с качеством выступления спортсмена.

4 этап: обобщение и представление результатов. Полученные коэффициенты вносятся затем в сводную таблицу (Табл. 2) индивидуальной статистики боев спортсмена. Она может отображать статистику одного соревнования или служить «накопителем» информации о соревновательной деятельности спортсмена за определенный период.

Возможности использования методики в подготовке спортсменов

Заполненные таким образом таблицы могут использоваться в дальнейшем для решения большого количества самых разных задач в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов. Анализ результатов, представленных таким образом, позволяет отслеживать особенности ведения боев на протяжении определенного отрезка времени, оценить тактический компонент ведения боя с разными соперниками, определить, где кроются ошибки (например, спортсмен постоянно использует один и тот же неэффективный прием, что приводит его к поражениям, или значительно снижает активность действий в последние решающие 10 секунд боя) и т.д.

Опыт работы с соревновательной статистикой приводит к появлению все новых способов детализации и дополнения результатов, их интерпретации и вариантов представления данных. Можно, к примеру, перевести табличные данные в графики или диаграммы, определять не только общую плотность ведения боя, но и активность спортсмена в первые 30 сек, в основное время и в последние 10 сек поединка, добавить к списку простых технических действий их связки и комбинации и т.д.. Все зависит от выбранной цели исследователя [2; 50-73]. Количество анализируемых показателей также определяется самим исследователем и запросом со стороны тренера и спортсменов. Оно может быть ограничено одним единственным параметром (например, коэффициентом эффективности атакующих действий, если в данный момент важен только он), или представлять собой подробную статистику, если требуется заключение об особенностях соревновательной деятельности конкретного спортсмена и определение новой стратегии его подготовки. (Вообще, как становится понятно, вопрос интерпретации полученных результатов и составление на их основе рекомендаций заслуживает отдельного внимания).

Таким образом, основным назначением предлагаемой методики статистического анализа параметров соревновательной деятельности является объективизация спортивного результата. Благодаря этому можно увидеть: насколько успешно в ходе состязания были выполнены задачи, поставленные перед спортсменом; насколько удачно был выбран план и содержание тренировок в соответствие с намеченной программой выступления; какие элементы спортивной подготовки необходимо ввести или изменить, чтобы добиться желаемого результата; какие ситуации требуют моделирования на тренировках.

Еще одним вариантом, дополняющим индивидуальную статистику спортсмена, может быть сравнительная статистика. В этом случае та же статистическая процедура выполняется в отношении оппонентов или признанных мастеров в конкретном виде спорта (с помощью все того же видеоматериала с их выступлениями). Это могут быть лучшие представители в конкретном весе и возрастной категории – чемпионы Мира, Европы, национального первенства, возможные соперники на предстоящих соревнованиях, противники, с которыми спортсмен встречается на большинстве турниров и терпит неудачу, и другие, в зависимости от тех выводов и рекомендаций, которые необходимо получить. Такой анализ может помочь в составлении плана подготовки спортсмена, коррекции его тактики с учетом возможностей предполагаемых соперников и пр.

Стоит отметить, что в группе спортивных единоборств возможности статистических методов используются очень редко. А между тем, статистические процедуры имеют серьезные преимущества перед традиционно используемыми наблюдением (когда тренер оценивает работу спортсмена «на глазок», руководствуясь профессиональным «зрением» и опытом), беседой (то есть получением от спортсмена самоотчета и обратной связи, рассказа о его видении ситуации) или простым просмотром видеозаписи боя (что часто сводится к многократной «прокрутке» ошибок и неудачных моментов). В качестве таких достоинств необходимо указать: объективность получаемых фактов (критерии строго определены и неизменны, обо всем «говорят» конкретные цифры, которые не зависят от таких субъективных факторов, как интерпретация тренера или решение судей, самочувствие или эмоции спортсмена); измеряемость характеристик, то есть их численное выражение (количественная мера характеристики, которая позволяет активно оперировать информацией). Эти плюсы статистического метода дают в результате такой важнейший эффект как наглядность выводов, которые необходимы и спортсмену, и тренеру для построения непротиворечивой и контролируемой системы подготовки.

Нет сомнений в том, что такие контрольно-оценочные инструменты используются нашими коллегами в других видах спорта в собственных модификациях и вариантах. Подобные разработки в области методического оснащения спортивных психологов и тренеров нуждаются в обобщении и унификации для совершенствования метода оценки и прогнозирования результатов спортивной деятельности.

Литература:

1. Программно-методическое пособие «Обучение  каратэ  на различных этапах подготовки: адаптированная учебная программа дополнительного образования детей» / Сост. Чупахин А.А., Кошелев О.П., Ветчинова Т.С., Пашкова У.Ю. – Орел, 2010.

2. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М.: Изд-во «СААМ», 1995. – 448 с.

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика