АНО ДПО "Национальный институт биомедицины и спорта"
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Как вырастить Чемпиона?

Интервью с Тиуновой О.В.

Ведущий конференции: Друзья, доброе утро! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. Тема нашей сегодняшней беседы: «Как вырастить чемпиона» , а на ваши вопросы отвечает спортивный психолог Ольга Владимировна Тиунова. Ольга Владимировна, доброе утро. Большое спасибо, что пришли к нам в гости.

   За эфиром мы просмотрели вопросы, которых, кстати, очень много и все, что называется, на злобу дня, и вместе с Ольгой Владимировной постановили, что мы, конечно, постараемся ответить на ваши вопросы максимально, но, скорее всего на все вопросы ответить не успеем, у нас всего 30 минут.

Тиунова Ольга Владимировна: Уважаемые друзья! Вопросов действительно очень много, они очень конкретные, иногда очень личные, поэтому есть предложение – переадресовать их на сайт нашей Лаборатории. Его легко найти в Яндексе – Лаборатория физической культуры и практической психологии. У нас есть электронная почта, гостевая книга, адрес в Skype и мы сможем с вами взаимодействовать. Милости просим!

Ведущий конференции:  Теперь, друзья, вы знаете, где можете найти ответы на свои вопросы, а я со своей стороны хотела бы у Вас, Ольга Владимировна, спросить, что такое спортивный психолог в целом? Насколько эта профессия востребована в нашей стране и насколько наши люди знакомы с таким понятием?

Тиунова Ольга Владимировна: Спортивный психолог – это тренер по психологической подготовке. Вообще, спортивные достижения определяются: физической подготовленностью и готовностью в момент соревнования, технической, тактической, фармакологической (в хорошем смысле этого слова, я имею ввиду - витамины, правильное питание) и психологической подготовкой. За психологическую подготовку отвечает спортивный психолог. Если пересчитать, мы имеем пять составляющих, значит 1/5 успеха, т.е. 20% вклада в результат - это психическое состояние, за которое «должен отвечать» отдельный специалист. Бывает, что эту часть работы выполняет или сам спортсмен (пока он сам может это делать и у него получается – это хорошо), или тренер (тренер, конечно, тоже психолог, но только  в какой-то степени, потому что он слишком близок к спортсмену и только часть этих функций он сам может выполнять), или родители, если это юный спортсмен. Так вот - эти 20% обязательно кто-то должен восполнить.

            Профессиональных спортивных психологов в Москве готовят две организации: факультет психологии МГУ и Российский государственный университет физической культуры (РГУФК). В МГУ я преподаю уже 4 года. Оттуда выходят очень неплохие кадры.

Ведущий конференции: С какого момента спортивный психолог должен подключаться к работе со спортсменом, с ранней юности, когда ребенок только начинает заниматься спортом, или в уже более зрелом возрасте, когда уже есть выдающиеся результаты?

Тиунова Ольга Владимировна: Чем выше класс спортсмена, уровень его спортивной готовности (физической, технической, тактической), тем важнее становится психологический блок подготовки, потому что на уровне равных, очень высоких возможностей побеждает тот, у которого психологический потенциал выше, кто психически более устойчив, более вынослив.  Мы сталкивались в нашей работе с целым рядом ситуаций, когда даже в сборных командах страны нам говорили: «Где вы были раньше? Мы ничего этого не знали, нам надо было начинать на ранних этапах подготовки». Поэтому мне кажется, что начинать психологическую подготовку нужно, может быть, не в самом начале спортивных занятий, но уже на уровне спортивных школ, то есть на уровне серьезных  систематических занятий, после нескольких лет тренировок юного спортсмена. Бывают такие парадоксальные ситуации, когда на предложение диагностики членов какой-то сборной команды, спортсмены реагируют таким образом: «Мне это не надо, я и так нормальный!». Такого в спорте не должно быть, ведь чтобы себя максимально реализовать, все ресурсы должны быть вовремя использованы.

            К нам обращается достаточно много родителей юных спортсменов с просьбой на каком-то этапе дать необходимую информацию или, как минимум, провести диагностику, чтобы выбрать подходящий вид спорта или ту форму мотивации спортсмена, которая строится на его личностных особенностях, на его интересах именно в этот период жизни. Словом, нужно подключать спортивного психолога, и чем раньше, тем лучше, чтобы правильное отношение было к этому инструменту становления спортсмена.

Ведущий конференции: Я правильно понимаю, что спортсмен – это некий особый организм, к которому нужен определенный подход. Вы говорите, что это может быть и тренер, и родители, и сам спортсмен, но лучше, если это будет психолог, потому что это очень шаткая структура, которая может в самый неподходящий момент показать не те результаты, которые бы хотелось?

Тиунова Ольга Владимировна: Спортсмен не только функционально и психологически отличается от обычного человека за счет тренировки, за счет накопления специфического опыта, но у него еще и особый образ жизни. Это жизнь, принципиально отличающаяся от жизни обычного человека. Он почти как военный. У него - сборы, тренировки, он не может себе позволить того или другого, у него - обязательства, которые касаются тренировочного процесса и обычной жизни. Такой способ существования требует определенной поддержки. Нельзя сказать, что к каждому спортсмену надо приставить психолога (сейчас по итогам Олимпийских игр идут какие-то обсуждения), но психолог в команде, который хотя бы «мониторит» ситуацию, который всегда где-то рядом и в критической ситуации или перед сложными обстоятельствами может подключиться более плотно – это необходимый минимум, к которому надо стремиться.

             Пока, к сожалению, системы психолого-педагогического сопровождения физической подготовки сборных команд у нас не существует.

Ведущий конференции: У наших сборных нет психологов? Сейчас прошла Олимпиада, итоги которой мы и хотели с Вами обсудить. У наших сборных команд были психологи?

Тиунова Ольга Владимировна: Я знаю в целом, что эпизодически кого-то в сборные приглашают, причем иногда это бывают люди даже без специального образования. Спортсмены, когда встречаются с нами, говорят, что, наконец, слышат разумные слова и понимают, о чем идет речь, потому что иногда к ним приходят люди, которые предлагают просто невероятные вещи. Это очень мешает, ведь называлось это все «психологией». То есть пока нет, к сожалению, системы, нет государственной заинтересованности, системной работы в этом направлении. Возможно потому, что за психологическую подготовку формально отвечает и Министерство спорта, и Федеральное медико-биологическое агентство.

            Знаете, как на любой кухне, когда идет некий процесс, всегда вокруг много беспорядка (у меня такое ощущение, что я нахожусь в этой кухне)… Процесс идет, все варится, но чего-то мы не доложили: может быть, суета помешала, может быть, положили не в то место и не можем теперь найти, но пока ситуация у нас, к сожалению, такая.

Ведущий конференции: А у американской сборной или каких-то других сборных лучше обстоят дела со спортивными психологами?

Тиунова Ольга Владимировна: До нас доходит опосредованная информация по поводу этого. Да, я считаю, что в системе, которая хорошо налажена, психологический блок обязательно должен быть представлен. Не эпизодически, не за счет инициативы и энтузиазма наших специалистов, это должно быть частью большой системы спортивной подготовки команд. Есть ощущение, что в странах, которые нас обогнали в общекомандном рейтинге на Олимпиаде, эта работа проводится.

Ведущий конференции: Можно сказать, что наше четвертое место – это в какой-то степени и недоработка психологов нашей сборной? Можем мы на это списать или нет?

Тиунова Ольга Владимировна: Нельзя. «Тянуть одеяло на себя» – это очень простой ход – нас не привлекали, поэтому четвертое место. Во-первых, четвертое место, на мой взгляд, это не так плохо; во-вторых, я уже перечисли пять составляющих успешной подготовки. О том, что психологической подготовки в каких-то видах спорта было недостаточно сейчас говорят и некоторые тренеры, и некоторые спортсмены. Вообще, словосочетание «психологическое состояние» очень популярно в устах комментаторов, журналистов, спортсменов после соревнований, тренеров после соревнований. Не хватает волевого (административного) решения о том, что мы должны создать в стране некий центр или уполномочить определенную группу людей для того, чтобы системно выходить на сборные команды (осуществлять психолого-педагогическое сопровождение). Эта система может состоять из 10 пунктов, как меню, и каждый спортсмен или команда выбирает то, что им на данном этапе наиболее интересно. Это может быть где-то более углубленное присутствие спортивного психолога, где-то более отстраненное, но всегда рядом, всегда в курсе дела. Такая работа должна быть организована, начиная с резерва и заканчивая спортсменами высокой квалификации.

Ваня андреевич петров / 15.08 17:11

Почему наши южные борцы отхапали все медали олимпиады? Их как-то по другому учат что ли или просто у них природой заложено, что они как звери прут и прут

Тиунова Ольга Владимировна: Действительно, наши борцы начали этот медальный прорыв. Мне бросился в глаза следующий интересный момент в интервью с нашим первым медалистом. Он рассказал подробно, как тренер их настраивает. Это просто замечательные слова, это то, что надо. То есть тренер говорит правильные слова – это один момент. Там хорошо «подобранная» обстановка, с мотивацией там, видимо, все очень неплохо. Но у меня был удивительный опыт, приведу хороший пример. Мы были с одним юным борцом на московских соревнованиях. Это было начало сезона. Он – представитель ведущей московской школы борцов. Приехало выступать много спортсменов его спортивной школы и все проиграли в первой же ступени, то есть они проиграли свой первый бой и «вылетели». Осталось двое. Я спрашиваю у моего подопечного: «А кто эти двое?». И он мне говорит очень характерную фразу: «Ну, они же чеченцы!». Я думаю, что, наверное, какой-то «национальный патриотизм» дает дополнительный стимул, то, что у нас как-то «растворилось»… Спортсмены тренируются за границей (это не секрет), со спортивными базами у нас пока не очень хорошо обстоят дела, мы привлекаем иностранных тренеров… И я услышала такое удивительное объяснение от подростка. Это означает, что эти ребята уже чем-то отличаются в юном возрасте и плюс, наверное, у спортсменов из этих регионов какая-то другая мотивация. Это для них особая возможность и проявить себя, и прославить свой род. Это особая «ментальность».

Ведущий конференции: А по поводу футбола Вы что тогда можете сказать? По поводу мотивации тоже было очень много споров.

Тиунова Ольга Владимировна: Вопрос мотивации – важнейший вопрос. На эту тему проводится много исследований у нас и за рубежом. Известна такая закономерность – чем больше материальный стимул, тем ниже моральная мотивация, а на самом деле именно она движет, она на подвиг ведет, не деньги. Условно говоря, (историческая аналогия) «наемник», которого нанимают, он борется «за деньги». Но в какой-то критической ситуации он сдастся, потому что борется не за свою страну. Это хорошая иллюстрация по поводу того, что колоссальные гонорары, финансы, которые вокруг футбола «крутятся», видимо очень многое определяют в тамошних «правилах игры»… Жизнь футбола для меня остается загадкой. Психологов там точно нет.

Ведущий конференции:  А если бы были, то зарплаты у них были бы высокими (смеется). Надо подумать об этом.

Тиунова Ольга Владимировна: Мы не против высоких зарплат спортсменов: у них - особая жизнь, даже определенные «проблемы» с будущим. Если мы, например,  получаем базовое серьезное образование, имеем возможность выбора (профессии, места работы)…, они заканчивают спортивную карьеру и что дальше? Я общалась с одним из известнейших спортсменов (зимних видов спорта) перед Ванкувером, он говорил, что не знает, как жить дальше, после Олимпиады. Не все ведь хотят быть тренерами. И за этот риск «человеческий», конечно, надо платить, поэтому и зарплаты высокие. Это можно понять. Но, после финансовых вопросов нужно решать уже и методические, в частности, психологическая подготовка должна присутствовать и в футболе. Причем она касается не только состояния спортсмена. Она касается внутренних отношений, упорядочения ситуаций. Это всегда связано со спортивным менеджментом, с организацией процесса вообще. Иногда (у спортивных психологов) есть рекомендации по изменению организации процесса, так что комментировать футбол крайне сложно, пока.

Ведущий конференции: Ольга Владимировна, мы сейчас затронули материальную часть вопроса и такой момент, что спортсмены должны в какой-то степени выступать «за идею». Предстоящая Олимпиада в Сочи, которая всех нас очень волнует. Как вы считаете, тот факт, что спортсмены будут играть на своей территории, будет помогать, может быть, проявится тот самый патриотизм, которого нам не хватает, и мы покажем достойные результаты или этот факт будет мешать, потому что это дополнительная ответственность.

Тиунова Ольга Владимировна: У меня такая позиция. Почему мы должны относиться к «Сочинской» Олимпиаде как-то иначе, чем, например, к «Ванкуверской»? Олимпиада – это международное событие, это шанс для каждого спортсмена проявить лучшие качества, показать, что ты наработал, это некий набор возможностей. Поэтому готовиться надо одинаково к любой Олимпиаде. Это мое личное мнение. Что касается «нашей» Олимпиады: мне кажется, что спортсменам выступать будет легче - «родные стены», конечно, помогают, но в основном, потому что (качество снега, качество трассы), тот предварительный опыт, который они получат в большей степени, чем спортсмены приезжающие, им очень поможет. Тут у нас будет дополнительный «технический» фактор успеха.

Ведущий конференции: Я думала, что Вы больше про моральный фактор скажете, что в родных стенах легче выступать.

Тиунова Ольга Владимировна: Моральный фактор «гасится» той самой ответственностью, которая на них ложится. Вся страна слышит про Сочи и что же? Определенное давление они будут испытывать.

Andrei Kapaev / 16.08 14:46

Что отличает чемпиона от обычного спортсмена с теми же физическими данными? Можно ли заранее сказать, что тот спортсмен может выиграть олимпиаду, а другой, показавший при отборе такой же результат, не выиграет?

Тиунова Ольга Владимировна: Из того перечня в системе психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов (который я уже упоминала) ведущее место по востребованности занимает психодиагностика. Все хотят знать свои сильные качества, чтобы их использовать, и слабые качества тоже, ведь это – ресурс. Так вот, при прочих равных победит тот (и это можно заранее предсказать за счет психодиагностики), кто обладает большей стрессоустойчивостью, кто правильно относится к промежуточным неудачам и кто психически более вынослив. Особое значение имеет мотивация на данный период времени. Понятно, что каждый хочет выиграть, но для чего, что дальше, что это в его жизни? Это очень важно. Если вот такой «индивидуальный выстрел» является часть жизненного плана, это очень хорошо, а вот когда «я должен «выстрелить», а как жить дальше, не знаю» – это трагедия.

Ведущий конференции: И Вы по диагностике можете это выяснить?

Тиунова Ольга Владимировна: Да, это можно выяснить, и общаясь со спортсменом, желательно простроить его жизненный план «после того, как»… Необходимо, чтобы эта самоотдача была частью большого длительного пути, чтобы не было ощущения «внутри спортсмена», что сейчас он все отдаст, а что дальше не знает. Всегда должно быть что-то в запасе. Поэтому строить позитивные жизненные планы в процессе подготовки к ответственному старту тоже очень важно.

Карлик нос / 15.08 15:11

Стоит ли "насиловать" ребенка, если он не хочет заниматься спортом????

Тиунова Ольга Владимировна: Если мы говорим слово «спорт», мы подразумеваем под этим «труд», очень большой труд, причем с начальных этапов спортивной подготовки. На мой взгляд, ребенку нужно предоставить как можно больше спортивного выбора: здесь не понравились нагрузки, тут не понравилась группа, а здесь тренер слишком требовательный, тут что-то не мое по характеру… То есть родители должны предложить некий выбор. Если ребенка пугают нагрузки, то желательно обеспечить поощрение его усилий: «Как у тебя хорошо получается!», «Ты уже многого достиг!». За счет позитива в этом процессе желательно ребенка удержать в этом виде спорта, в этой деятельности, чтобы он «втянулся», чтобы предварительные трудности прошли более-менее незаметно. Мне кажется, что любого ребенка «через спорт» надо провести. Сделать максимально, чтобы он нашел там «свою нишу», нашел себя в том или ином виде спорта. Ну, а если  не получается, то настаивать бесполезно. Выход, таким образом, в выборе, который ребенку предоставляют. Кстати, можно предложить  и просто самостоятельные занятия с ребенком, своим примером «вдохновить» или вдвоем с ним заниматься, достичь какого-то результата, а потом перейти в спортивную группу. Такой вариант тоже возможен.

maksorli52 / 19.08 16:00

Здравствуйте! Мой сын профессионально занимается хоккеем, впереди выпускной год.Сын видит ,что "на выходе"довольно много несправедливости("блатные" и тд)Начал сомневаться и задавать вопросы типа:"пап,ау меня есть шанс?"какими словами можно помочь ему не терять самообладания и поверить в свои силы?

Тиунова Ольга Владимировна: Для такого возраста очень важны объективные данные. «Вот смотри: тренировочный процесс. Выполняешь? Молодец!». Можно снять видео и посмотреть. «Реализуешь то, что наработал? Реализуешь. Молодец!». То есть нельзя просто говорить, что все будет хорошо, - нужна объективная картина. Сейчас практически потеряна культура ведения спортивных дневников, да и тренер должен вести записи. Плох тот тренер, который не фиксирует динамику результатов, не планирует нагрузки, не показывает спортсменам, как они будут тренироваться дальше, где находятся сейчас. То есть объективизация этого процесса повышает мотивацию и уверенность спортсмена в том, что он двигается вперед. Причинно-следственную связь в Мире ведь еще никто не отменял. Если мы тренируемся, если мы выполняем все установки тренера, если у нас есть план игры перед тем, как мы выходим на лед, помост, корт, составленный вместе с тренером, продуманный, мы уже вооружены, уже молодцы и двигаемся дальше.

            Что такое спортивная психология? Это бумага, ручка, здравый смысл, графики, цифры, слежение за процессом, это специальные упражнения, специальные методики и это очень близкое соприкосновение с самим тренировочным процессом.

            Я по первому образованию – специалист в области физкультуры и спорта, тренер, а по второму образованию – психолог. Понимание тренировочного процесса для спортивного психолога очень важно на самом деле. Нельзя вести спортсмена только в плане психологического становления, не понимая, правильно ли он тренируется, понимает ли он сам, что с ним там делают. С юными спортсменами (в  плане мотивации) нужно шире смотреть на вещи.

abkz62@ / 19.08 18:13

Уважаемая Ольга Владимировна:)

У нас в семье ребенок параспортсменка-пловчиха (кандидат в мастера). Что возможно рекомендовать для повышения уровня мотивации и повышения личностной заинтересованности для начинающего параспортсмена?

Тиунова Ольга Владимировна: Мне кажется, что не надо делать какие-то особые различия  (чтобы сохранить у ребенка внутренний комфорт). Особых нюансов тут нет, но провести специальную диагностику по поводу того, что спортсменке интересно в жизни вообще, что она ценит, к чему стремится  как личность – это очень важно для того, чтобы потом спорт «привязать» к ее внутренним ценностям. То же самое касается и любого спортсмена достаточно юного возраста.

Денис ХХХХ / 17.08 16:55

Занимаюсь баскетболом, была сильная травма, теперь есть небольшое опасение, что все сможет повториться, как можно от него избавиться?

Спасибо.

Денис.

Тиунова Ольга Владимировна: Там было два вопроса по поводу травм. По первому вопросу (писали родители футболиста) есть предложение уточнить диагноз, общаясь со спортивным врачом, а не просто с врачом, который поставил крест на спортивной карьере ребенка. Мне кажется, что в вопросах о травмах (и реабилитации) нужно использовать опыт даже нескольких спортивных врачей. (Сложное это дело, поэтому нужно проконсультироваться у нескольких ).

    По вопросу Дениса. Нужно понимать, что вы выполнили все врачебные рекомендации, просто осознать – «Я выполнил все, что мне сказали специалисты. Они – специалисты, я им доверяю». Дальше - существуют специальные тренировки, которые позволят укрепить соответствующие мышечные группы или конечность (в сообщении не указано, что именно пострадало, травмировано). То есть, нужны целенаправленные занятия - ЛФК, дополнительные нагрузки. Нужно этот путь пройти.

            Кстати, есть такой удивительный нюанс – обычно после травмы спортсмен фиксирует (эластичным бинтом и др.), например, колено. Он выходит на тренировку, перебинтовывая себе, например, колено. Пока он это делает, он вспоминает про свою травму. Простой способ – перебинтуйте и второе колено тоже, причем начинайте бинтовать со «здорового». Вы во время работы будете чувствовать как бы симметричный «нажим» и постепенно эта фиксация на, условно говоря, «больном колене» уйдет. То есть (какое-то время) надо постараться делать все «симметрично», нивелировать различия в ощущениях.

            И последний момент – дополнительные тренировки, которые позволяют проверить себя именно с точки зрения падения на «опасную сторону», например. То есть надо бороться с этим «внутренним сторожем», придумать и целенаправленно использовать систему упражнений, которая позволит самому себе доказать, что «я могу, ничего не случается». Но это - только после выполнения всех медицинских рекомендаций и дополнительных упражнений. В итоге надо «заставить» себя смело делать то, что боишься делать.

Ведущий конференции:  Ольга Владимировна, спасибо Вам огромное. Время наше подошло к концу и я хочу, чтобы Вы что-нибудь пожелали тем, кто нас сейчас смотрит в прямом эфире и тем, кто будет смотреть потом.

Тиунова Ольга Владимировна: Мне кажется, что все, кто занимается спортом, делают правильно, это очень полезная форма деятельности. Те, кто рассматривает спорт как возможность профессиональной самореализации, не должны бояться общения со спортивными психологами. Это - дополнительный ресурс. Вы ничего не потеряете, только выиграете, если начнете эту составляющую вводить в систему своей спортивной подготовки.

Ведущий конференции: Спасибо Вам огромное. Друзья, я вам напоминаю, что у нас в гостях была спортивный психолог Ольга Владимировна Тиунова. Сегодня после нашей беседы у меня появилось четкое убеждение в том, что на Олимпиаде в Сочи мы покажем достойные результаты, потому что у нас есть для этого все необходимые ресурсы. Спасибо, что были с нами и всего доброго!

 


Оставьте вашу заявку

...или свяжитесь с нами (раздел Контакты)

НАПРАВЛЕНИЯНАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
Работаем в спортивной отрасли с 1982 года

 

Яндекс.Метрика