Построение рабочих взаимоотношений спортивного психолога с родителями юных спортсменов

Тиунова О.В.

(Тиунова, О.В. Построение рабочих взаимоотношений спортивного психолога с родителями юных спортсменов  [Текст] // Материалы ХII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 26-27 мая 2016 г. /РГУФКСМиТ – Москва, 2016 – С.299-303)

В последнее десятилетие увеличилось число родителей, заинтересованных в спортивных успехах своих детей и прилагающих большие усилия (в т.ч. финансовые), для выстраивания их спортивной карьеры [1].

На фоне уже существующей в детско-юношеском спорте конкуренции, подчас невысокого профессионального уровня тренерского состава и/или невозможности полноценно реализовать индивидуальный подход в подготовке юного спортсмена [2] такие родители обращаются за помощью спортивного психолога. С этого момента они становятся непосредственными участниками работы психолога с их ребёнком. Это обусловлено рядом причин, которые ниже будут перечислены и дополнены практическими рекомендациями:

1) Родители должны заранее подготовить ребенка к встрече со спортивным психологом для того, чтобы предстоящее сотрудничество было продуктивным, мотивировало  юного спортсмена и воспринималось им как возможность перейти на «взрослый» уровень подготовки или справиться с накопившимися спортивными трудностями за счет использования новых ресурсов.

Практика показывает, что уже в первом разговоре с родителями целесообразно договориться о том, что:

- при обсуждении спортивных событий, имеющих отношение к юному спортсмену, в семейном лексикона слово «проблема» должно быть заменено словом «задача»,

- обращение к спортивному психологу должно быть объяснено ребёнку не «проблемностью» ситуации, а уверенностью родителей в его высоком потенциале и способностью перейти на новый («взрослый») уровень подготовки,

- ближайшее соревнование для ребёнка должно считаться «экспериментальным», поскольку там планируется апробировать систему психологической подготовки к старту, которая будет разработана в ходе проведения первых консультаций,

- юному спортсмену будет показан сайт спортивного психолога или организации, где будут проходить консультации, и родители прокомментируют размещенный там материал,

- ребёнок пройдет тест «Отношение к предстоящему соревнованию», размещенный в свободном доступе на сайте Лаборатории физической культуры и практической психологии [3], и результаты будут высланы спортивному психологу для предварительной подготовки к первой консультации.

2) С целью выполнения законодательных норм, по которым психолог не имеет права работать с несовершеннолетними клиентами в отсутствии или без письменного «информированного согласия» родителей или лиц их заменяющих [4], спортивный психолог должен:

- предупредить об этом родителей юного спортсмена и договориться об их присутствии на консультациях или оформлении письменного согласия на индивидуальную работу с юным спортсменом,

- получить четко сформулированный «запрос» от родителей юного спортсмена, в рамках которого будет выстроен первый этап работы (проще всего договориться с ними о соответствующем электронном письме),

3) Системная работа спортивного психолога со спортсменами предусматривает 6 направлений (рис.) и выполнение  самостоятельной работы («домашних заданий») [5], что применительно к юным спортсменам требует дополнительного внимания или помощи заинтересованных в его успехах взрослых.  

 

4) В ходе проведения консультаций может оказаться, что подготовка юного спортсмена, часто являясь серьёзным «семейным проектом»,  всё-таки требует  «ревизии» сложившейся практики мотивации ребенка, оценки его спортивных успехов и неудач, а также участия родителей в его подготовке к ответственным соревнованиям. Добиться этих изменений в «заочном режиме взаимодействия» бывает достаточно сложно.

5) Родители юного спортсмена, как правило, являются людьми наиболее заинтересованными в спортивных успехах своего ребенка. Помимо этого они несут моральную и юридическую ответственность за его настоящее и будущее, финансируют спортивную подготовку. Именно поэтому «логика» работы спортивного психолога должна быть ими понята и одобрена на первой же консультации. Уверенность родителей передаётся их детям, повышает мотивацию и в целом изменяет внутрисемейную, иногда кризисную ситуацию [6].

 Разумеется, практическая работа спортивного психолога с юным спортсменом может включать элементы конфиденциальности. Родители также не всегда не могут озвучить в присутствии ребёнка всё информацию, необходимую для понимания  психологом «спортивных», «школьных», и «семейных» нюансов жизни ребёнка. Но эти проблемы легко решаются за счёт разбиения консультации на «детскую» и «родительскую» части.

6) Поскольку наша работа со спортсменами представляет собой обоснованную, логичную, комплексную, гибкую (модульную) и  доступную для контроля систему практически ориентированных действий [7], присутствие родителей на первой консультации убеждает их в правильности решения обратиться к спортивному психологу. Однако ребёнок, ради которого была подготовлена эта встреча, может оказаться не мотивированным для выполнения дополнительной для него работы «психологического» характера. Возможны также ситуации, когда 

-  консультированием юных спортсменов занимаются не спортивные психологи, и это становится негативным опытом для «спортивной семьи» [8],

- система работы спортивных психологов по каким-то причинам оказывается неэффективной,

- работа по психологической подготовке началась достаточно успешно, но мотивация юного спортсмена снижается в дальнейшем.

  В этих случаях родители юного спортсмена оказываются в затруднительном положении.

Нами разработан опросник «Оценка работы психолога с юным спортсменом», который  может быть предложен им уже после первой консультации в качестве удобного инструмента для понимания ситуации. Опросник основан на сочетании ответов юного спортсмена на два вопроса:

  • Ты работаешь со спортивным психологом. Общение с ним тебе:

- очень помогает,

- помогает,

- не могу сказать определенно (когда как),

- уже практически не помогает,

- не помогает, и я чувствую дискомфорт.

  • Вы со спортивным психологом  разработали специальную  "психологическую программу" подготовки к соревнованию  и анализа результатов. Насколько полно ты эту программу  используешь?

- использую полностью и чувствую результат,

- использую полностью, но результат пока не чувствую,

- использую частично и не всегда,

- пытаюсь использовать, но многое не понимаю (не получается),

- практически не использую.

После получения ответов на первый и второй вопрос родителям предлагается найти итоговый результат в таблице и сделать соответствующий вывод:

 

Вывод: «+»означат, что есть смысл продолжить работу с данным психологом;  «?»     -  нужно подумать о целесообразности дальнейшей работы, «--» показывает, что сейчас нет смысла продолжать работу с данным психологом.         

Итак, изложенная система сотрудничества позволяет спортивному психологу выстроить рабочие взаимоотношения с родителями юных спортсменов, обратившихся за консультацией. Они, эти взаимоотношения, в существенной степени определяют дальнейшую эффективность практической реализации индивидуализированной программы подготовки юного спортсмена к ответственным соревнованиям, разработанной психологом. 

Библиография:

1) Кузьменко, Г.А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет [Текст]/ Г.А.Кузьменко. – М.: Советский спорт, 2008. – 268 с.

2) Тиунова, О.В. Особенности психологического обеспечения спортивной подготовки с точки зрения тренерского состава [Текст] / О.В.Тиунова, В.А. Апросимов // Материалы междунар.научно-практич.конф. «Проблемы, перспективы подготовки высококвалифицированных спортсменов по стрельбе из лука» - 2014. - С. 251-253 

3) Отношение к предстоящему соревнованию: сайт Ольги Тиуновой. [Электронный ресурс]. 2005. Дата обновления: 29.04.2016. URL: http://www.self-master-lab.ru/ops1.htm  (дата обращения: 01.05.2016).

4) Бажанов,Н. Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство: возрастные аспекты / Н. Бажанов, Н. Иваненко // Врач. - 2011. - № 10. - С. 73-75. - ISSN 0236-3054.

5) Тиунова, О.В. Анализ соревновательного опыта как составная часть психологической подготовки спортсмена [Текст] // Теория и практика современной науки: материалы XIX Международной науч.-практ. конф.г.Москва,  7-8 октября 2015 г. /Н-ИИЦ «Институт стратегических исследования". - Москва: Изд-во «Институт стратегических исследования": Изд-во "Перо", 2015.- С.124-126

6) Тиунова О.В. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Текст]/ О.В.Тиунова // Физической воспитание и детско-юношеский спорт. -2012.- №4(6).- С 54-65

7) Тиунова, О.В. Разработка и реализация республиканской системы психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва [Текст] / О.В.Тиунова // Материалы всеросс.научно-практ. конф. «Итоги выступления спортивных сборных команд Российской федерации на XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г.Сочи» - 2014. - С.99-107

8) Сивицкий, В.Г. Что такое спортивная психология? / В.Г.Сивицкий // Спортивный психолог.- N 1.- 2004.- С 15-18

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика