Психологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов сборных команд

Тиунова О.В., Золотова А.В., Фомин Г.К. ФГУ ВНИИФК, Москва

          Начиная с 2010 г. в программы этапного  и текущего обследования (ЭКО и ТО) сборных команд страны включен блок оценки  психологического состояния спортсмена. В целом это важный шаг к возрождению системы психолого-педагогического сопровождения  подготовки спортивной элиты. Комплексным научным группам (КНГ) должны регулярно оценивать «психоэмоциональное» состояние спортсменов и содержательная направленность такой оценки регламентирована соответствующими документами Центра спортивной подготовки сборных команд страны (ЦСП).

         По новому положению ЦСП психологический блок ЭКО предусматривает регистрацию следующих показателей:  уровня саморегуляции психических состояний и самоконтроля,  волевой мобилизации,  уровня притязаний и самооценки,  а также потребности. Программа ТО, реализуемая в условиях сборов,  должна включать оценку:  уровня ситуативной тревожности, эмоционального состояния, агрессивности, психофизиологической работоспособности, мотивационного состояния, оценку самочувствия, активности, настроения и степени  психического утомления.

         Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации ФГУ ВНИИФК для реализации данной программы предлагает следующие апробированные нами технологию тестирования, куда входит его организация, проведение, а также обработка и интерпретация результатов.

         Этапное комплексное обследование начинается с заполнения спортсменом личной карточки, содержащей основные сведения о спортсмене - ФИО, вид спорта,  разряд, звание, главное спортивное достижение, название и дату последнего и ближайшего соревнование.

         После этого всем заполненным анкетам присваивается соответствующий код и они становятся «обезличенными» для всех, кроме психолога (члена КНГ), тренера и самого спортсмена.

         Мы рекомендуем следующее содержание психологического блока ЭКО:

- Опросник «Оценка психической надежности» (автор В.Э.Мильман)  для оценки уровня саморегуляции и самоконтроля,

- Опросник «Оценка силы и длительности волевого усилия» для оценки волевой мобилизации,                   

- Опросник «Исследование самооценки» (авторы Дембо-Рубинштейн, модификация П.В.Яньшина) для оценки уровня притязаний и самооценки,

- Опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей» (автор Маслоу) для оценки потребностей.

 При желании эту батарею можно дополнить опросником «Степень хронического утомления» (автор А.Б. Леонова.) и цветовым тестом Люшера.      

         Тестирование начинается с вводной инструкции, решающей следующие задачи: 1) установление доверительных рабочих отношений спортсмена с психологами, проводящими данное обследование, 2) гарантии конфиденциальности получаемой информации, 3) ознакомление с процедурой заполнения предлагаемых бланковых методик, 4)  мотивация спортсмена на сознательную, самостоятельную и ответственную работу, 5) дополнительное  информированиеспортсмена о возможностях последующей индивидуальной психологической подготовки или психологической помощи в сложных жизненных ситуациях.

         Для оценки «психоэмоционального» состояния спортсменов в условиях сборов (ТО) мы предлагаем использовать набор показателей, которые можно отнести к трем условным блокам – функциональному, поведенческому и психологическому.

 

Содержание психологического блока ТО

Функциональный блок

 

Поведенческий блок

Психологический блок

Самочувствие

Активность

Настроение

Общая  работоспособность

Желание тренироваться

Психическое утомление

ЧСС за 20 сек., утром,

лежа, сразу после пробуждения

Желание соревноваться

Тревожность

 

         Заданное ежедневным регламентом психологическое тестирование выполняется спортсменом самостоятельно – он дает самооценку по 10-бальной шкале (кроме ЧСС):

- уровня ситуативной тревожности – значение по шкале «Тревожность»,

- самочувствия, активности, настроения – значения по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»

- уровеня эмоционального состояния – суммарное  значение по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

- агрессивности – значение по шкале «Желание соревноваться»,

- психофизиологической работоспособности – значение по шкале «Общая работоспособность», а также показатель ЧСС,

- мотивационного  состояния – значение по шкале «Желание тренироваться»,

- степени психического утомления – значение по шкале «Психическое утомление».

         Таким образом, спортсмен на специальном бланке (или в электронной таблице) самостоятельно осуществляет мониторинг своего состояния в условиях спортивных сборов.  Для последующей оценки достоверности информации мы включили в бланк итоговую и нейтральную по характеру формулировку: «Пожалуйста, оцените (из 10 баллов) насколько системно Вам удалось заполнять этот бланк?». Результаты такого подхода позволяют психологу правильно интерпретировать полученную информацию.

         Использование средств мобильной связи делает возможным ежедневное получение показателей текущего состояния спортсмена, его оценку и коррекцию за счет оперативного общения, как с ним, так и с тренерским составом.

         Представленная выше методология проведения психологического тестирования членов сборных команд страны была апробирована нами в 2010-2011 годах на нескольких сборных команд страны по циклическим видам спорта. 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика