Доклад

СТЕНОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ О.В.ТИУНОВОЙ НА ЗАСЕДАНИИ УЧЕНОГО СОВЕТА ФГУ ФНЦ ВНИИФК  5.10.2012 г. 

Уважаемые члены Ученого Совета, уважаемые коллеги!

            17 августа В.Л.Мутко, наш министр спорта, выступил на пресс-конференции по итогам Олимпийских игр в Лондоне, дважды подчеркнув при этом значение психологической подготовки. Последние его слова – «На этом мы должны сосредоточиться». Формулировал он эти задачи 17 августа, подчеркиваю, мы «сосредотачивались» до 4 сентября. Если за этот период в институте  и были какие-то рабочие совещания по итогам Олимпийских игр, то нас туда не приглашали. И, наконец, 5 сентября я подготовила и отнесла в Министерство наши предложения.

            Меня еще вдохновил такой момент в существенной степени: в сентябре как раз исполнилось 30 лет, как я работаю во ВНИИФКе, и хотелось к этой дате принести какую-то пользу отрасли.

            Текст письма - он занимает примерно полторы страницы - у вас лежит на столах. Там изложена кратко наша позиция, т.е. поддержка этого направления работы и вы слышали (ведущий зачитал их ранее) три предложения на эту тему.

            Я сейчас далека от мысли - и обращаю ваше внимание на это, - что в этом зале кто-то считает психологическую подготовку несущественным ресурсом (особенно в связи с этим слайдом №1 – динамика нашей результативности на зимних Олимпийских играх).

            Я также далека от мысли, что желание людей работать, приносить пользу российскому спорту, их активная жизненная позиция и преданность своему делу может вызвать общественной порицание в той или другой форме.

            Я далека от этих двух мыслей, поэтому воспринимаю это (приглашение выступить сегодня) как прекрасную возможность рассказать вкратце, конечно, потому что опыт у нас очень большой – это уже прозвучало в преамбуле сегодняшнего заседания… Я хочу поблагодарить за прекрасную возможность еще раз напомнить прежним членам Ученого совета, кратко проинформировать новых его членов о нашем опыте, об опыте нашего коллектива за последние 7 лет. Детали можно уточнить на сайте (Лаборатории). Он существует тоже много лет и прекрасно иллюстрирует опыт нашей работы.

            Я не буду в своем рассказе делать акценты: это наша жизнь до 1 марта 2012 года пока существовала Лаборатория, а вот это - наша жизнь после 1 марта. Мы как шли, как работали, так и продолжаем работать и в этом направлении нас ничто остановить не может.

            А в заключении я сделаю свои предложения в проект решения сегодняшнего Ученого совета.

            Итак, слово «психология» появилось в названии нашей Лаборатории в 2005 году. С 2007 года мы обрели официальное право «выходить» на  Федерации и сборные команды, поскольку приказом директора института в рамках нашей Лаборатории была создана «Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации». Это было сделано вслед за решением соответствующей коллегии Росспорта. Ну, и сами понимаете, положение нас обязывало в этом направлении интенсивно работать.

            За 7 лет в качестве научных сотрудников (штатных и внештатных) с нами работали различные психологи, различные специалисты в области спортивной психологии. Все они были творческими людьми, каждый внес вклад в работу Лаборатории, каждый имел практический опыт, знал специальную литературу и всем им я очень благодарна за это сотрудничество.

            За эти годы мы официально участвовали в нескольких тематиках научно-исследовательской работы. Это были отдельные тематики и «психологические блоки» в тематиках других подразделений.

            Общее количество публикаций по спортивной психологии - только моих - на данный момент 40 из общего числа 160. Несколько довольно больших пособий мы сейчас готовим к изданию.

            По тематике «Спортивная психология» нашими сотрудниками было сделано 7 докладов на научно-практических конференциях. Все они вызвали большой интерес и были научной общественностью положительно оценены.

            Мы выступали и со специальными «развернутыми» сообщениями на 12 семинарах, в том числе, на 3-х международных. Это были семинары в режиме on-line с Казахской Школой Высшего Спортивного Мастерства, и сотрудничество наше будет продолжаться. Это были семинары в ГШВСМ – ныне Федеральный центр подготовки спортивного резерва. Это были выступления в Центре Спортивной Подготовки перед тренерским составом сборных команд страны накануне Пекинских Олимпийских игр.

            Дважды наш опыт, наше представление (о системе психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки) мы докладывали здесь – в стенах Ученого совета. Это было в 2008 и 2010 году.

            Что касается практического опыта, то он, конечно, неоценим. И участие в работе Комплексных Научных Групп в той или иной форме проходило. Мы, прежде всего, участвовали в работе по углубленной диагностике и в последующем консультировании спортсменов и тренеров – я могу назвать, в частности, лыжные виды спорта, греблю, велоспорт … Опыт нашей работы, бесценный опыт работы со спортсменами, представлен на слайде №2. Если перечислять – это 32 вида спорта, которые относятся к разряду индивидуальных и 5 видов спорта – командных.

            Мы работаем с тренерами и предлагаем им целый ряд возможностей для сотрудничества (слайд №3) и к нам обращаются.

            Мы оказываем помощь тем отдельным – их очень мало, к сожалению, – психологам, которые работают как с региональными командами, так и в Училищах Олимпийского Резерва. Все это представлено у нас на сайте (слайд 4,5,6).

            Итогом этого практического сотрудничества стали те 10 пунктов, которые представлены (Ученому совету) в моей пояснительной записке и предлагаются всем заинтересованным командам и спортсменам как некое «меню», для того, чтобы под ту или иную ситуацию, под тот или иной этап подготовки,   команда и тренерский состав могли выбрать разные формы работы.

            На слайде №7 они указаны очень мелко, и я готова «пробежаться» в последней части своего выступления по каждому из этих пунктов. В этих стенах этот материал уже звучал, но интересен следующий слайд №8. Мы считаем, что при современном развитии мобильной техники и информационных технологий можно использовать заочные формы работы. И опыт такой у нас есть. Этот опыт – положительный.

            И вот 2 примера (слайд №9 и №10), когда из 10 пунктов системы (психолого-педагогического сопровождения) спортсмены выбрали различные приоритеты, которые они хотели бы реализовать с помощью спортивного психолога у себя в команде. В данном случае это команда лыжников перед Ванкувером и горные лыжи – женская сборная.

            Мы, помимо  практического опыта и методической части, которая сопровождает каждый пункт, достаточно щедро делимся этим (опытом). Здесь можно привести в пример стажировки, которые мы проводили для специалистов на базе нашего Института. Сейчас мы проводим курсы повышения квалификации на базе одного из Московских учебных центров. У нас прошли обучение 4 группы - в общей сложности 30 человек. Их отзывы (как практиков именно в области спортивной психологии) представлены у нас на сайте. Это отзывы  положительные.

            Я преподаю несколько лет в МГУ на факультете психологии. В рамках специализации «Спортивная психология» веду дисциплины «Теория и методика физического воспитания», «Психодиагностика в спорте», «Психологические методы подготовки спортсменов», «Психологические основы менеджмента в спорте».

            Что касается отзывов на нашу работу, включая благодарности, грамоты, награды, мнение специалистов, в частности, слушателей Курсов, заявки на разработку методического сопровождения по психологической подготовке спортсменов – все это представлено у нас на сайте, а также в гостевой книге.

            Есть еще чисто «финансовая» польза институту от нашей деятельности - была, по крайней мере. Например, в 2010 году мною были сданы в бухгалтерию Института примерно 100 тыс. рублей. Это деньги, которые я получала за личные консультации спортсменов. (В 2011) у нас был и Договор на 200 тысяч по теме, связанной с мотивацией к занятиям спортом, что тоже входит в  сферу деятельности психологов спортивных.

            Нас привлекали за эти 7 лет к экспертной оценке. Это касалось подготовки отзывов на разные предложения, материалы, документы, статьи. Это касалось помощи регионам, в частности, Якутии, для того, чтобы они там смогли создавать психологические службы при Училищах Олимпийского Резерва. Это касалось проекта «Социализация спортсмена», который в бытность В.А.Фетисова был почти «запущен» Росспортом.  И оценки специального оборудования – очень полезного тренажера, разработанного для психологической подготовки нашими коллегами из Новосибирска. Я уже не говорю об истории с Загайновым, трагические последствия которой мы были вынуждены комментировать Росспорту и Центру Спортивной Подготовки. Итак, еще одна функция, которую мы выполняли – это функция экспертов.

            Действительно, в соответствии с информацией на сайте Министерства спорта и информацией, которая у нас в Институте была доведена до сведения всех желающих, мы подали предложения по финансированию тематики в следующем году. Практическим итогом, - а он будет полезен, мне кажется, для подготовки наших спортсменов к Сочинской Олимпиаде - будет серия методических рекомендаций для спортсменов, тренеров и спортивных психологов.

            Что касается объема запрашиваемого финансирования - Вы подчеркнули этот момент – то действительно, я «заложила» 30 тысяч в месяц – состав примерно 10 человек. Но хочу подчеркнуть, что по расчетам Правительства Москвы средняя заработная плата в следующем году должна составлять 60 тысяч.

            Что касается необходимости психологического сопровождения спортсменов и тренеров, системного сотрудничества с другими ведомствами, мне кажется, этот вопрос не может вызывать сомнения. В связи с этим, на мой взгляд,  сегодняшний Ученый совет должен сформулировать одну из двух позиций:

- или признать необходимость – хотите – восстановления, хотите – создания, формирования системы психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва,

- или успокоить общественность в том плане, что все это существует и продолжать спокойное существование дальше.

            Но мне кажется, что было бы целесообразно:

- признать все-таки отсутствие такой системы у нас в отрасли,

- рассмотреть возможность восстановления Лаборатории,

- поддержать нашу заявку (на финансирование тематики НИР) на следующий год,

- подумать о создании в рамках ВНИИФК того самого координационного центра, который смог бы, наконец, эту систему  сделать общей, единой, управляемой, понятной, прозрачной и, в конце концов, эффективной.

            И еще обращаю ваше внимание на один существенный момент. У нас (в Институте) существуют соответствующие образовательные лицензии по 4-м направлениям. Одно из них – направление «Спортивная психология». Мне кажется, что Курсы повышения квалификации в объеме 72 часа в нашем Институте вполне реально проводить, и мы готовы участвовать в этой работе – думаю, принесем и этим дополнительную пользу нашим специалистам в области спортивной психологии.

Благодарю за внимание!

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2018
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика