Разработка и реализация республиканской системы психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва
Тиунова О.В.
(Тиунова, О.В. Разработка и реализация республиканской системы психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва [Текст] / О.В.Тиунова // Материалы всеросс.научно-практ. конф. «Итоги выступления спортивных сборных команд Российской федерации на XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г.Сочи» - 2014. - С.99-107)
Известно, что психологическая подготовка является необходимой составляющей тренировочного процесса, наравне с физической, технической и тактической подготовкой.
Лаборатория физической культуры и практической психологии - http://www.self-master-lab.ru (РФ, г.Москва) имеет многолетний опыт работы в области психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Нами разработана, апробирована и успешно внедряется комплексная, обоснованная, гибкая и доступная для контроля технологию работы. Она включает систему работы со спортсменами высокой квалификации, тренерским составом, юными спортсменами, родителями юных спортсменов и спортивными психологами.
Предварительное анкетирование тренерского состава, проведённое в различных регионах, показало актуальность и востребованность практически каждым спортивным коллективом комплексной и системной работы по психологической подготовке спортсменов различной квалификации.
Адаптация разработанной нами системы психолого-педагогического обеспечения под «спортивные» задачи любого региона, особенности «ментальности» тренерского состава и условия их работы отразится не только на росте спортивных показателей, но и на повышении уровня профессиональной подготовки национальных кадров спортивных психологов и тренеров.
Более подробно о содержание каждого направления изложено ниже.
Работа с тренерским составом может включать:
- Обучение учету и контролю физических нагрузок, методам психологической подготовки спортсменов и т.д.
= на региональных тематических семинарах,
= на регулярно проводимых вебинарах и видео-конференциях,
- Подготовку методических рекомендаций по наиболее актуальным вопросам спортивной психологии,
- Регулярную рассылку актуальных тематических материалов всем заинтересованным лицам и организациям республиканского уровня,
- Регулярное информирование о проходящих в стране и за рубежом научно-практических конференциях и возможностях участия в них,
- Помощь в подготовке научных публикаций (предварительная структура, редактирование, рецензирование),
- Помощь в планировании, проведении и оформлении диссертационного исследования.
Итак, для тренерского состава могут быть предусмотрены следующие формы и направления работы:
1
|
Проведение обучающих семинаров и тематическое информирование
|
2
|
Консультирование:
1) по вопросам психологической подготовки спортсменов, в том числе
экспертная оценка предлагаемых для использования в команде или уже используемых психологических методик;
2) по вопросам формирования внутрикомандных взаимоотношений, в том числе:
- повышение эффективности тренировочного процесса, на основе учета индивидуально-психологических особенностей спортсмена (команды);
- решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне «тренер-спортсмен», «тренер-команда»;
3) по вопросам собственной профессиональной самореализации, в том числе:
- повышение эффективности профессиональной самореализации;
- помощь в подготовке научно-практических публикаций, планировании и проведении собственного диссертационного исследования;
- преодоление профессионального кризиса и профилактика профессионального выгорания.
|
3
|
Психологическое тестирование спортсменов и диагностика внутрикомандных взаимоотношений.
|
4
|
Подготовка (в.т.ч. совместная) методических материалов (брошюр, пособий, книг и др.).
|
5
|
Подбор квалифицированных психологов в команду, среди тех, кто прошел обучение (курсы ПК, стажировки).
|
Работа с национальными сборными командами может проводиться в комплексной научной группы (КНГ) и включать:
- Организацию и проведение углубленного психологического тестирования,
- Организацию и проведение этапного психологического тестирования,
- Организацию и проведение текущего психологического тестирования, осуществляемого в условиях проведения спортивных сборов,
- Осуществление психологического сопровождения спортсменов в условиях соревнований в рамках отраслевого регламента обследования соревновательной деятельности.
- Информационное обеспечение, в т.ч. подготовку методических рекомендаций по наиболее актуальным вопросам спортивной психологии,
Работа со спортсменами высокой квалификации может быть
- очной по форме:
= в любом регионе силами сотрудников Лаборатории во время командировок или осуществляться силами обученных нами «республиканских» психологов, но по разработанным нами алгоритмам,
= в Москве во время приездов спортсменов на соревнования сотрудниками Лаборатории,
- заочной: с использованием Skype, E-mail и мобильной телефонной связи и выполняться сотрудниками Лаборатории, а также силами подготовленных психологов того или иного региона по разработанным нами алгоритмам.
Для спортсменов высокой квалификации:
№
|
Основные формы и направления работы
|
Очно
|
Заочно
|
TF
|
e
|
1
|
Проведение психодиагностики и подготовка объективной информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах» спортсмена, в том числе тестирование в режиме on-line
|
+
|
-
|
+
|
2
|
Консультирование:
- по вопросам спортивной психологии;
- по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных вопросов.
|
+
+
|
+
-
|
+
+
|
3
|
Прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов
|
+
|
-
|
+
|
4
|
Подбор тематической информации по значимым для спортсмена вопросам спортивной психологии, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития
|
+
|
-
|
+
|
5
|
Разработка индивидуальных программ:
- психологической подготовки к ответственным соревнованиям;
- коррекции неблагоприятных состояний.
|
+
+
|
-
+
|
+
+
|
6
|
Индивидуальные психологические тренинги: обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в т.ч. с использованием специальных компьютерных программ биоуправления
|
+
|
-
|
+
|
7
|
Проведение заочного мониторинга психофизического состояния спортсмена и его коррекция
|
-
|
+
|
+
|
8
|
Оказание экстренной психологической помощи («Call-центр»)
|
+
|
+
|
+
|
9
|
Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне:
- «спортсмен-спортсмен»,
- «спортсмен-команда»,
- «спортсмен-тренер».
|
-
-
+
|
+
-
+
|
+
+
+
|
10
|
На соревновательном этапе:
- «предстартовая» психологическая подготовка;
- психологическая поддержка во время проведения соревнований;
- совместный со спортсменом и тренером анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований.
|
+
+
+
|
+
+
-
|
+
-
+
|
Дополнительно в работе с командой:
- проведение групповых бесед по темам, интересующим команду;
- обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др.
|
Психологическая помощь в кризисных житейских ситуациях
|
Проект «Социализация спортсмена»:
- тестирование с акцентом на профориентацию;
- подготовка программного обеспечения для самообразования;
- организация условий для освоения профессии «Спортивный психолог».
|
В работе со спортивным резервом и родителями юных спортсменов могут быть использованы следующие формы и направления работы:
А) Для спортивного резерва
1
|
Консультирование по вопросам психологической подготовки, в том числе:
- проведение углубленного психологического тестирования;
- индивидуальный психологический тренинг: обучение приемам самоконтроля, саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в т.ч. с использованием специальных компьютерных программ биоуправления;
- разработка индивидуальных программ коррекции неблагоприятных состояний;
- разработка индивидуальных программ психологической подготовки к ответственным соревнованиям;
- заочный мониторинг и коррекция психофизического состояния спортсмена в период ответственных соревнований или спортивных сборов;
- на соревновательном этапе:
- предстартовая психологическая подготовка;
- психологическое сопровождение во время соревнований;
- видеосъёмка;
- совместный с тренером анализ полученного опыта побед и поражений.
|
2
|
Консультирование по вопросам физической подготовки, в том числе:
- разработка индивидуального спортивного дневника;
- обучение системному учету и анализу тренировочной работы;
- оценка уровня тренировочных и соревновательных нагрузок;
- тестирование двигательной подготовленности, в том числе экспресс-тестирование уровня физического состояния;
- прогнозирование личного спортивного результата;
- корректировка программ самостоятельных тренировок в соответствии с базовыми методическими принципами спортивной подготовки;
- составление комплексов специальных упражнений;
- разработка индивидуальных программ физических тренировок (восстановительной, поддерживающей или развивающей направленности);
- обучение приемам самоконтроля, необходимым для спортивных тренировок.
|
Б) Для родителей молодых спортсменов:
1) Определение базовых и актуальных жизненных ценностей ребенка, места спортивной деятельности среди остальных приоритетов его развития;
2) Консультации по вопросам
- мотивации к занятиям спортом, психологической поддержки, улучшения взаимопонимания и др.;
- выбора ребенком спортивной специализации и построения дальнейшей спортивной карьеры;
- самостоятельной физической подготовки юного спортсмена.
3) Тематическое информирование (выступление на родительских собраниях).
4) Подготовка методических рекомендаций и информационных материалов.
Работа с психологами республиканских, краевых и областных спортивных организаций предусматривает:
- Обучение на курсах повышения квалификации по направлению «Спортивная психология», организованных нашей Лабораторией в Москве,
- Организацию после прохождения Курсов стажировок спортивных психологов по программам и под контролем специалистов Лаборатории в ведущих спортивных, научных или учебных организациях региона,
- Регулярное проведение вебинаров и видео-конференций,
- Консультирование по вопросам профессиональной самореализации,
- Экстренную помощь психологам региона в сложных для них ситуациях,
- Регулярная рассылка актуальных тематических материалов,
- Регулярное информирование спортивных психологов о проходящих в стране и за рубежом научно-практических конференциях и возможностях участия в них,
- Подготовка методических рекомендаций (в т.ч.совместных) по наиболее актуальным вопросам спортивной психологии,
- Помощь в подготовке научных публикаций (предварительная структура, редактирование, рецензирование),
- Помощь в планировании, проведении и оформлении диссертационного исследования, а также научное руководство некоторыми диссертационными исследованиями. Итак, для спортивных психологов республик могут представлять интерес:
|
Возможности повышения эффективности профессиональной деятельности:
|
1
|
Использование апробированной нами системы психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки
|
2
|
Использование в ражиме on-line психодиагностической компьютерной программы "Отношение к предстоящему соревнованию", размещенной на сайте Лаборатории
|
3
|
Использование для проведения лекционной и консультативной работы со спортсменами методических, фото, аудио и видео материалов
|
4
|
Супервизия
|
5
|
Консультации по вопросам успешной профессиональной самореализации
|
6
|
Оперативная помощь в решении конфликтных ситуаций, возникающих на уровне «психолог-тренер» и др.
|
|
Возможности карьерного роста:
|
7
|
Отзывы и рецензии на научно-методические публикации
|
8
|
Помощь в подготовке публикаций, научно-методических разработок и т.д. Подготовка совместных научно-практических публикаций
|
9
|
Письменные экспертные заключения с оценкой ваших авторских разработок, методик, программ и технологий работы
|
10
|
Размещение на сайте Лаборатории ваших материалов в виде статей (интернет-публикации), фото и видео материалов о вашей успешной работе
|
11
|
Регулярное информирование о предстоящих российских и международных семинарах, конференциях и др.
|
12
|
Проведение на базе ваших спортивных организаций совместных научно-практических семинаров для тренерского состава, педагогов-психологов, родителей юных спортсменов, а также обучающих занятий и тренингов для спортсменов различной квалификации
|
13
|
Помощь в планировании, подготовке и проведении диссертационного исследования
|
Возможности повышения квалификации:
|
14
|
Экспертная оценка предлагаемых для использования в команде или уже используемых психологических или психодиагностических методик
|
15
|
Подготовка тематических информационных материалов (по вашему запросу)
|
16
|
Регулярное информирование: о новых возможностях системного психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки, об использовании специального оборудования для диагностики и коррекции психофизического состояния спортсменов и т.д.
|
17
|
Обучение на курсах повышения квалификации "Спортивная психология" (72 часа), участие в тематических научно-практических семинарах
|
Этапность работы:
Независимо от содержания, работа на первом этапе должна проводиться совместно со специалистами какой-либо республиканской организации и максимально широким привлечением психологов – волонтеров. Это, с одной стороны, обеспечит практическую передачу нашего опыта, а с другой – во многом упростит преодоление существующего «языкового барьера».
Одновременно с практической работой мы планируем совместную со республиканскими специалистами разработку соответствующих национальных отраслевых стандартов и программ.
После того как система психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки в республике будет налажена, задачи Лаборатории могут быть ограничены общим курированием, экстренной помощью спортсменам и специалистам отрасли, подготовкой методических пособий и повышением квалификации национальных кадров.
Первоочередные меры:
- Разместить на сайтах спортивных организаций один из баннеров нашей Лаборатории (См. http://www.self-master-lab.ru/notice/12-uncategorised/349-bannery-laboratorii.html) и Интернет-ссылку на интерактивный опрос «Отношение к предстоящему соревнованию» (http://www.self-master-lab.ru/ops1.htm). Таким образом, мы поможем спортсменам и тренерскому составу самостоятельнои бесплатно(в режиме on-line)проводить психологическое тестирование на тему «Отношение к предстоящему соревнованию». Опираясь на полученный результат, сам спортсмен, его тренер или родители юных спортсменовсмогут внести в процесс психологической подготовки соответствующие коррективы.
- Создать на сайтах спортивных организаций тематическую страничку, посвященную психологической самоподготовке спортсменов. В отсутствии штатных психологов в этих организациях сотрудники Лаборатории, а также спортивные психологи-волонтеры могут регулярно готовить и направлять в эти организации тематические материалы.
- Организовать обучение психологов региона на курсах повышения квалификации, организованных нашей Лабораторией в Москве, для чего во все спортивные организации республики направить соответствующее информационные письма,
- Провести исследование - тематический опрос всего тренерского корпуса республиканских сборных команд с целью определения специфики и наиболее важных направлений психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки (вопросы должны быть сформулированы на русском и национальном языке),
- Провести исследование - тематический опрос спортсменов сборных команд республики и ближайшего резерва с целью определения специфики и наиболее важных направлений психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки (вопросы на русском и национальном языке),
- Подготовить и издать серию методических материалов для тренерского состава и спортсменов высокой квалификации (на двух языках), а также спортивных психологов республики,
- Разработать положение о «Республиканской психологической службе по работе со спортсменами высокой квалификации» (правовые, организационные, финансовые вопросы, ее структура и т.д.). На базе такого подразделения (или самостоятельной организации) может осуществляться и «психологический блок» работы КНГ при сборных командах республики, системная работа со всеми спортивными организациями региона и подготовка национальных кадров спортивных психологов,
- Подготовить и утвердить «Республиканскую программу психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки»,
- Организовать и провести обучающий семинар для тренерского состава, спортивных психологов, спортсменов высокой квалификации с раздачей каждому участнику соответствующих тематических материалов, методической направленности.
В основе данного «пакета» предложений положен опыт сотрудничества Лаборатории со специалистами ведущих спортивных организаций Москвы, Московской и Воронежской области, Республики Саха (Якутия) и Республики Казахстан, а также со спортивными психологами других регионов, прошедших обучение на организованных нами курсах повышения квалификации «Спортивная психология».