информационный материал

Организационные и методические аспекты школьной физической культуры за рубежом

      В России в последнее время много говорится о физическом воспитании подрастающего поколения и касается это, в первую очередь, школьного образования.

      Ряд источников отмечают очень низкий уровень образования по предмету «Физическая культура». Многие ученики не считают нужным появляться на занятиях или ищут способы избегания получения знаний и освоения практических навыков по этому предмету - речь идет об оформлении медицинского освобождение, т.н. «справок» от урока физкультуры. Не редки случаи систематических срывов уроков именно по этой дисциплине.

      Некоторые преподаватели физической культуры бывают сами не заинтересованы в повышении престижа своего предмета,  вследствие чего, школьники не получают установленный объем знаний и умений, учителя  «сквозь пальцы» смотрят на прогулы и деструктивное поведение учеников. В результате, уроки физкультуры сопровождаются негативным или пренебрежительным отношением, а образ учителя физкультуры преподносится как социально отрицательный (несостоявшийся спортсмен, невежественный человек и т.д.).

Однако существуют и другие примеры – примеры учителей новаторов, энтузиастов и творческих людей, которым удается объединить вокруг занятий физической культурой и спортом как обычных школьников, так и дезадаптированных подростков.

      Особое внимание следует уделить недостаточному пока уровню материально-технического оснащения школьных физкультурно-спортивных занятий и  необходимости с одной стороны выполнения официальной Учебной программы, а с другой – очевидной необходимости делать уроки физической культуры в школе более современными, нестандартными и разнообразными по содержанию.

 

      Большой интерес представляет анализ зарубежной системе физического воспитания в школах.

      Нами был проведен экспресс-анализ анализ литературных источников, средств массовой информации, в т.ч. Интернет, а также экспертная оценка специалистов спортивной отрасти. Ниже представлена система образования в нескольких ведущих странах (Великобритания, Германия, Италия, Франция,  США, Канада, Япония, Китай). В этих странах физическая культура входит в обязательную программу обучения общеобразовательных школ.

 

Европейский опыт

      В качестве содержания урочных занятий в программах европейских государств чаще всего, рекомендуются упражнения традиционных школьных спортивных дисциплин, ставших уже типичными для детей, подростков и молодежи. Это упражнения из лёгкой атлетики, гимнастики, плавания. Используются также  танцы и командные спортивные игры (футбол, ручной мяч, баскетбол и волейбол).       Ряд программ отводят четверть учебного времени освоению гимнастических упражнений, ¼ - легкоатлетическим упражнениям, ¼ - спортивным играм, а последняя  предназначена для овладения другими, в том числе современными формами двигательной активности в соответствии со спортивными интересами учащихся. Существует и другой подход, когда занимающимся предлагают такие формы двигательной активности, которые приносят наибольшее удовольствие занимающимся (стратегия «удовольствие-эффект»).

       Приоритетными задачами, которые должны решать европейские учителя физической культуры, остаются задачи повышения физического развития и физической подготовленности учащихся. Однако в программах физического воспитания стран Евросоюза уделено внимание повышению знаний и умений в области здоровья и здорового образа жизни, проводится экологическое образование и др.

      Подчёркивается, что физическое воспитание - это процесс, целью которого является подготовка молодого поколения в течение взрослой жизни самостоятельно, с удовольствием и пользой участвовать в занятиях, повышающих культуру движений.

      Анализ программного материала различных государств Евросоюза, сделанный W. Laporte (1999), показал, что между ними нет существенных различий.   Реализация задач и освоение содержания программного материала должно обеспечить овладение учащимися минимальными стандартами образования по физической культуре.      

       Доклад, подготовленный K. Hardman (2001) для Комиссии развития спорта Совета Европы охватывает 33 европейские государства. В нем ранжированы основные задачи физического воспитания, сформулированных в государственных Программах физического воспитания школьников:

Ранжирование задач физического воспитания
в средних школах (гимназия, лицей)  

Задачи

Ранги

       Формирование двигательных умений

1

Физическое развитие

2

Развитие моторных компетенций (способностей)

3

Здоровье и хорошее самочувствие

4

Активный образ жизни

5

Развитие личности

6

Подготовка к физической активности в течение всей жизни

7

Общественное развитие

8

Физическая подготовка

9

Интерперсональные умения

10

Развитие интеллектуальных (познавательных) свойств и качеств

11

Развитие моральных качеств

12

Участие в важнейших формах физической активности

13

Умение самооценки (физического развития и подготовленности)

14

Умение разрешения проблемных задач

15

Улучшение осанки тела и эстетики

16

 Достижение этих стандартов является основным критерием оценки работы учителей физической культуры и школы.

Широкую популярность имеют внеклассные формы физкультурного образования, так называемый «школьный спорт». В странах Европейского Союза существует множество моделей организации спортивного школьного воспитания. В большинстве европейских государств, школы обладают значительной автономией в организации и программировании подобной деятельности. Школьные спортивные занятия зачастую организуются в сотрудничестве с различными спортивными организациями, со спонсорами. При этом органы регионального самоуправления оказывают школьному спорту финансовую поддержку. Критерием эффективности такого сотрудничества являются первенства школ.

Великобритания

      На протяжении всего среднего и начального образования обязательными предметами в английских школах являются математика, английский язык и физкультура. Остальные предметы обязательны только на определенных этапах обучения. Физическая культура – один из главных элементов образовательной программы в английской школе. Практически во всех школах есть бассейны, площадки для тенниса, баскетбола и футбола, лужайки для гольфа. Также в различных школах предлагается на выбор несколько видов спорта, от гребли до верховой езды. При этом в некоторых школах обязательны занятия балетом.
    Ученикам предлагаются не только традиционные спортивные дисциплины, но и около двух десятков других. Например, в 2006 году английское агентство по активным видам спорта и музыкальному маркетингу (KAOS) внедрило концепцию активных видов спорта в школе, так называемую ASIS. Главными идеями этой программы стало привлечение как можно большего количества молодежи к скейтбордингу. ASIS добилась того, что скейтбординг перестал быть роскошью для обычных школ. С тех пор эта концепция внедрения активных видов спорта была усовершенствована и сегодня показывает интересные возможности того, как можно развивать индустрию экстремальных видов спорта и делать школьную программу более интересной.

      В целом программный материал по физкультура в школах Великобритании предусматривает решение спортивных задач.

Германия

      В первых классах школы занятия по физической культуре проводятся ежедневно, для остальных школьников учебными планами предусмотрено 3 урока по 45 мин. в неделю. Желающие могут дополнительно заниматься 2 часа в неделю на факультативе в школьных спортивных секциях и школьных добровольных спортивных обществах, которые работают в тесном контакте со спортивными клубами. Заниматься здесь стремятся многие учащиеся. Это связано с тем, что в Германии каждый уважающий себя взрослый человек не формально состоит в каком-либо спортивном клубе и относится к этому как к важной части своей жизни. Таким образом, физическое воспитание передается из поколения в поколение. Членство в клубах платное, но стоит недорого.

       В Германии существует три основных типа школ: основная, реальная и гимназия. Физическому воспитаю во всех школах уделяется большое внимание. Самым престижным типом является гимназия здесь, наряду с традиционными для Германии видами спорта (гольф, плавание, футбол, гимнастика), возможны занятия горным велосипедом, сноубордом, тхеквандо. Также  постоянно осуществляются пешеходные походы, работают спортивные и горнолыжные лагеря. В старших классах обязательным видом спорта является теннис.

      Большую популярность имеют школьные соревнования, которые проводятся в рамках двух программ:
– «Федеральные игры молодежи» – массовые соревнования только для учащихся средней школы, которые проводятся по заранее составленному на год расписанию, в том числе в дни местных праздников. Здесь нет разделения участников соревнования  по возрасту;
– «Молодежь тренируется для Олимпиады» – соревнования для учащихся начальной школы. Проводятся на городском, районном и земельном уровнях по 12 основным олимпийским видам спорта. Это движение превратилось в основное ядро многоступенчатой системы школьных спортивных соревнований Германии, которая предусматривает сотрудничество школ и спортивных клубов. За организацию этих соревнований отвечают земельные министерства по делам вероисповеданий, федеральное Министерство внутренних дел, Федерации по видам спорта, включенным в программу этих соревнований, и фонд «Помощь немецкому спорту». Активное участие в этом движении принимают школьные учителя физической культуры.

Италия

      В школах Италии наряду с обязательными академическими занятиями на уроках физической культуры большое внимание уделяется спорту. Почти в каждой школе имеется ассоциация – школьная спортивная группа. Занятия проводятся после уроков 2–3 раза в неделю под руководством преподавателя физической культуры (общая продолжительность – 6 ч в неделю).
      Школьные соревнования организуются Министерством общественного образования при содействии НОК Италии. Главные среди них – Игры молодежи.

Франция

      С детьми начинают заниматься физкультурой с 4 лет, с детского сада (6 часов в неделю). Их учат прыгать, лазать, бросать простой спортивный снаряд, держаться в воде, на льду или на снегу. Спорт, которым они занимаются, может быть индивидуальным или командным с использованием препятствий и спортивного инвентаря.

       К более углубленной форме преподавания физкультуры и спорта переходят в начальной школе. Особое внимание уделяется дисциплинам, связанным с бегом и плаванием. Именно в этих двух видах спорта легче всего заметить прогресс ученика, и поэтому они более других подходят для обучения понятиям ускорения, скорости, ритма, траектории. Командные виды спорта также широко используются.

      Около 3-4-х часов в неделю уделяется занятиям физкультурой в средней школе. Зачет по физической культуре обязателен для получения звания бакалавра (он включает в себя экзамен по плаванию). Также регулярно устраиваются соревнования между классами, колледжами и т.д. Государственный комитет по школьному спорту организует 250 000 соревнований в год.

      Цель программ физического и спортивного воспитания в школах Франции – овладение различными видами деятельности в области спорта и физкультуры, которые способствуют укреплению здоровья школьников, гармоничному развитию личности. Программы предусматривают в первую очередь развитие скорости, силы, выносливости, координации движений, равновесия, гибкости. Минимальный объем занятий в начальной школе – 6 ч в неделю. В ряде школ апробируется программа, рассчитанная на 7 ч занятий и более.
      Основной организационной ячейкой структуры школьного спорта Франции является спортивная ассоциация, которая есть в каждой школе. Руководит ею преподаватель физической культуры.
      Французские специалисты считают, что такая система позволяет лучше проводить работу в рамках обязательного обучения физической культуре и занятий спортом. Участие школьников в спортивных соревнованиях в соответствии с их уровнем физического развития и интересами позволяет совершенствовать приобретенные двигательные умения и навыки. Спортивная ассоциация приучает школьников к ответственности и сотрудничеству со взрослыми, устанавливая активные связи с различными спортивными и культурными организациями.
      Чемпионаты по школьному спорту проводятся на трех уровнях: школьном (академическом), департаментском и национальном. Их организуют Национальный союз школьного спорта, Спортивный союз начальных учебных заведений, Главный спортивный союз свободного образования.

Преподаватели физического воспитания работают по 20 ч в неделю, из них 3 ч приходится на спортивные занятия, организуемые во всей Франции одновременно - в среду после полудня. Каждая школа обязана организовывать для учащихся спортивные занятия-факультативы. Специальная подготовка спортивно одаренной молодежи признана важной государственной задачей. Реализуется такая подготовка на уровне гимназий и лицеев. На начальном этапе она имеет характер предварительного отбора и охватывает учащихся в границах города и департамента (области). Спортивные занятия и тренировки детей и школьной молодежи проводятся в специальных спортивных лагерях. Координаторами секций выступают преподаватели различных предметов. Следует подчеркнуть, что их главные обязанности - координация учебного процесса и спортивных тренировок, опека молодых спортсменов и помощь им на всех стадиях обучения. Набор в спортивные секции, контроль над проведением тренировок - все это относится к компетенции дирекции школ и спортивных федераций регионального уровня. В школах не организовывают интернатов.

Соединенные Штаты Америки

      В декабре 1987 г. Сенат США принял Резолюцию по вопросам физического воспитания, которая рекомендовала местным органам самоуправления включить в учебные планы начальных школ ежедневные занятия физической культурой. Специалисты считают, что в средних и старших классах их следует проводить по 1 часу. Но сейчас 40% американских школ проводят занятия не каждый день.
В соответствии с Резолюцией разработана новая Учебная программа для детей и подростков, начиная с детского сада до 12-го класса школы.

      Новая программа под названием «Physical Best» («Физическое совершенство») содержит пять основных разделов: «Аэробная выносливость», «Гибкость», «Мышечная выносливость», «Мышечная сила» и «Гармоничное физическое развитие». Программа построена на принципах индивидуального подхода, постоянного обновления учебного материала и стимулирования учащихся.
В США наряду с академическими занятиями по учебным планам и программам большое внимание уделяется школьному спорту. Эту работу проводят школьные спортивные клубы или инициативные группы под руководством родительского комитета. По данным журнала «Sports Illustrated», в США имеется около 25 тыс. таких клубов, т.е. они созданы почти в каждой школе.
      В результате этой работы, нашедшей широкую поддержку общественности, составной частью жизни средних школ США, стала система межшкольных спортивных соревнований, которые проводятся под постоянным контролем специалистов из вузов и профессиональных спортсменов.

      В начальной школе (5-12 лет) часто проводятся «Дни здоровья», устраиваются соревнования на школьном стадионе,  проводятся  экскурсии в музеи, зоопарки, загородные поездки. Занятия физкультурой проводятся  раз или два в неделю. Но на всех уровнях школьного образования организованны секции по различным видам спорта и практически каждый ученик посещает хотя бы одну из них.

      Ученики средней школы (12-14 лет) обязаны посещать уроки по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю) и физкультуре. 

      Осенью ученики сдают тесты по физической подготовке, если хотят попасть в какую-то школьную спортивную команду: баскетбола, футбола, волейбола, плавания. Если ученик не прошел тест (а он достаточно сложный), то будет посещать физкультуру общего уровня или легкую атлетику.

      Последний этап среднего образования в США с девятого по двенадцатый класс – старшая школа (14-18 лет). В этот период ученики могут выбирать изучаемые предметы, и для получения диплома должны выполнить минимальные критерии, которые устанавливает школьный совет. Типичные минимальные требования такие:

  • 3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики);
  • 3 года математики, вплоть до второго года алгебры (математика в средних и высших школах, как правило, делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке);
  • 4 года литературы;
  • 2-4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;
  • 1-2 года физкультуры.

      Внеурочные занятия спортом очень разнообразны.     Практически каждая школа в США имеет свой стадион, поле используется, как правило, для американского футбола или, реже, обычного, в зависимости от разметки. Там проводят тренировки и соревнования по легкой атлетике и др. По краям поля находятся трибуны: на спортивные игры или соревнования продаются билеты. Также практически в каждой школе есть свои теннисные корты, бассейн, бейсбольная площадка, гимнастический и тренажерные залы.

      Попасть в спортивную команду не сложно: требуется подать заявку на участие, справку от врача и оплата определенного взноса (примерно $40-50). В США в 2006 году в соревнованиях хотя бы  по одному виду спорта принимали участие 63%  восьмиклассников, 63 % десятиклассников и 54 % двенадцатиклассников.
      Все школьные команды организованы в лиги. Сильные команды по результатам сезона едут на региональные соревнования, затем на соревнования округа, затем штата и, наконец, на национальные соревнования.
      Тренеры школьных команд чаще всего работают в той же школе учителями, например, тренер может преподавать как физкультуру, так и математику. Иногда школа нанимает тренеров, иногда  ими становятся родители школьников или простые добровольцы на общественных началах.

Канада

      Канадские дети идут в первый класс в шестилетнем возрасте. До шестого класса они учатся в начальной, а затем — в средней школе. Год разбит на два семестра. Физическое воспитание входит в базовый набор предметов на всех уровнях школьного образования. Школы, зачастую, имеют  собственный стадион и спортивный зал, реже бассейн, но занятия в бассейне могут проводиться в ближайшем спорткомплексе. Также, в Канаде развита система внеурочных занятий в спортивных секциях, которые включают в себя: легкую атлетику, баскетбол, волейбол, футбол, сквош, плавание, хоккей, горные лыжи, крикет, бейсбол, гольф, лакросс, греблю, бадминтон, теннис, велосипедный спорт, борьбу, фехтование, фитнес.

      В Канаде очень развита любовь к спорту и среднестатистический ученик посвящает занятиям физкультурой не менее одного часа в день. Летними вечерами и по выходным целые семьи приезжают на районные и пришкольные стадионы поболеть за своих детей. Порой одновременно на соседних полях проходит несколько матчей — по бейсболу, американскому и европейскому футболу.           Многие семейные канадцы добровольно участвуют в жизни спортивных команд своих детей, тренируют школьников, готовят поле для игры, следят за инвентарём и т. д.

      В городах почти в каждом районе существуют плавательные бассейны и крытые ледовые катки, которые привлекают канадцев всех поколений.

Япония

      В Японии, где здоровье народа - часть национальной идеи, физическому воспитанию подрастающего поколения уделяется огромное внимание. В стране восходящего солнца учитель физкультуры - одна из самых высокооплачиваемых профессий: его зарплата сопоставима с зарплатой директора крупного завода. Причём, если в школе преподаётся 8-10 видов спорта, то за каждый вид отвечает отдельный учитель. Японские преподаватели физподготовки обладают высочайшей квалификацией, в том числе медицинской. Такой учитель - и тренер, и наставник, и врач, и психолог. Если у ребёнка обнаружились проблемы со здоровьем уже в первом классе, учитель физкультуры ведёт его на протяжении всех школьных лет, подбирая ученику такие упражнения, такую систему питания и такой образ жизни, чтобы тот закончил школу здоровым человеком. Более того, к концу обучения японские юноши и девушки фактически становятся профессионалами в тех или иных видах спорта. 

      В начальной школе (1–6-е классы, возраст учащихся 6–12 лет) предусмотрено не менее 3 часов занятий физической культурой и спортом в неделю. Программа начальной школы включает: общефизическую подготовку, гимнастику, легкую атлетику, плавание, игры с мячом, танцы, формирование навыков здорового образа жизни. Наряду с обязательными занятиями  40% японских начальных школ имеется дополнительная программа внеурочных занятий в спортклубах (более 5 часов в неделю). Проводятся также Дни спортивных игр, Дни любителей плавания, физкультурно-оздоровительные экскурсии и школьные спортивные соревнования.
      Обязательные занятия в средней школе составляют не менее 3 часов в неделю. По программе дополнительных занятий спортом каждый ученик обязан посещать занятия в спортивном клубе не менее одного раза в неделю. Около 60% учащихся средней школы занимаются в спортивных клубах не менее 8 часов в неделю.
      В старших классах обязательные занятия физической подготовкой составляют 4 часа в неделю для юношей и 2 часа для девушек (10-е классы), по 3 часа для юношей и девушек 11-х классов. Более 40% школьников занимаются не менее 9 часов в неделю.

Китай

Школьное физическое воспитание в КНР имеет сбалансированную структуру. Процесс физического воспитания в школах направлен на воспитание у школьников идеи «пожизненных» занятий физическими упражнениями и спортом, развитие системы знаний о физической подготовке, двигательных навыков и привычки активной двигательной деятельности, в том числе во внеурочное время. В учебном плане было увеличено количество уроков физкультуры до 70-ти минут в неделю.

В Китае продолжается экспериментальная работа по внедрению физической культуре как одного из предметов для вступительного экзаменов в отдельные ВУЗы. Этот опыт постоянно обобщается и совершенствуется для дальнейшего распространения. Наряду с традиционными видами физического воспитания в школе, такими как гимнастика, легкая атлетика, игровые виды спорта, в Китае используются боевые искусства и упражнения из китайской гимнастики «Цигун».          Последнее время во многих высших и средних учебных заведениях Китая, особенно в тех, что расположены в более богатых восточных провинциях и на юге страны, появились факультативные уроки гольфа. Также активно развивается система внеурочных занятий физкультурой и спортом.

Отдельное внимание в КНР уделяется детям-инвалидам. В школах для слепых, глухонемых и умственно отсталых детей активно внедряются доступные для таких учащихся технологии физического воспитания. Активно преодолеваются проблемы недостаточности школьных учителей, средств, спортивных сооружений, площадок для физического воспитания и т.д.

В КНР разработан нормативный документ "Положения о работе школьного спорта", в котором обозначены пути реализации задач школьного физического воспитания в целях дальнейшего укрепления здоровья детей и молодежи. Кроме того, этот документ определяет направления развития традиционных видов спорта в школах Китая, основанных на местных культурных традициях. Также, школьное физическое воспитание, определяется указанным документом как база для создания спортивного резерва страны. Это позволит провинции внести вклад в устойчивое развитие физической культуры и усилить роль провинциальных спортивных бюро и провинциальных департаментов образования, отвечающих за школьное физическое воспитание.

 

Источники:

  1. Основные положения об общегосударственном спортивном плане КНР. - Пекин: Государственный совет, 1995. - www.rambler.ru
  2. План осуществления "Основных положений об общегосударственном спортивном плане (2006-2010 гг.). - Пекин: Государственное Генеральное Управление КНР по делам физкультуры и спорта, 2006. - С. 6 - 34.
  3. http://lib.sportedu.ru
  4. http://sport.rian.ru
  5. http://ru.wikipedia.org
  6. http://www.blackpantera.ru/vospitanie/
  7. http://www.cultline.ru/
  8. http://www.ug.ru/archive/17392
  9. http://www.nkfkis.ru

10.http://spo.1september.ru

11.http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2002N4/p59-63.htm

 

 

Авторы-составители:

Научный сотрудник Нижегородова В.А.,

Зав.лабораторией, к.п.н., доцент Тиунова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика